Правовое положение безработных граждан

Условия и порядок признания граждан безработными

Приоритетной группой населения, на обеспечение занятос­ти которой в первую очередь направлена деятельность органов
федеральной государственной службы занятости, являются без­
работные граждане. Условия и порядок приобретения граждани­ном статуса безработного определяются Законом о занятости.
Согласно Закону о занятости безработными
признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут ра­боту и готовы приступить к ней. Вместе с тем гражданин, обратив­шийся в орган службы занятости в целях трудоустройства, приоб­ретает статус безработного не сразу, а только при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня его регистрации. Исходя из этого, можно назвать условия призна­ния гражданина безработным. Гражданин признается безработ­ным, если он:

• трудоспособен. Трудоспособными признаются граждане в возрасте от 16 до 55 (женщины) и 60 лет (мужчины), если они не признаны в установленном порядке инвалидами I или П группы (Ш или П степени ограничения способности к трудо­вой деятельности, согласно новому пенсионному законода­тельству)1;

• не имеет работы и заработка (дохода)2;

• зарегистрирован в органах службы занятости по месту жи­тельства в целях поиска подходящей работы;

• ищет работу и готов приступить к ней;

• не трудоустроен в течение 10 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы;

• представил в орган службы занятости все необходимые до­кументы - паспорт, трудовую книжку или документы, их за­меняющие, документы, удостоверяющие его профессио­нальную квалификацию, справку о среднем заработке за

1Однако следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 25 Федерального закона
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» безработным может быть
признан инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом
характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке. Решение о
признании инвалида безработным принимается органами службы занятости.

2При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и со­
храняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной
службы) в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата (подробнее
об этом см. § 4 гл. 7 настоящего учебника).

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 205

последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имею­щих профессии (специальности) - паспорт и документ об

образовании.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятос­ти не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов. Однако статус безработного при­обретается как бы с «обратной силой» - не в день принятия реше­ния о признании гражданина безработным, а в день предъявления им указанных документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработ­ными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в ор­ганах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы вре­менного характера, а впервые ищущие работу (ранее не ра­ботавшие), не имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Вместе с тем гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности)

дважды;

• не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходя­щей работы;

• не явившиеся в срок, установленный органами службы заня­тости для регистрации их в качестве безработных;

• осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения

свободы;

• представившие документы, содержащие заведомо ложные
сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­
ставившие другие недостоверные данные для признания их
безработными.

206 Правовое обеспечение профессиональной деятельности Правовое положение безработных граждан - student2.ru Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане, которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы службы занятости через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Принципиальное значение при решении вопросов, связан­ных с признанием гражданина безработным, и ряда других имеет понятие подходящей работы.

Понятие подходящей работы

Подходящая работа - это такая работа, которая соответствует: а) профессиональной

пригодности работника с учетом уровня его

профессиональной подготовки; б) условиям

последнего места работы1; в) состоянию здоровья; г) транспортной доступности рабочего места2. При этом не имеет значения, явля­ется ли такая работа временной или постоянной.

Вместе с тем для отдельных категорий безработных подхо­дящей считается и иная оплачиваемая работа, не соответствую­щая указанным признакам (в том числе общественные работы), если только она отвечает требованиям трудового законодательства. К таким категориям относятся граждане:

• впервые ищущие работу (ранее не работавшие);

• не имеющие профессии (специальности);

• уволенные более одного раза в течение одного года, пред­шествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством;

• ранее занимавшиеся предпринимательской деятельностью;

• стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;

• направленные органами службы занятости на обучение и отчисленные за виновные действия;

• отказавшиеся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы;

• состоящие на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавшие;

• обратившиеся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.

_____________________

1 Не принимаются во внимание условия оплачиваемых общественных работ. 2 Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства гражданина, ищущего работу, определяется соответствующим органом местного самоуправле­ния с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 207

В любом случае не может считаться подходящей работа, если:

1) она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

2) условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

3) предлагаемый заработок ниже среднего заработка граж­данина, исчисленного за последние три месяца по последнему ме­сту работы1.

Правовой статус безработного

Правовое положение безработных граждан определяется принадлежащими им правами и обязанностями. Однако главные особенно­сти этого статуса проявляются в государственных гарантиях со­циальной поддержки безработных. Государство гарантирует без­работным:

• выплату пособия по безработице, в том числе в период вре­менной нетрудоспособности безработного;

• выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности;

• возможность участия в оплачиваемых общественных рабо­тах;

• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в дру­гую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости.

Кроме того, время, в течение которого гражданин получает пособие по безработице, стипендию, принимает участие в общест­венных работах, время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, а также период временной нетрудоспособности, отпуска по бере­менности и родам, призыва на военные сборы, привлечения к меро­приятиям, связанным с подготовкой к военной службе, с исполнени­ем государственных обязанностей, не прерываает трудового стажа и засчитывается в стаж уплаты страховых взносов, имеющий значе­ние для установления права на трудовые пенсии.

Помимо государственных гарантий социальной поддержки правовой статус безработного характеризуется также тем, что при определенных условиях гражданин, признанный безработным,

____________________

1 Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населе­ния. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума.

208 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

имеет право на бесплатную профессиональную подготовку, повы­шение квалификации и переподготовку. В период безработицы безработному гражданину и лицам, находящимся у него на содер­жании, органами службы занятости может быть оказана матери­альная и иная помощь.

Пособие по безработице

Одновременно с решением о признании гражданина безработным принимается решение о назначении ему пособия по безра­ботице.

Поскольку для признания гражданина безработным причи­на его увольнения с предыдущего места работы значения не име­ет, постольку она может сказаться лишь на выплате пособия, но не влияет на иные образующие статус безработного правомочия1. Так, в соответствии с законом выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случае, если его получатель был уволен с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом.

Размер пособия по безработице дифференцируется в зави­симости от категории безработных.

1. Для граждан, уволенных из организаций по любым осно­ваниям в течение года, предшествовавшего началу безработицы,
и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 ка­лендарных недель, пособие начисляется:

• в первые три месяца безработицы - в размере 75 % от их среднемесячного заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы;

• в следующие четыре месяца - в размере 60 %;

• в дальнейшем - в размере 45 %.

Однако во всех случаях размер пособия не может превы­шать величину прожиточного минимума и быть ниже 20 % этой ве­личины. При этом размер пособия во всяком случае не должен быть ниже 100 рублей.

Так же определяется размер пособия гражданам, уволен­ным с военной службы, из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. За основу в этих случаях берется среднемесячный размер денежного довольствия гражданина.

3. Иным гражданам, не отвечающим указанным выше при-

______________________

1 Например, гражданин с его согласия может быть направлен на общественные ра­боты, за ним сохраняется стаж, дающий право на пенсию и т. д.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 209

знакам, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим) или не имеющим профессии (специальности), пособие выплачи­вается в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Для некоторых безработных Закон о занятости предусмат­ривает повышенный размер пособия. К таким безработным отно­сятся граждане, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чер­нобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25 % на срок до одного месяца в случаях:

• неявки без уважительных причин на переговоры о трудо­устройстве с работодателем в течение трех дней со дня на­правления органами службы занятости;

• отказа без уважительных причин явиться в органы службы

занятости для получения направления на работу (учебу).

Правовой статус безработного

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Из этого правила есть одно исключение. Со­гласно трудовому законодательству за гражданами, уволенными из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, в течение определенного периода (двух-трех месяцев) со­храняется средняя заработная плата. Поэтому, если такие граждане признаны в установленном порядке безработными, но не трудоустро­ены в указанный период, пособие по безработице начисляется и вы­плачивается им начиная с первого дня по истечении этого периода.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в сум­марном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае не предоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления могут устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты, однако это возможно только за счет средств соответствую­щих бюджетов.

210 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

Приостановление выплаты пособия

Выплата пособия может быть приостановлена на сорок до трех месяцев в следующих случаях:

• отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей

работы;

• отказ по истечении трехмесячного периода безработицы
от участия в оплачиваемых общественных работах или от
направления на обучение органами службы занятости. Дан­ное основание распространяется только на граждан, впервые
ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую
деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию без уважи­тельных причин более одного раза в течение одного года,
предшествовавшего началу безработицы;

• явка безработного на перерегистрацию в состоянии алко­гольного, наркотического или иного опьянения;

• увольнение с последнего места работы (службы) за нару­шение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законом;

• отчисление гражданина, направленного на обучение орга­нами службы занятости, с места обучения за виновные дей­ствия;

• самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости;

• нарушение безработным без уважительных причин условий
и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

В случае приостановления выплаты пособия по безработице этот период, тем не менее, засчитывается в общий период выпла­ты пособия (т. е. неполученные суммы не могут быть получены впоследствии) и не засчитывается в стаж уплаты страховых взно­сов, имеющий значение при установлении права на трудовые пен­сии.

Закон о занятости предусматривает также периоды, когда выплата пособия по безработице не производится (приостанавли­вается), но которые не засчитываются в общий период выплаты пособия и продлевают его. Это периоды:

• отпуска по беременности и родам;

• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях про­фессионального образования;

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 211

• призыва безработного на военные сборы, привлечения к ме­роприятиям, связанным с подготовкой к военной службе,
с исполнением государственных обязанностей.

Прекращение выплаты пособия

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в слу­чаях:

• признания гражданина занятым по предусмотренным Зако­ном о занятости основаниям;

• прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии;

• длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

• переезда безработного в другую местность;

• попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

• осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

• назначения в соответствии с пенсионным законодательст­вом пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Материальная и иная помощь

Закон предусматривает возможность оказания органами службы занятости в период безработицы гражданина материальной и иной помощи:

• безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты;

• лицам, находящимся на содержании безработного. К ним относятся лица, не достигшие 18 лет (учащиеся - 24 лет), проживающие на средства безработного гражданина, не имеющие самостоятельных источников дохода (в том числе не получающие стипендий, пенсий и пособий по безработице, не находящиеся на государственном содержании) и состоя­щие с ним в родстве;

• гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку (при необходимости).

Эта помощь предполагает, в частности, дотации за пользова­ние детскими дошкольными учреждениями, жильем, коммунальны­ми услугами, общественным транспортом, услугами здравоохране-

212 Правовое обеспечение профессиональной деятельности ния и общественного питания.

Общественные работы

Важным средством социальной поддержки

безработных и обеспечения временной занятости населения являются также оплачиваемые общественные работы, под которыми понимается обще­доступная трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной соци­альной поддержки граждан, ищущих работу. Общественные работы организуются органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости, как правило, в государственных либо муниципальных организациях, а также в частных организа­циях с их согласия.

Участие граждан в общественных работах является добро­вольным и основано на заключаемом с ними срочном трудовом договоре. Поэтому на этих граждан в полной мере распространя­ется законодательство о труде, в том числе об оплате труда, и со­циальном страховании. Кроме того, в период участия безработных граждан в общественных работах за ними, по общему правилу, сохраняется право на получение пособия по безработице.

Преимущественным правом на заключение трудового дого­вора об участии в общественных работах пользуются безработ­ные граждане, не получающие пособия по безработице, а также безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть рас­торгнут им досрочно при устройстве на постоянную или времен­ную работу.

При направлении на общественные работы учитываются со­стояние здоровья, возрастные, профессиональные и другие инди­видуальные особенности граждан1.

Профессиональное обучение

Профессиональное обучение безработных обучение граждан, включающее профессиональную подготовку, повышение квалификации и пе­реподготовку, является важнейшим фактором активной политики занятости населения и направлено на развитие трудовых ресурсов, обеспечение продуктивной, свободно избранной занятости граж­дан, усиление их социальной защищенности посредством повы­шения роста профессионального мастерства, профессиональной

______________________

1Подробнее об оплачиваемых общественных работах см.: Положение об организа­ции общественных работ, утв. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. // СЗ РФ. 1997. № 29. Ст. 3533.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 213

мобильности и конкурентоспособности на рынке труда. Профес­сиональное обучение проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, и повышает возможнос­ти безработных граждан в поиске оплачиваемой работы (доходно­го занятия). Профессиональное обучение может также прово­диться по профессиям, специальностям под конкретные рабочие места, предоставляемые работодателями в соответствии с заклю­чаемыми с ними органами занятости договорами. Однако не допу­скается получение безработными гражданами по направлению органов занятости второго высшего или среднего профессио­нального образования.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан осуществляются в обра­зовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных учебных заведениях в соответствии с договорами. Профессио­нальное обучение безработных граждан является интенсивным и, как правило, краткосрочным. Его продолжительность устанав­ливается профессиональными образовательными программами и не должна превышать шести месяцев, а в отдельных случаях -календарного года.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка безработных граждан могут осуществляться по направлению органов службы занятости, если:

а) невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутст­вия у гражданина необходимой профессиональной квалификации;

б) необходимо изменить профессию (специальность, род за­нятий) в связи с отсутствием работы, отвечающей имеющимся
у гражданина профессиональным навыкам;

в) гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

Право пройти профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку в приоритетном порядке имеют безработные инвалиды, безработные граждане по истечении ше­стимесячного периода безработицы, граждане, уволенные с воен­ной службы, жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, выпускники общеобразовательных учрежде­ний, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не рабо­тавшие), не имеющие профессии (специальности).

Профессиональное обучение безработных граждан вклю­чает в себя следующие виды обучения:

214 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

профессиональная подготовка с целью ускоренного приоб­ретения обучающимися навыков, необходимых для выполне­ния определенной работы, группы работ;

• переподготовка рабочих для приобретения ими новых про­фессий для работы (доходного занятия) по этим профессиям;

• обучение рабочих, имеющих профессии, вторым профессиям для расширения их профессионального профиля и получения возможностей для работы (доходного занятия) по совмещае­мым профессиям;

• повышение квалификации рабочих с целью обновления зна­ний, умений и навыков, роста профессионального мастерства и повышения конкурентоспособности по имеющимся у них профессиям, а также изучения новой техники, технологии и других вопросов по профилю профессиональной деятель­ности;

• профессиональная переподготовка специалистов для полу­чения дополнительных знаний, умений и навыков по образо­вательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, а также получение новой квалификации в рам­ках имеющегося направления подготовки (специальности);

• повышение квалификации специалистов с целью обновления теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью ос­воения новых способов решения профессиональных задач;

• стажировка специалистов для формирования и закрепления на практике теоретических знаний, умений и навыков, при­обретения профессиональных и организаторских качеств для выполнения профессиональных обязанностей. Стажи­ровка может быть как самостоятельным видом обучения, так и одним из разделов учебного плана.

Одним из направлений профессионального обучения явля­ется обучение безработных граждан в целях последующей орга­низации предпринимательской деятельности. Оно может быть как самостоятельным курсом, так и одним из разделов учебного пла­на при профессиональной подготовке, переподготовке, обучении вторым профессиям, повышении квалификации.

Профессиональное обучение безработных граждан осуще­ствляется по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения и может быть курсовым (групповым) или индивидуальным.

Глава 6. Правовое регулирование занятости и трудоустройства 215

Стипендия

В зависимости от вида и формы профессиональное обучение
включает в себя теоретический курс, производственное обучение
(производственную практику) и при необходимости стажировку'.
Стипендия является одной из форм социальной поддержки безработных и выплачивается гражданам, проходящим профессиональную подготовку, повыше­ние квалификации и переподготовку по направлению органов служ­бы занятости. Стипендия начисляется с первого дня обучения.

Размер стипендии дифференцируется в зависимости от ка­тегорий безработных граждан, направляемых на обучение, и со­ставляет:

1) для граждан, утративших способность к выполнению прежней работы вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, - в размере 100 % среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины прожиточного минимума и не ниже 20 % его величины. Стипендия таким гражданам выплачива­ется за счет средств соответствующих организаций;

2) для граждан, уволенных из организаций в течение года, предшествовавшего началу обучения, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель, - в разме­ре 75 % от их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, но не выше величины про­житочного минимума и не ниже 20 % его величины;

3) для всех иных граждан, включая ранее не работавших или не работавших более одного года, - в размере стипендии, установленной государством для учебных заведений соответству­ющего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан.

Для некоторых категорий граждан Закон о занятости пре­дусматривает повышенный размер стипендии. К таким гражда­нам относятся безработные, имеющие на содержании иных лиц, а также граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследст­вие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф.

Размер стипендии может быть уменьшен на 25 % сроком на один месяц или выплата ее может быть приостановлена на срок до одного месяца в случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий без уважительной причины.

______________________

1 Подробнее о профессиональном обучении безработных см.: Положение об орга­низации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготов­ки безработных граждан и незанятого населения, утв. Постановлением Министер­ства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13 янва­ря 2000 г. // БНА. 2000. № II.

216 Правовое обеспечение профессиональной деятельности

При необходимости органы службы занятости могут опла­чивать стоимость проезда до места обучения и обратно и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных на профессио­нальную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие граждане по закону считаются безработными? Ка­ковы условия и порядок приобретения статуса безработного? Какие граждане не могут быть признаны безработными?

2. Назовите признаки подходящей работы. При каких усло­виях подходящей считается и иная оплачиваемая работа? Какая работа не может быть признана подходящей?

3. Дайте общую характеристику правового статуса безра­ботных.

4. Что такое пособие по безработице? Каковы его размер, порядок и продолжительность выплаты? В каких случаях выплата пособия приостанавливается, временно не произво­дится? Укажите основания прекращения выплаты пособия.

5. Расскажите о таких средствах социальной поддержки безработных, как материальная (или иная) помощь и обще­ственные работы.

6. Охарактеризуйте систему профессионального обучения безработных граждан: организация обучения, основания на­правления на обучение, его виды и формы.

7. Расскажите о стипендии как форме социальной поддержки безработных.


8. § 1. Понятие, содержание и виды трудового договора

ГЛАВА 7. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Понятие трудового договора

Одной из форм реализации гражданами их конституционного права на труд является трудовой договор. Наряду с ним существуют и другие формы реализации этого права - членство в производст­венном кооперативе, гражданско-правовые договоры подрядного типа, государственная служба, индивидуальное предпринима­тельство и др. Однако из всех указанных форм трудовой договор в настоящее время является преобладающей.

Трудовой договор - это соглашение, заключаемое между работодателем и работником, которое выступает основанием воз­никновения трудового правоотношения, т. е. взаимных прав и обя­занностей его сторон. Таким образом, трудовой договор представ­ляет собой наиболее важный юридический факт в трудовом праве. Основываясь на ст. 56 ТК РФ, можно дать следующее определение трудового договора.

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить предусмотренные правовыми нормами условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику зара­ботную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка.

Из приведенного определения следует, что сторонами тру­дового договора являются, с одной стороны, работодатель (орга­низация или физическое лицо), а с другой - работник. Работником как стороной трудового договора может быть любое физическое лицо, обладающее необходимым для "этого объемом трудовой праводееспособности.

Признаки трудового договора

Как известно, гражданин может выполнять трудовую деятельность также и на основании

гражданско-правовых договоров: подряда, поручения, возмездного оказания услуг, авторских договоров и др. Однако заключение любого из этих договоров не дает работнику таких гарантий, какие предоставляет ему трудовое законодатель­ство в случае заключения трудового договора. В связи с этим воз­никает необходимость определить те критерии, по которым тру-

218 Правовое обеспечение профессиональной деятельности довой договор отличается от иных договоров, предметом которых I выступает труд (работа) физических лиц. Такими критериями яв­ляются следующие характерные признаки трудового договора.

1. Трудовой договор предполагает выполнение работником определенной трудовой функции, которая чаще всего характе­ризуется профессией, специальностью и квалификацией работника и (или) занимаемой им должностью.

Трудовая функция - это круг тех действий, выполнение которых входит в трудовые обязанности работника. Трудовая функция определяется указанием рода работы, которую должен выполнять работник, или должности, которую он будет занимать. В большинстве случаев это требует указания на конкретную про­фессию, специальность и квалификацию работника (например, токарь по металлу 6-го разряда). Под профессией понимается со­вокупность приобретенных работником специальных трудовых на­выков, объединяемых общим названием (слесарь, столяр, медсес­тра, учитель и т. п.). В пределах одной профессии, как правило, различают несколько специальностей (например, учитель-мате­матик, учитель-биолог и т. п.). Квалификация характеризует сте­пень и вид профессиональной облученности работника и устанавли- j вается в форме присвоения работнику разряда, категории или диплома (например, диплом учителя, врача). Наиболее детально трудовая функция работника характеризуется в тарифно-квали­фикационных справочниках.

Следует иметь в виду, что понятия «трудовая функция» и «работа по определенной должности, специальности, профессии и квалификации» могут не совпадать как по объему, так и по со­держанию. Такая ситуация имеет место, например, при приеме на работу несовершеннолетних, еще не успевших получить опреде­ленные профессиональные знания и навыки, при заключении до­говоров на выполнение неквалифицированных работ, не требующих определенной профессиональной подготовки и т. д. Кроме того, работник может заключить трудовой договор с трудовой функцией, характеристика которой вообще выходит «за рамки» определен­ных профессий и специальностей, известных практике правового

регулирования.

В гражданско-правовом договоре, в отличие от трудового, речь всегда идет об индивидуально-конкретном задании, которое должно выполнить лицо (подрядчик, поверенный, исполнитель, ав< тор) безотносительно к его специальности или квалификации.

2. Целью трудового договора является урегулирование са-

Глава 7. Трудовой договор 219

мого процесса труда, в то время как гражданско-правовой договор направлен на получение результата труда. Например, подрядчик должен в установленный договором подряда срок выполнить оп­ределенную работу и сдать ее результат заказчику; в противном случае он не вправе претендовать на вознаграждение, несмотря на то, что, возможно, и выполнял работу. Работник же должен прежде всего надлежаще выполнять свою трудовую функцию, и даже если тот результат, на который был направлен его труд, по каким-либо причинам не будет достигнут (исключая вину самого работника), это не освобождает работодателя от выплаты ему за­работной платы.

3. Рассмотренная особенность находит свое выражение также
и в том, что по трудовому договору работодатель обязан обеспечить работнику нормальные условия труда, соответствующие
нормам трудового права, а также организовать его труд. Для
гражданско-правов

Наши рекомендации