Организация занятости и трудоустройства населения в России
Вступление России в рыночные отношения означало неизбежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и запрета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работников, кто действительно трудится. В то же время работники, рабочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, возросла по сравнению с 1992 годом в 2,3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистрированных безработных за этот же период возросла в 1,4 раза и составила на начало 1994 года 835 тыс. человек.1 Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регулирования отношений занятости и трудоустройства.
Законодательство о занятости и трудоустройстве |
Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости
населения в Российской Федерации»2 (далее-
Закон о занятости), подробная характеристика которого будет дана ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройстве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специальной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными закона-
_____________________________
1 См.: Федеральная программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1994 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1517. 2СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
198 Правовое обеспечение профессиональной деятельности
ми, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.
Важнейшим условием эффективного правового регулирования занятости и трудоустройства является разработка государственной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государственные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные целевые программы содействия занятости населения1.
Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустройству играет определение Законом о занятости основных юридических понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подходящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.
Понятия и формы занятости |
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане:
• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуются специально для безработных;
________________________________
1 См., напр.: Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4005.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 199
• занимающиеся предпринимательской деятельностью;
• занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
• выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским
договорам;
• являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
• избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
• проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
• проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обучение по направлению службы занятости населения;
• временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе, исполнением других государственных обязанностей и др.);
• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за
исключением организаций, участники которых не имеют
прав в отношении их имущества - общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных
фондов.
Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчеркнуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законодательству России каждому гражданину принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные
200 Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
права граждан и гарантии государства в области занятости.
Права граждан и Гарантии государства В области занятости |
Основными правами граждан в сфере занятости являются:
1) право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;
2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора сферы
деятельности, трудоустройства, возможности профессионально
го обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
3) в случае признания их безработными - право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами Российской Федерации;
5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законодательством порядке;
6) иные права, предусмотренные законом.
Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следующем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.
Гарантии государства в реализации права граждан на труд |
Государство гарантирует всем гражданам
Российской Федерации:
• свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;
· охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 201 |
Безработным гражданам государство гарантирует:
• бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
• обеспечение социальной поддержки;
• компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
• бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;
• возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.
Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения |
Дополнительныегарантии занятости для от-
дельных категорий населения состоят в том,
что государство:
1)обеспечивает дополнительные гарантии
гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем:
• разработки и реализации целевых программ содействия занятости;
• создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов);
• установления квоты для приема на работу инвалидов1;
• предоставления услуг по профессиональной ориентации;
• организации обучения по специальным программам и другими мерами;
2) в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантирует гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям -детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации;
3) устанавливает преимущественное право жен (мужей) во-
1 Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563).
202 Правовое обеспечение профессиональной деятельности еннослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Органы занятости населения и их функции |
Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность федеральной государственной службы занятости населения1. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).
Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:
• анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);
• информирование о состоянии рынка труда;
• ведение учета свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу;
• информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;
• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
• оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;
• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, в том числе по договорам с учебными заведениями;
• регистрация безработных граждан;
• участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления общественных работ;
• назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан,
предоставляются органами службы занятости бесплатно.
__________________________
1 См.: Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. // СЗ РФ 1997 № 17. Ст. 2019.
Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 203
При осуществлении своих функций органы занятости населения вправе запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти и работодателей информацию, связанную с занятостью населения, а также другие материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компетенцию.
Помимо органов, входящих в систему государственной службы занятости населения, услуги по трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения могут оказывать и негосударственные организации. Такая деятельность может осуществляться только юридическими лицами на основании соответствующих лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости. Что касается деятельности, связанной с трудоустройством российских граждан за границей, то на территории России ее вправе осуществлять только российские юридические лица на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
■ 1. Какими причинами вызвана необходимость правового регулирования занятости и трудоустройства населения? Что такое государственная политика содействия занятости населения и каковы ее задачи?
II 2. Дайте общую характеристику законодательства о занятости и трудоустройстве. Каково его значение в реализации государственной политики содействия занятости?
Ш 3. Что такое занятость? Какие формы занятости Вам известны?
II 4. Назовите основные права граждан в области занятости.
Ш 5. Расскажите о гарантиях государства в сфере занятости. На какие группы они подразделяются?
Щ 6. Перечислите органы занятости населения в РФ. Каковы функции этих органов? Каковы их права?
Я 7. Могут ли оказывать услуги по трудоустройству и профессиональной ориентации граждан негосударственные организации?
204 Правовое обеспечение профессиональной деятельности