Тема 2.8. Договоры о передаче объектов исключительных прав.
Анализ практических и правовых вопросов заключения, исполнения и расторжения договоров на отчуждение исключительных прав (порядок оформления, основные условия, последствия нарушения, возврат исключительных прав в случае нарушения договора приобретателем и др.).
Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения лицензионных соглашений (оформление, виды лицензионного договора, сублицензионный договор, принудительная лицензия, защита прав сторон в случае нарушения лицензионного договора и др.).
Практические проблемы заключения договора франчайзинга (коммерческой концессии).
Иные сделки с объектами промышленной собственности (залог, доверительное управление, внесение интеллектуальных прав в качестве взноса в уставной капитал компании и др.).
Особенности оформления прав на объекты интеллектуальной собственности в рамках исполнения договоров поставки, подряда, НИОКР и некоторых других общегражданских договоров.
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ 1993г
Федеральный закон от 26 января 1996 года № 15 – ФЗ (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II.).
Судебная практика:
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 28 сентября 1999 г. N 47 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ"
ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 29 июля 1997 г. N 19 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК.
Основная литература
Гражданское право в 3-х т. Т.2: Учеб. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009. *
Гражданское право в 4-х т. Т. 3 Обязательственное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 800 с. - (Классический университетский учебник). *
Гражданское право в 4-х т. Т. 4 Обязательственное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. (Классический университетский учебник). *
Гражданское право в 3-х т. Т.1: учеб. для вузов / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2009. *
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., Изд. 3-е., стереотипное, 2008.
Дополнительная литература
Корецкий А.Д. Договорное право России(основы теории и практика реализации). Ростов-на-Дону Изд. 2-е.Март 2004*
Практика применения Гражданского кодекса РФ частей второй и третьей (под общ. ред. В.А. Белова). - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт"; "Юрайт-Издат", 2011 г.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 1. Части первая, вторая ГК РФ (под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина). - Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт", 2011 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.
§1. Понятие и содержание термина «Договорное право».
Термин «Договорное право» пришел в отечественную цивилистику из стран англо-саксонской системы права. Раскрывая его значение, проф. Е.А. Фарнсворт пишет, что это институт американского права, в содержание которого «входят нормы, относящиеся к право- и дееспособности сторон, процедуре совершения договора, оферте и акцепту, встречному удовлетворению, заблуждению и введению в заблуждение, принуждению и неспособности оценивать свое поведение, толкованию и пониманию содержания договора, исполнению и его условиям, недостижимости цели договора и невозможности его исполнения, прекращению договора, передаче договорных прав и переводу обязанностей и к способам ответственности»[1].
Первоначально, его источником выступали преимущественно прецедентные решения апелляционных судов штатов и федеральных судов: «Договорное право в США основано главным образом на судебном прецеденте, а не на законе. Традиционно оно проистекало прежде всего из опубликованных решений судов….»[2], но затем нормы договорного права стали закрепляться в законодательстве: «Хотя договорное право в основе своей остается по-прежнему прецедентным, для регулирования конкретных отношений принимается все большее число законов (штатов и федеральных)…. Законы в случае их применимости к тем или иным отношениям обязательны для судов и имеют приоритет перед прецедентами»[3].
Сам Е.А. Фарнсворт указывает на то, что существуют и альтернативные подходы к определению рассматриваемого понятия.
Например, Самуэль В. Уиллистоун, рассматривал последнее как «структуру, состоящую из сравнительно небольшого числа правовых норм, извлеченных из судебных решений, в которых они были применены»[4].
С философской точки зрения «договорное право…. представляет собой разветвленную систему моральных суждений, выросших из узкого числа примитивных принципов, олицетворявших законы свободы»[5].
Английский исследователь, проф. В.Ансон пишет: «Можно предварительно охарактеризовать договорное право как область права, определяющую обстоятельства, при которых принятие обязательства будет юридически связывать лицо, давшее его…Оно не устанавливает круга правомочий и обязанностей, защищаемых в принудительном порядке; оно состоит, скорее, из определенного числа ограничительных положений, подчиняясь которым стороны могут создавать для себя права и обязанности, обеспечиваемые правом. В известном смысле стороны в договоре устанавливают сами для себя право. Поскольку стороны не нарушают каких-либо юридических запретов, они могут по своему усмотрению устанавливать любые правила в отношении предмета своего соглашения, и правом такие правила будут признаваться»[6].
В отличие от Е.А. Фарнсворта, В. Ансон в начальной части своего исследования специально не очерчивает круг институтов, составляющих содержание договорного права Великобритании. Однако в монографии рассматривает следующие вопросы: природа договорных обязательств; заключение, форма договоров, их условия и толкование; встречное удовлетворение в договорах; пределы действия договорного обязательства; исполнение и прекращение договора; средства защиты при нарушении договора; факторы, исключающие договорную ответственность; агентские отношения; реституция. Кроме того, в монографии анализируется судебная практика разрешения вышеуказанных вопросов, а также излагается история договорного права Великобритании. Выбор именно этой «номенклатуры» вопросов свидетельствует, на наш взгляд, о том, что последние и составляют в понимании В.Ансона содержание понятия «договорное право».
В отечественной литературе словосочетание «договорное право» встречалось преимущественно в работах, посвященных гражданскому или торговому праву зарубежных государств.
Например, его использовал М.И. Кулагин, в своей работе «Предпринимательство и право: опыт Запада». Там, в главе «Основные институты современного частного права» отдельный параграф посвящен вопросам регулирования договоров. Среди них М.И. Кулагин рассматривал следующие: понятие договора, тенденции изменения системы договоров в странах Запада, отдельные виды договоров (договоры с потребителями, договоры присоединения, договоры франшизы и др.), толкование договоров, средства и приемы принуждения к исполнению договорных обязательств, условия договоров и их классификация, прекращение договоров и некоторые другие. В заключительной части параграфа М.И. Кулагин подводит общий вывод: «Эволюция договорного права современных западных стран происходит, как показывает краткий его обзор, по следующим направлениям….»[7]. При этом прямого ответа на вопрос: «Что же собственно понимать под термином «договорное право»?» данная работа не дает.
На основе анализа изложенных Е.А. Фарнсвортом, В. Ансоном, и М.И. Кулагиным позиций по поводу содержания понятия «Договорное право» в США и Великобритании мы предлагаем следующую его дефиницию: «Договорное право [в Великобритании и США] – это институт частного права, представляющий собой совокупность судебных прецедентов и статутных (законодательных) норм, определяющих содержание понятия «Договор» и регулирующих различные аспекты договорных отношений (порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договоров, их толкование, ответственность за неисполнение, средства судебной защиты и др.)
В отечественной монографической литературе термин «договорное право» применительно к гражданскому законодательству СССР одним из первых употребил проф. В.П. Мозолин: «В Советском Союзе, как и в большинстве континентальных стран Европы, договорное право рассматривается как часть обязательственного права, которое в свою очередь входит в гражданское право»[8].
Как и В. Ансон, проф. В.П. Мозолин очень осторожно подошел к освещению понятия и содержания договорного права в СССР. Хотя дефиниция договорного права сформулирована не была, данная работа являет собой удачный пример фундаментального исследования теории гражданско-правового договора. В ней рассмотрены: понятие гражданско-правового договора, его юридическая конструкция и сущностная характеристика; источники договорного права; организация и структура гражданско-правового договора; разрешение договорных споров и некоторые другие вопросы. Очевидно, именно они, по мнению проф. В.П. Мозолина и должны составлять содержание такого понятия как «договорное право» в СССР.
Даже сейчас, когда в ВУЗах читается специальный курс «Договорное право», выпущены монографии, учебные и практические пособия с аналогичным названием вопрос о том, что же такое договорное право и каков круг изучаемых им вопросов остается открытым.
Можно выделить следующие основные позиции относительно понятия «договорное право»:
1. Договорное право как совокупность юридических норм, регулирующих порядок заключения, исполнения и расторжения гражданско-правовых договоров. Это самая осторожная позиция, поскольку, констатируя бесспорный момент (договорное право – это действительно совокупность юридических норм), она не освещает вопросы теории, способные вызвать ожесточенные споры. Например, является договорное право отраслью права либо только отраслью законодательства?; представляет оно собой самостоятельную отрасль, либо является составной частью (подотраслью, институтом) гражданского права?; Что составляет предмет регулирования договорного права и где проходит граница между вопросами регламентируемыми иными институтами (отраслями, подотраслями) права? т.п.
2. Более конкретную позицию занимает проф. М.И. Брагинский: «Договорное право, если воспользоваться терминологией права уголовного, может быть названо институтом особенной части соответствующей отрасли». Содержание договорного права как института права гражданского, по мысли проф. М.И. Брагинского сорставляют нормы подраздела 2 раздела III ГК РФ («Общие положения о договоре»), главы раздела IV ГК РФ («Отдельные виды обязательств»), нормы, которые входят в состав общей части Гражданского кодекса в целом, а равно общей части обязательственного права (статьи раздела I «Общие положения» и подраздела I раздела III «Общие положения об обязательствах»).
«Указанными нормами Кодекса правовое регулирование договоров не исчерпывается. По сути дела в любом разделе ГК, включая «Общие положения», «Право собственности и другие вещные права», и, как можно ожидать, во всех трех разделах будущей третьей части ГК: «Исключительные права» (интеллектуальная собственность), «наследственное право» и Международное частное право» - окажутся среди других нормы, которые относятся к договорам. Достаточно указать на то, что договор является особым предметом регулирования при одной из наиболее распространенных моделей гражданско-правовой нормы – той, которая включает формулу: «Если иное не предусмотрено договором». Наконец, в то, что можно назвать договорным правом, входит и широкий набор различного рода актов за пределами Гражданского кодекса. В алфавитно-предметном указателе книги «Гражданское законодательство России» содержится перечень законов, к которым напрямую адресует Кодекс (имеются в виду его первая и вторая части). Из 30 названных законов (иногда речь идет о конкретном законе, а в других случаях о законах, посвященных определенному вопросу) в главах, посвященных договорам, предусмотрено одиннадцать. Однако и в остальные девятнадцать, упоминание о которых содержится за пределами глав о договорах, уже включены (имеется в виду принятые акты) или будут включены отдельные нормы, регулирующие договорные отношения. Разумеется, ГК и названные в нем законы призваны составить только костяк гражданского права в целом, договорного в частности»[9].
3. Проф. Е.А. Суханов относит договорное право к подотрасли гражданского права, которая, в свою очередь, является составной частью другой подотрасли – обязательственного права[10].
4. Наконец, проф. Ю.А. Тихомиров очень осторожно ставит вопрос о придании договорному праву статуса самостоятельной отрасли права: «И все же зададимся парадоксальным вопросом: не пришла ли пора сформировать в общей правовой системе договорное право? Не будем торопиться с отрицательным ответом на том основании, что налицо тенденция возрастания удельного веса договоров во многих отраслях права, а потому незачем искусственно выделять еще одну отрасль права – договорное право. Практика свидетельствует о становлении договорного права как мощного правового института, имеющего общие и специфические черты. Благодаря преломлению в отраслевом законодательстве договоры получают широкое юридическое признание в качестве регулятора общественных отношений»[11].
Обосновывая свою позицию, проф. Ю.А. Тихомиров приводит примеры использования договоров в отношениях между СССР и входившими в него республиками, а также между самими республиками (т.е. в сфере конституционного (государственного) права); между органами государственной власти и управления (городскими Советами народных депутатов, районными (городскими) исполнительными комитетами), с одной стороны, и юридическими лицами, с другой; договоры о взаимодействии различных управленческих звеньев между собой (административные договоры); говорит о расширении использования договорных конструкций в хозяйственном и трудовом праве.
С принятием новых кодексов расширилась сфера использования договоров в семейном и гражданско-процессуальном праве. Договоры проникли в такие традиционно публичные отрасли как уголовное, уголовно-процессуальное, финансовое право; наблюдается тенденция их использования и в других отраслях[12].
Изложенное объективно подтверждает вывод о том, что договор «перешагнул» рамки гражданского права и успешно используется многими другими отраслями в том числе публичного характера.
Несмотря на широкую «географию» своего применения, договоры имеют общую юридическую природу: «Договорные правила, при всей полярности их содержания – от норм международного права как продукта соглашений государств до договоров о творческом содружестве, - есть проявление нормативной саморегуляции. Они обеспечивают не только регулирование поведения сторон, но и подлежат юридически значимому признанию в общей системе нормативного регулирования и, следовательно, правовой защите. Причем внешнее воздействие договорных правил на участников общественных отношений становится все более ощутимым»[13].
Общая юридическая природа обуславливает общность элементов и признаков разноотраслевых договоров.
Таким образом, договор превратился в межотраслевой институт, а регламентирующие его нормы различных отраслей по многим вопросам имеют сходное содержание.
Вместе с тем, вопрос придания договорному праву статуса самостоятельной отрасли права, с одной стороны, нуждается в серьезной теоретической проработке и глубоком научном обосновании, которые не входят в задачи настоящего исследования, а, с другой, - может подорвать сложившееся учение о системе российского права.
Поэтому, не углубляясь в теорию, мы в целях настоящей работы ограничимся определением места договорного права в системе отрасли гражданского права.