Коллективные переговоры и урегулирование разногласий в ходе их проведения. Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах.
Понятие коллективных переговоров в сфере использования несамостоятельного труда, а также мер и средств, содействующих их организации, раскрыты в Конвенции Международной Организации Труда № 154 (1981 г.) «О содействии коллективным переговорам» и ее Рекомендации № 163 (1981 г.) «О содействии коллективным переговорам». Под коллективными переговорами понимаются все переговоры, которые проводятся между работодателем, группой работодателей, с одной стороны, и одной или несколькими организациями работников – с другой, в целях: а) определения условий труда и занятости; б) регулирования отношений между работодателем и работниками; в) регулирования отношений между работодателями или их организациями и организацией или организациями работников.
Следует напомнить, что право работников на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей является одним из основных (статутных) прав, закрепленных в статье 21 ТК РФ.
Правовая процедура ведения коллективных переговоров включает следующие стадии:
1) направление предложения о начале коллективных переговоров представителем одной стороны социального партнерства другой его стороне;
2) направление ответа с указанием представителей другой стороной;
3) формирование комиссии для ведения переговоров;
4) определение круга выносимых на обсуждение проблем;
5) взаимный обмен сторон информацией для ведения коллективных переговоров;
6) определение места, срока и процедуры проведения коллективных переговоров;
7) непосредственно коллективные переговоры;
8) принятие решения, заключение коллективного договора (соглашения).
Коллективные переговоры вправе начать любая из сторон социального партнерства. Для этого она должна направить другой стороне письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров. Действующий ТК РФ не устанавливает специальных требований к содержанию такого уведомления. Оно может быть составлено в произвольной форме. В нем желательно указать дату начала переговоров, место их проведения, предложения по составу комиссии, если она не действует на постоянной основе.
Согласно части 2 статьи 36 ТК РФ представитель стороны, получивший предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязан вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения. То есть он должен ответить инициатору предложения с указанием лиц, участвующих от своей стороны и их полномочий для участия в работе комиссии по проведению коллективных переговоров. Если представители работников и работодателя (работодателей) не согласовали дату и время начала переговоров, то днем начала переговоров считается день, следующий за днем получения ответа инициатором переговоров.
Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Коллективные переговоры могут осуществляться сторонами социального партнерства либо при участии единого представительного органа. Возможность непосредственного ведения переговоров, предусмотрена частью 3 статьи 37 ТК РФ, согласно которой первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя имеет право по решению своего выборного профсоюзного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа. Кроме того коллективные переговоры возможны непосредственно между работодателем и первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом, выступающим от имени всех работников в случаях, предусмотренных в части 6 статьи 37 ТК РФ. Коллективные переговоры могут вестись непосредственно между сторонами и тогда, когда ни одна из первичных профсоюзных организаций или все вместе имеющиеся профсоюзные организации, желающие создать единый представительный орган не объединяют более половины работников организации, конкретного работодателя.
В том случае, когда в организации или индивидуального предпринимателя существует две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, то создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров. Он должен формироваться на основе пропорционального представительства от каждой первичной профсоюзной организации в зависимости от численности представляемых ими членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган, который имеет право направлять работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров.
Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган, либо иной представительный орган работников, наделенный правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. Однако первичные профсоюзные организации, не участвующие в переговорах, имеют право в течение одного месяца с начала переговоров направить своих представителей в состав единого представительного органа.
В том случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению переговоров. Вторую ее часть составляют представители работодателя.
Коллективные переговоры на более высоких, чем локальный, уровнях, как правило, ведутся представителями работников и работодателей. От имени работников выступают соответствующие профсоюзы (объединения профсоюзов), а со стороны работодателей объединения работодателей.
Круг вопросов, которые могут являться предметом коллективных переговоров, законодательство прямо не ограничивает. Участники переговоров свободны в выборе. При этом работодательская сторона может брать на себя обязательства только в пределах своих полномочий. В этой связи договоренности, достигнутые между работниками и работодателем (работодателями) могут быть различными, например, решение вопросов оплаты труда в бюджетных и внебюджетных организациях могут быть решены по-разному.
Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации, представителей сторон о финансово-экономическом положении отдельного работодателя, отрасли экономики, региона, положением работников, условиях труда и т.п. Поэтому стороны обязаны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию для ведения коллективных переговоров. При этом участники переговоров не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной): лица, разгласившие указанные сведения могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Срок, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров на работодателе лежит обязанность по обеспечению деятельности комиссии по ведению коллективных переговоров.
Правовая процедура ведения коллективных переговоров трудовым законодательством не регламентируется. В этой связи члены переговорной комиссии вправе самостоятельно разрабатывать правила ведения коллективных переговоров. Они вправе приглашать на свои заседания экспертов, специалистов, которые могут оказать помощь в разработке и принятии коллективного договора или соглашения.
Если в ходе коллективных переговоров не принято согласованное решение по всем или отдельным вопросам, то составляется протокол разногласий. Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению коллективного договора, соглашения, производится в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Все затраты, связанные с участием в коллективных переговорах, компенсируются в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.
Представители работников, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могут быть без предварительного согласия органа, уполномочившего их на представительство, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу или уволены по инициативе работодателя, за исключением случаев расторжения трудового договора за совершение проступка, за который в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами предусмотрено увольнение с работы.