Организация занятости и трудоустройства населения в России

Вступление России в рыночные отношения означало неиз­бежный переход и к рынку труда. В условиях свободы труда и за­прета принуждения к труду рабочая сила становится товаром, а это предполагает более справедливую оплату труда тех работ­ников, кто действительно трудится. В то же время работники, ра­бочая сила которых перестает пользоваться спросом на рынке труда, становятся безработными. В России проблема безработицы начинает привлекать к себе внимание в начале 90-х годов. Так за 1993 год численность работников, занятых в режиме неполного рабочего времени или находящихся в вынужденных отпусках без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, воз­росла по сравнению с 1992 годом в 2,3 раза и к началу 1994 года достигла 4 млн. человек; численность официально зарегистриро­ванных безработных за этот же период возросла в 1,4 раза и со­ставила на начало 1994 года 835 тыс. человек.1 Появление в России безработицы и ее рост вызвали необходимость правового регули­рования отношений занятости и трудоустройства.

Законодательство о занятости и трудоустройстве

Основным нормативно-правовым актом в данной сфере правового регулирования является

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости

населения в Российской Федерации»2 (далее-

Закон о занятости), подробная характеристика которого будет да­на ниже. Важным источником норм о занятости и трудоустройст­ве является также Трудовой кодекс РФ. В нем, в отличие от ранее действовавшего Кодекса законов о труде (КЗоТ РФ), нет специаль­ной главы об обеспечении занятости населения. Однако нормы, регулирующие данные отношения, содержатся в других разделах ТК РФ (например, в гл. 27 «Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора», разделе IX «Про­фессиональная подготовка, переподготовка и повышение квали­фикации работников» и др.). Кроме того, отношения занятости и трудоустройства регулируются иными федеральными закона-

_____________________________

1 См.: Федеральная программа содействия занятости населения Российской Феде­рации на 1994 год, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1517. 2СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.

198 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

ми, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, в том числе законодательством субъектов РФ.

Важнейшим условием эффективного правового регулирова­ния занятости и трудоустройства является разработка государст­венной политики содействия занятости населения и закрепление ее основ в нормах законодательства. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, предупреждение массовой и сокра­щение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, осуществление иных мероприятий в целях обеспечения реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.

Закон о занятости закрепляет правовые, экономические и организационные основы этой политики, в том числе государст­венные гарантии по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. Правительство РФ разрабатывает и осуществляет феде­ральные целевые программы содействия занятости населения1.

Немаловажную роль в нормативно-правовом обеспечении государственной политики содействия занятости и трудоустрой­ству играет определение Законом о занятости основных юридиче­ских понятий, таких как «занятость», «занятые граждане», «подхо­дящая и неподходящая работа», «безработный гражданин» и др.

Понятия и формы занятости

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противореча­щая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Соответственно, формы занятости - это конкретные виды указанной деятельности, осуществляя которые граждане признаются, с точки зрения закона, занятыми. Занятыми считаются граждане:

• работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо непол­ного рабочего времени, а также имеющие иную оплачивае­мую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ, которые организуют­ся специально для безработных;

________________________________

1 См., напр.: Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы // СЗ РФ. 1998. № 33. Ст. 4005.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 199

• занимающиеся предпринимательской деятельностью;

• занятые в подсобных промыслах и реализующие продук­цию по договорам;

• выполняющие работы (оказывающие услуги) по договорам гражданско-правового характера, в том числе по авторским

договорам;

• являющиеся членами производственных кооперативов (ар­телей);

• избранные, назначенные или утвержденные на оплачивае­мую должность;

• проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполни­тельной системы;

• проходящие очный курс обучения в образовательных уч­реждениях, в том числе общеобразовательных, учреждениях профессионального образования и других, включая обуче­ние по направлению службы занятости населения;

• временно отсутствующие на рабочем месте по уважительной причине (в связи с нетрудоспособностью, отпуском, пере­подготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подго­товкой к военной службе, исполнением других государст­венных обязанностей и др.);

• являющиеся учредителями (участниками) организаций, за
исключением организаций, участники которых не имеют
прав в отношении их имущества - общественных и религи­озных организаций (объединений), благотворительных и иных

фондов.

Все остальные граждане считаются незанятыми. Незанятое население в обществе есть всегда. Его образуют не только лица, ищущие работу, но и не желающие трудиться. Важно подчерк­нуть, что незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Это связано с тем, что согласно Конституции РФ и трудовому законо­дательству России каждому гражданину принадлежит исключи­тельное право распоряжаться своими способностями к производи­тельному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.

Наряду с основными понятиями (некоторые из них будут рассмотрены ниже) Закон о занятости закрепляет основные


200 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

права граждан и гарантии государства в области занятости.

Права граждан и Гарантии государства В области занятости

Основными правами граждан в сфере заня­тости являются:

1) право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения;

2) право на бесплатную консультацию и бесплатное получе­ние информации в органах службы занятости в целях выбора сферы
деятельности, трудоустройства, возможности профессионально­
го обучения, выбора профессии (для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);

3) в случае признания их безработными - право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;

4) право на самостоятельный поиск работы и трудоустрой­ство за пределами Российской Федерации;

5) право обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в установленном законода­тельством порядке;

6) иные права, предусмотренные законом.

Гарантии государства в области занятости подразделяются на три группы: а) гарантии в реализации права граждан на труд, б) дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения и в) гарантии социальной поддержки безработных. Последняя группа гарантий подробно рассматривается в следую­щем параграфе настоящей главы, поэтому здесь остановимся только на гарантиях первых двух групп.

Гарантии государства в реализации права граждан на труд

Государство гарантирует всем гражданам

Российской Федерации:

• свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с разными режимами труда;

· охрану труда, правовую защиту от необоснованного уволь­нения или необоснованного отказа в приеме на работу в со­ответствии с законодательством о труде;

· бесплатное содействие в подборе подходящей работы и тру­доустройстве при посредничестве органов службы занятости.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 201

Безработным гражданам государство гарантирует:

• бесплатные профессиональную ориентацию, профессио­нальную подготовку, переподготовку и повышение квалифи­кации по направлению органов службы занятости;

• обеспечение социальной поддержки;

• компенсацию в соответствии с законодательством матери­альных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы заня­тости;

• бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

• возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуе­мых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Дополнительные гарантии занятости для отдельных категорий населения

Дополнительныегарантии занятости для от­-
дельных категорий населения состоят в том,
что государство:
1)обеспечивает дополнительные гарантии

гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем:

• разработки и реализации целевых программ содействия за­нятости;

• создания дополнительных рабочих мест и специализирован­ных организаций (включая организации для труда инвалидов);

• установления квоты для приема на работу инвалидов1;

• предоставления услуг по профессиональной ориентации;

• организации обучения по специальным программам и дру­гими мерами;

2) в соответствии с заключенными коллективными догово­рами (соглашениями) гарантирует гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улуч­шение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям -детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с граж­данами, работающими в данной организации;

3) устанавливает преимущественное право жен (мужей) во-

1 Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4563).

202 Правовое обеспечение профессиональной деятельности еннослужащих и граждан, уволенных с военной службы, поступ­ления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Органы занятости населения и их функции

Федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере занятости и трудоустройства, является Министерство труда и социального развития РФ, которое возглавляет и организует деятельность фе­деральной государственной службы занятости населения1. В субъектах РФ создаются подведомственные Министерству труда и социального развития РФ территориальные органы по вопросам занятости населения. В систему органов занятости населения РФ входят также государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения).

Основными функциями и обязанностями органов занятости являются:

• анализ и прогнозирование состояния рынка труда (изучение спроса на рабочую силу и ее предложения);

• информирование о состоянии рынка труда;

• ведение учета свободных рабочих мест и граждан, ищущих работу;

• информирование граждан и работодателей о наличии свободных рабочих мест и свободной рабочей силы;

• содействие гражданам в поиске подходящей работы, а рабо­тодателям в подборе необходимых работников;

• оказание помощи гражданам в профессиональной ориентации;

• организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, в том числе по до­говорам с учебными заведениями;

• регистрация безработных граждан;

• участие в организации органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления обще­ственных работ;

• назначение и выплата пособий по безработице, стипендий гражданам в период обучения по направлению органов службы занятости, оказание материальной и иной помощи безработным и лицам, находящимся на их содержании. Все услуги, связанные с содействием занятости граждан,

предоставляются органами службы занятости бесплатно.

__________________________

1 См.: Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Феде­рации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. // СЗ РФ 1997 № 17. Ст. 2019.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 203

При осуществлении своих функций органы занятости на­селения вправе запрашивать и получать в установленном поряд­ке от органов исполнительной власти и работодателей информа­цию, связанную с занятостью населения, а также другие матери­алы, необходимые для решения вопросов, входящих в их компе­тенцию.

Помимо органов, входящих в систему государственной службы занятости населения, услуги по трудоустройству, про­фессиональной ориентации и психологической поддержке безра­ботных граждан и незанятого населения могут оказывать и него­сударственные организации. Такая деятельность может осуще­ствляться только юридическими лицами на основании соответст­вующих лицензий, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии заключения органов службы занятости. Что касается деятельности, связанной с трудоустройством рос­сийских граждан за границей, то на территории России ее вправе осуществлять только российские юридические лица на основании лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательст­вом РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

■ 1. Какими причинами вызвана необходимость правового ре­гулирования занятости и трудоустройства населения? Что такое государственная политика содействия занятости на­селения и каковы ее задачи?

II 2. Дайте общую характеристику законодательства о занято­сти и трудоустройстве. Каково его значение в реализации государственной политики содействия занятости?

Ш 3. Что такое занятость? Какие формы занятости Вам известны?

II 4. Назовите основные права граждан в области занятости.

Ш 5. Расскажите о гарантиях государства в сфере занятости. На какие группы они подразделяются?

Щ 6. Перечислите органы занятости населения в РФ. Каковы функции этих органов? Каковы их права?

Я 7. Могут ли оказывать услуги по трудоустройству и профес­сиональной ориентации граждан негосударственные орга­низации?

204 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Наши рекомендации