Источники трудового права: понятие, виды.
Под источником права принято понимать как материальные условия жизни общества (источник права в материальном смысле), так и основания юридической обязательности нормы (источник права в формальном смысле). Обычно употребляют понятие источника права в формальном или юридическом смысле.
Источники трудового права достаточно разнообразны, они различаются по тем юридическим формам, в которых воплощаются общеобязательные нормы или иные установления, издаваемые от имени государства. Другими словами, источники — это нормативные правовые акты: законы, указы, постановления и другие, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними иные отношения в сфере применения труда работников. Однако к источникам трудового права с учетом особенностей их формирования относятся соглашения (социально-партнерские соглашения), коллективные договоры, а также локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, принимаемые работодателем, как правило, с учетом мнения представительного органа работников, прежде всего профсоюзов, в определенном законом порядке.
Коллдоговор, как и указанные локальные нормативные акты, действует у конкретного работодателя (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями). Но в отличие от локальных нормативных актов коллдоговор разрабатывается и принимается по соглашению работников и работодателя в лице их представителей. Коллективный договор охватывает своим действием широкую сферу социально-трудовых отношений. Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, должны соответствовать коллективным договорам, соглашениям, иным нормативным правовым актам, трудовому законодательству, Конституции РФ.
Следует обратить внимание на своеобразие таких источников, как социально-партнерские соглашения различного уровня (от генерального до отраслевого и территориального), принимаемые на основе двустороннего сотрудничества объединений работодателей и профсоюзов работников соответствующего уровня, а на основе трехстороннего сотрудничества — с участием органов государственной власти того же уровня. Коллективный договор и локальные нормативные акты принимаются на уровне работодателя (на локальном уровне).
Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее определение: под источниками трудового права понимаются результаты нормотворческой деятельности органов государства, а также совместного правотворчества работодателей и работников (их представителей) в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В учебной и научной литературе выделяют следующие особенности, характерные для системы источников трудового права:1) значительная часть нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, разрабатывается и принимается специализированными органами исполнительной власти федерального уровня; 2) в системе источников трудового права существенную роль играют соглашения различного уровня и локальные нормативные акты; 3) в разработке и принятии нормативных актов несамостоятельного труда активное участие принимают сами работники непосредственно или через свои представительные органы; 4) в системе источников трудового права отражается единство и дифференциация.
Классификация источников трудового права по их юридической силе в зависимости от принявшего их органа и его компетенции, определенной законом. Данная классификация позволяет определить систему источников трудового права, в структуре которой источники занимают соответствующее им место. Данная система получила свое закрепление в ст. 5 ТК РФ.
В системе источников трудового права верхнюю ступеньку занимает
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В Конституции РФ установлены права и свободы, гарантии их обеспечения, в том числе в области труда. В основном они закреплены в гл. II Конституции РФ (ст. 17—19, 30, 37, 45, 46, 55 и др.). Следует отметить ст. 2, 7, 15 и другие статьи гл. I Конституции РФ.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Таким образом, определен приоритет международных договоров РФ, в том числе ратифицированных конвенций МОТ, перед законами РФ, включая ТК РФ. К названным актам относятся не только акты МОТ, но и иные международно-правовые акты. Это акты, принятые ООН, региональными организациями государств, например Советом Европы, СНГ, Европейско-Азиатского экономического сообщества (ЕврАзЭс), а также двусторонние соглашения РФ с другими государствами.
В ст. 10 ТК РФ воспроизведены положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, а также установлен приоритет международных договоров, т.е. ратифицированных конвенций МОТ, перед трудовым законодательством (законами РФ и законами субъектов РФ) и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права. Специалисты по международному праву утверждают, что одной из форм существования международных принципов и норм является форма международного правового обычая.
На следующей ступени иерархии источников располагаются ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, они именуются «трудовое законодательство». В соответствии с Конституцией РФ (ст. 72) и ТК РФ (ч.2 ст.5) трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Из федеральных законов выделяется ТК РФ, являющийся важнейшим кодификационным правовым актом, действующим на всей территории РФ, в отношении как всех работодателей независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, так и работников, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Трудовой кодекс РФ был введен в действие с 1 февраля 2002 г. (ст. 420 ТК РФ). С этой же даты утратил силу ранее действовавший КЗоТ.
Кроме того, законодательные и иные нормативные правовые акты, в том числе акты бывшего СССР, действуют на территории РФ в пределах и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств». Они применяются постольку, поскольку не противоречат ТК РФ, и требуется приведение их в соответствие с ТК РФ и признание утратившими силу (ст. 422, 423 ТК РФ).
В регулировании социально-трудовых отношений свою роль играют и другие федеральные законы, например от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
Следующую ступень в иерархии источников трудового права занимают подзаконные акты, среди которых главенствуют нормативные указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права. За указами следуют
постановления Правительства РФ, которые должны соответствовать федеральным законам и указам Президента РФ. За ними располагаются нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти.
Среди них следует выделить Министерство здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России), нормативные правовые акты которого призваны дать основу для закрепления соответствующих положений (правил) на локальном уровне у работодателя (в том числе физического лица, зарегистрированного в качестве индиви-дуального предпринимателя), хотя в большей степени они направлены на регламентацию сферы трудовых отношений, финансируемых из государственного бюджета.
Другие министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы трудового права, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.
Свое место в системе источников вслед за федеральными законами занимают законы субъектов РФ, которые не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
ОМС вправе принимать в установленном порядке нормативные правовые акты,
Министерство труда и социального развития, РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было упразднено и его функции переданы Министерству здравоохранения и социального развития РФ и подчиненной ему Федеральной службе по труду и занятости (Роструд), содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами и актами РФ, а также законами и иными актами.
Необходимо выделить коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты как источники трудового права и особенности их формирования.
Соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты могут быть определены как источники, занимающие нижнюю ступень в иерархии источников трудового права. Но коллективный договор и соглашения, занимая свое место в системе источников, выдвинуты вперед и хотя и на одном уровне, но предваряют локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (ч. 2 ст. 5 ТК РФ). Работодатели (за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными пред-принимателями) принимают локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, а также коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
Следует уточнить, что входит в понятие «трудовое законодательство», поскольку ФЗ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ ст. 5 ТК РФ приведена в новой редакции.
Понятие «трудовое законодательство» определено в ст. 5 ТК РФ более узко, в него входит только ТК РФ, иные федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, и не включаются какие-либо иные нормативные правовые акты. Соответственно установлено, что законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и иным федеральным законам.
При этом уточнение понятия «трудовое законодательство» носит общий (сквозной) характер и используется на протяжении всего ТК РФ в том смысле, что лишь ТК РФ, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, включаются ныне в трудовое законодательство.
Акты КС РФ хотя и не рассматриваются как источник трудового права, но решения Конституционного Суда имеют важное значение в правоприменительной практике. Если Конституционным Судом РФ нормативный правовой акт или его положения будут признаны неконституционными, они утрачивают юридическую силу. При этом сами решения Конституционного Суда вступают в силу немедленно после их провозглашения, действуют непосредственно и не требуют подтверждения другими органами государства.
ППВС РФ не являются источниками трудового права, но имеют большое значение для правоприменительной практики. В регулировании трудовых отношений значительная роль принадлежит ППВС РФ от 17 марта 2004 г. № 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.). Следует обратить внимание на разъяснения данного постановления, прежде всего о том, что при рассмотрении трудовых дел суду следует учитывать, что в силу ч.1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК РФ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы.
Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует более высокому (по иерархии) нормативному правовому акту, он принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ, СТ. 3 ТК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК РФ, ч. 4 ст. 11 ГПК РФ) (п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2).
Классификации по иным основаниям:
• По степени обобщенности (кодифицированные, комплексные, текущие)
• По форме акта (декларации, конвенции, законы, указы Президента, постановления Правительства, правила, положения, решения, инструкции, приказы, рекомендации, разъяснения, договоры, соглашения)
• По сфере действия (международные, общефедеральные, региональные, субъектов РФ, отраслевые, межотраслевые, муниципальные, локальные)
• По органам, принявшим НПА ( высшим органом законодательной власти РФ, Президент, Правительство, Министерства, ведомства, службы, комитеты, относящиеся к федеральным органам исполнительной власти, органы государственной власти и управления субъектов РФ, органы МСУ, работодатель единолично или с учётом мнения представительного органа работников)