Правовое положение регионального оператора

Региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда. Региональный оператор создается субъектом РФ, и им может быть создано несколько региональных операторов, каждый из которых осуществляет деятельность на части территории такого субъекта РФ.

Региональный оператор не вправе создавать филиалы и открывать представительства, создавать коммерческие и некоммерческие организации, участвовать в уставных капиталах хозяйственных обществ, имуществе иных организаций.

Руководитель регионального оператора назначается на конкурсной основе в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ.

Имущество регионального оператора формируется за счет: взносов учредителя; платежей собственников помещений, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора; других не запрещенных законом источников.

Средства, полученные региональным оператором от собственников помещений, могут использоваться только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах. Они могут быть использованы на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах.

Функции регионального оператора:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные функции, предусмотренные Законом и учредительными документами регионального оператора функции.

Региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета.

Региональный оператор ведет учет средств, поступивших на его счет, в виде взносов на капитальный ремонт.

В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома.

Убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Субъект РФ несет субсидиарную ответственность за исполнение региональным оператором обязательств перед собственниками помещений в многоквартирных домах.

3. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном… доме

Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется, как правило, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Собственники помещений в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества, регионального оператора либо по собственной инициативе.

Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта РФ) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт в соответствии с региональной программой, управляющая организация или региональный оператор (если на его счете формируется фонд капитального ремонта) представляет собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и т. д.

Собственники помещений не позднее чем через три месяца с момента получения такого предложения (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта РФ), обязаны его рассмотреть и принять на общем собрании решение о проведении ремонта.

Решением общего собрания собственников должны быть определены или утверждены:

• перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту;

• смета расходов на капитальный ремонт;

• сроки проведения капитального ремонта;

• источники финансирования капитального ремонта;

• лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.

В случае если в установленный в соответствии с законом срок собственники помещений, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении ремонта, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.

Если капитальный ремонт в доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на специальном счете, не проведен в срок, предусмотренный региональной программой капитального ремонта, и при этом в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме требуется выполнение какого-либо вида работ, предусмотренного для этого дома региональной программой, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и направляет такое решение владельцу специального счета. Далее решение о капитальном ремонте в этом многоквартирном доме принимается в порядке, предусмотренном для домов, собственники помещений в которых формируют фонд на счете регионального оператора, как это описано выше.

Региональный оператор обеспечивает финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора.

Основанием для перечисления региональным оператором средств по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по проведению капитального ремонта является акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ. Региональный оператор может уплачивать в качестве аванса не более чем 30% (тридцать процентов) стоимости соответствующих видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту.

Дополнительная литература

1. Васильев Г. С. Об определении капитального ремонта в законодательстве и судебной практике // Вестник ВАС РФ. 2014. № 2. С. 76–87.

2. Крашенинников П. В., Бадулина Е. В. Проблемы правового регулирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов // Семейное и жилищное право. 2016. № 4. С. 29–34.

3. Кустова Е. Ремонт аварийного дома — проблемы и споры // Жилищное право. 2016. № 3. С. 17–26.

4. Матиящук С. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме: новые подходы к правовому регулированию отношений // Жилищное право. 2013. № 11. С. 53–67.

5. Михайлов В. Капремонт ценою в новый дом // ЭЖ-Юрист. 2015. № 49. С. 14–15.

6. Петюкова О. Н. Правовое регулирование финансирования инфраструктурных проектов за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства // Современный юрист. 2016. № 2. С. 95–108.

7. Угрюмов А. Использование средств фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме // Жилищное право. 2014. № 3. С. 69–80.

Глава 10.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:

• собственника помещения с момента возникновения права собственности на помещение;

• нанимателя, арендатора жилого помещения с момента заключения соответствующего договора;

• члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом;

• застройщика в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию;

• лица, принявшего от застройщика (после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию) помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.

До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя:

1. Для собственника помещения в многоквартирном доме: плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, взнос на капитальный ремонт, плату за коммунальные услуги.

2. Для нанимателя по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда: плату за пользование жилым помещением (плата за наем), плату за содержание жилого помещения (включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда), плату за коммунальные услуги.

3. Для нанимателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования: плату за наем жилого помещения и плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за оплачиваемым месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

• платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

• информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в указанные сроки, граждане и организации вносят плату до десятого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 (одной трехсотой) ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 (одной стотридцатой) ставки рефинансирования Центрального банка России, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение указанных размеров пеней не допускается.

Размер платы за жилое помещение устанавливается в строгом соответствии с требованиями статьи 156 Жилищного кодекса РФ.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения. Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в городах федерального значения — органом государственной власти субъекта РФ, если законом соответствующего субъекта РФ данные полномочия не переданы органам местного самоуправления).

Граждане, признанные малоимущими и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за наем.

Размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) государственного или муниципального жилищного фонда устанавливается в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома.

Установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем) не должно приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Размер платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования устанавливается органом государственной власти, органом местного самоуправления, наймодателем по согласованию с органом местного самоуправления или в соответствии с договором об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования, заключенным в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности. Плата за такой наем включает в себя возмещение расходов на строительство, реконструкцию, приобретение наемного дома социального использования или приобретение всех помещений в таком доме, расходы, связанные с содержанием и текущим ремонтом такого жилого помещения, капитальным ремонтом такого дома, и иные расходы. Размер платы за наем жилого помещения в расчете на один квадратный метр общей площади жилого помещения не может превышать максимальный размер указанной платы, который устанавливается органами государственной власти субъектов РФ дифференцированно для муниципальных образований и в зависимости от месторасположения наемных домов социального использования на территории муниципального образования, потребительских свойств, уровня благоустройства, размеров жилых помещений.

Порядок определения размера платы за жилое помещение для граждан, проживающих в жилых помещениях домов системы социального обслуживания, в жилых помещениях фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, а также в общежитиях, если в одной комнате в общежитии проживают несколько граждан, устанавливается собственниками указанных жилых помещений.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы ТСЖ, ЖК, ЖСК, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Размер обязательных платежей и (или) взносов членов ТСЖ, ЖК, ЖСК, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления такого юридического лица с учетом требований его устава.

Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер такого взноса, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.

Статьей 159 ЖК РФ предусмотрена возможность предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом РФ.

Право на субсидии имеют: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта РФ или управомоченным им учреждением на основании заявлений граждан с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Предоставление субсидий регулируется в первую очередь Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг»152.

Роль Правительства Российской Федерации в процессе регулирования деятельности по оказанию коммунальных услуг населению, а также в процессе ценообразования за пользование жилыми помещениями и коммунальные услуги очень велика. Назовем лишь основные из актов, регулирующих правила содержания жилых помещений и правила установления платы.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»153;

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»)»154;

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг»155;

Постановление Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»156.

Велика в этом процессе и роль актов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Дополнительная литература

1. Кузьмак Р. Определение надлежащего субъекта по оплате жилого помещения // Жилищное право. 2014. № 10. С. 63–70.

2. Куцина С. По силам ли нанимателям плата за наем? // ЭЖ-Юрист. 2016. № 12. С. 14.

3. Матиящук С. В. Плата за жилье: механизм правового регулирования. М.: Юстицинформ, 2009. 104 с.

4. Титов А. А. Комментарий к новому Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: Юрайт-Издат, 2005. 384 с.

5. Шешко Г. Ф. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный). М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2008. 335 с.

Примечания

<<1>> Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Российская газета. 12.01.2005. № 1.

<<2>> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

<<3>> См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23.06.1995 № 8-П «По делу о проверке конституционности части первой и пункта 8 части второй статьи 60 Жилищного кодекса РСФСР в связи с запросом Муромского городского народного суда Владимирской области и жалобами граждан Е. Р. Такновой, Е. А. Оглоблина, А. Н. Ващука» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 27. Ст. 2622.

<<4>> Европейская социальная хартия (пересмотренная): принята в г. Страсбурге 03.05.1996, ратифицирована Федеральным законом от 03.06.2009 № 101-ФЗ // Бюллетень международных договоров. 2010. № 4. Апрель. С. 17–67.

<<5>> Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 05.04.1995. № 67.

<<6>> Международный Пакт от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12.

<<7>> Конвенция о защите прав человека и основных свобод: заключена в г. Риме 04.11.1950 (с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. № 2. Ст. 163.

<<8>> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 08.12.1994. № 238–239; О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 52-ФЗ (ред. от 30.03.2016) // Российская газета. 08.12.1994. № 238–239; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410; О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 15-ФЗ (ред. от 09.04.2009) // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410; Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): Федеральный закон РФ от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 28.11.2001. № 233.

<<9>> Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 40.

<<10>> О жилищных накопительных кооперативах: Федеральный закон РФ от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 03.01.2005. № 1 (часть 1). Ст. 41 (с послед. изм. и доп.).

<<11>> О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации: Закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 (ред. от 16.10.2012) // Бюллетень нормативных актов. 1992. № 1.

<<12>> О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ // Российская газета. 17.07.2015. № 156.

<<13>> О жилищных кредитах: Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1180 // Собрание законодательства РФ. 13.06.1994. № 7. Ст. 692.

<<14>> О выпуске и обращении жилищных сертификатов: Указ Президента РФ от 10.06.1994 № 1182 (ред. от 24.08.2004) // Собрание законодательства РФ. 13.06.1994. № 7. Ст. 694.

<<15>> Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 702.

<<16>> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005. № 6, 7, 8.

<<17>> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005 (ч. II). № 6.

<<18>> Пермские новости. 09.12.2005. № 49.

<<19>> Собрание законодательства Пермского края. 30.11.2007. № 11.

<<20>> Российская газета. 22.07.2008. № 154.

<<21>> Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 26.04.2010. № 16.

<<22>> Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 14.12.2009. № 49.

<<23>> Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 27.07.2009. № 29.

<<24>> Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 16.09.2013. № 36.

<<25>> Российская газета. 08.06.2006. № 121.

<<26>> Теория государства и права / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М., 2000.

<<27>> Теория государства и права: Учебник для вузов / под общ. ред. А. С. Пиголкина. М., 2003.

<<28>> Реутов В. П. Функциональная природа системы права. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. С. 111, 128, 135.

<<29>> Рыбин А. В. Система советского социалистического права // Учен. зап. Перм. ун-та. 1959. T. X1V, кн. 4, 4.1. С. 31.

<<30>> Советское государство и право. 1982. № 6–7.

<<31>> Речь идет в первую очередь о таких специфических объектах особой социальной и экономической значимости, как жилые помещения и земельные участки.

<<32>> Реутов В. П. Функциональная природа системы права. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. С. 107–108.

<<33>> Поленина С. В. Теоретические проблемы соотношения системы права и системы советского законодательства // Актуальные проблемы теории социалистического государства и права. М.: Наука, 1974. С. 142; Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности. С. 95–108; Явич Л. С. Право и общественные отношения. М.: Юрид. лит., 1971. С. 76.

<<34>> Братусь С. Н. О путях систематизации хозяйственного законодательства // Советское государство и право. 1975. № 9. С. 58–59.

<<35>> Реутов В. П. Указ. соч. С. 125.

<<36>> Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 702.

<<37>> См., например: Кузьмина И. Понятие жилого помещения // Российская юстиция. 2001. № 9. С. 29–30.

<<38>> См., например: Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М.: БЕК, 1996. С. 93; Строгонова Т. П. К вопросу законодательного закрепления понятия жилого помещения // Юридическая наука и практика: пути развития и совершенствования. Сборник статей. Пермь, 2003. С. 137.

<<39>> Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции: Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2016) // Собрание законодательства РФ. 06.02.2006. № 6. Ст. 702.

<<40>> См.: ст. 16 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. № 39. Ст. 4465.

<<41>> См., например: Бойченко В. Н. Законные основания использования жилого помещения не по назначению // Жилищное право. 2005. № 8. С. 2–4.

<<42>> Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями: Постановление Правительства РФ от 21.01.2006 № 25 (с изм. от 16.01.2008) // Собрание законодательства РФ. 30.01.2006. № 5. Ст. 546.

<<43>> Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / В. В. Андропов, Е. С. Гетман, Б. М. Гонгало и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2012. С. 85.

<<44>> Макеев П. В. К вопросу о видах жилых помещений // Жилищное право. 2011. № 4. С. 83–89.

<<45>> Литовкин В. Н. Право собственности и другие вещные права на жилище // Жилищное право. 2001. № 2. С. 56.

<<46>> Толстой Ю. К. Жилищное право: учебник М.: Проспект, 2007. С. 53.

<<47>> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года: утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 11. Ноябрь.

<<48>> Собрание законодательства РФ. 15.08.2005. № 33. Ст. 3430.

<<49>> Собрание законодательства РФ. 09.05.2005. № 19. Ст. 1812.

<<50>> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года: утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. № 11. Ноябрь.

<<51>> О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 (ред. от 30.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 20.10.1997. № 42. Ст. 4787.

<<52>> Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации: Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 1998. № 12. 1999. № 1–3.

<<53>> Собрание законодательства РФ. 10.11.2014. № 45. Ст. 6216.

<<54>> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 01.09.2016 г.).

<<55>> Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 01.06.1998. № 22. Ст. 2331.

<<56>> Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 25.07.2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4595.

<<57>> Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7598.

<<58>> Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699.

<<59>> Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 28.08.1995. № 35. Ст. 3503.

<<60>> Указ Президента РФ от 14.09.1995 № 941 (ред. от 19.03.2013) // Собрание законодательства РФ. 18.09.1995. № 38. Ст. 3668.

<<61>> Закон Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК (ред. от 14.12.2012) // Российская газета. 22.07.2008. № 154.

<<62>> Собрание законодательства РФ. 19.06.2006. № 25. Ст. 2736.

<<63>> Российская газета. 25.02.2013. № 40.

<<64>> Здесь и далее говорится только об общей площади жилых помещений.

<<65>> [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.09.2016 г.).

<<66>> Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. 2005 (ч. II). № 6, 7, 8.

<<67>> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 15.02.2006. № 10.

<<68>> Вестник Мэра и Правительства Москвы. 21.06.2006. № 35.

<<69>> Пермские новости. 09.12.2005. № 49.

<<70>> Там же.

<<71>> Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 08.04.2008. № 25.

<<72>> Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципального образования по месту жительства таких граждан и изменившие место жительства в связи с предоставлением таким гражданам по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования жилых помещений, расположенных в границах другого муниципального образования (в городах федерального значения — в муниципальном образовании другого субъекта Российской Федерации), не подлежат снятию с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по предыдущему месту их жительства.

<<73>> Указанный срок носит декларативный характер и его несоблюдение не лишает соответствующий орган власти снять гражданина с учета позднее.

<<74>> [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 01.09.2016 г.).

<<75>> Закон Пермского края от 14.07.2008 № 255-ПК (ред. от 14.12.2012) // Российская газета. 22.07.2008. № 154.

<<76>> Бюллетень Верховного Суда РФ. № 7. 2016.

<<77>> Об утверждении Типового договора социального найма жилого помещения: Постановление Правительства РФ от 21.05.2005 № 315 // Российская газета. 27.05.2005. № 112.

<<78>> Решение Верховного Суда РФ от 16.01.2008 № ГКПИ07-1022 «О признании частично недействующим подпункта «а» пункта 9 Правил пользования жилыми пом

Наши рекомендации