Обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

ВВЕДЕНИЕ

В России (СССР) внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться после гражданской войны (1918г.). Это было связано с появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возможностями нанесения ударов по тыловым объектам. Решение вопросов защиты населения было возложено на местную противовоздушную оборону (МПВО), образованную в 1932 году. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) успешное решение задач по защите населения.

Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень. В связи с этим в 1961 году была создана Гражданская оборона страны (ГО). Признано, что успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне явилось одним из сдерживающих факторов ее развязывания.

Значительный рост в последние десятилетия количества возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остро поставил вопрос об усилении внимания к защите населения и территорий страны в мирное время. Уроки Чернобыльской катастрофы (1986г.) подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении на государственном уровне.

На фоне огромного количества жертв, ставших трагическим следствием Спитакского землетрясения (Армения -1988г.), особенно ярко высветилось отсутствие профессиональных спасательных формирований. Спасательные отряды, прибывшие в зону бедствия из 27 стран мира, продемонстрировав свою мобильность, высокую оснащенность, выучку и слаженность, давали повод лишний раз задуматься о современной организации спасательного дела, постановке его на государственную основу.

С учетом всего этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 года образует Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 году Указом Президента Российской Федерации он объявлен Днем спасателя.

Постановлением правительства было предусмотрено также создание единой Государственно-общественной системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Наряду с этими новыми структурами в России продолжали существовать, в определенной мере заниматься решением аналогичных задач Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаб гражданской обороны РСФСР.

В 1991 году усилился процесс превращения республик Советского Союза в самостоятельные независимые государства. Он сопровождался массой политических событий, на фоне которых проблемы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера потеряли свою значимость, а реализация объявленных постановлением Правительства Российской Федерации мер несколько приостановилась. Став независимой, Россия вновь обратилась к старым проблемам. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1991 года на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года - 10 января 1994 года этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В Положении о министерстве, утвержденном постановлением правительства, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможных противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения.

МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.

1-ый учебный вопрос: Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера

Основополагающими законодательными актами в области ор­ганизации и обеспечения защиты населения, материально-культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техно­генного характера являются федеральный закон Российской Фе­дерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11.11.94г. (в ред. ФЗ № 122 от 22.08.04г.) № 68-ФЗ и федеральный закон Российской Федерации "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 года № 151-ФЗ.

Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера" от 11.11.94г. № 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организа­ционно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находя­щихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Феде­рации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера.

В законе устанавливается, что чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результа­те аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и наруше­ние условий жизнедеятельности людей.

Согласно статье 4 данного закона Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяют органы управления, силы и средства федеральных ор­ганов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправле­ния, организаций, в полномочия которых входит решение вопро­сов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Закон определяет основные задачи и принцип построения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязанности феде­ральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с требованиями статьи 14 закона организации обязаны:

- планировать и осуществлять необходимые меры в области за­щиты работников организаций и подведомственных объектов про­изводственного и социального назначения от чрезвычайных си­туаций;

- планировать и проводить мероприятия по повышению устой­чивости функционирования организаций и обеспечению жизне­деятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовно­сти к применению сил и средств по предупреждению и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в соста­ве невоенизированных формирований;

- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасатель­ных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- финансировать мероприятия по защите работников организа­ций и подведомственных объектов производственного и социаль­ного назначения от чрезвычайных ситуаций;

- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- предоставлять в установленном порядке информацию в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникнове­ния или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

ФЗ №122 от 22.08.04г. ст. 40 внесший изменения в ФЗ от 21.12.94 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:

Статья 3 его дополнена целью, определяющей направлен­ность закона, в том числе на разграничение полномочий феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций, что существенно расширяет предмет пра­вового регулирования закона. Данное дополнение стало воз­можным с учётом уточненных в статье 26 п. 3 Федерального зако­на от 06.10.99 года № 184-ФЗ «Об общих принципах ор­ганизации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации» полномочий органов государственной власти субъек­тов РФ по предметам совместного ведения в области преду­преждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и реги­онального характера, стихийных бедствий и ликвидации их по­следствий, организации тушения пожаров.

Принципиальное значение для практического применения имеет дополнение, вносимое в статью 7 закона № 68-ФЗ, суще­ственно расширяющее состав сил и средств, которые могут быть использованы при планировании и выполнении мероприя­тий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Этими изменениями, а также теми, что внесены в Феде­ральный закон от 12.02.98 года № 28-ФЗ «О граждан­ской обороне», законодательно закреплена возможность при­влечения сил и средств ГО для решения задач по защите насе­ления и территорий от ЧС.

В статьях 10 и 11 закона № 68-ФЗ уточнены полномочия со­ответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного са­моуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом конкретизировано, что Правительство РФ осуществляет свои полномочия при чрезвычай­ных ситуациях федерального и трансграничного характера, а органы государственной власти субъектов - регионального и межмуниципального характера.

Кроме того, подпункт «и» пункта 1 статьи 11, регламентиру­ющей полномочия по созданию органами государственной
власти субъектов РФ при своих органах исполнительной влас­ти постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций утрачивает силу. Это изменение обусловливается тем, что в соответствии с Ука­зом Президента Российской Федерации от 11.07.04 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» создаются территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, которые входят в систему МЧС России и будут реализовывать данные полномочия.

В статью 11 внесён также дополнительно пункт 3, которым регламентирован особый порядок определения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситу­аций для внутригородских муниципальных образований субъек­тов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт - Пе­тербурга: он устанавливается законами этих субъектов.

Существенные изменения есть в статье 24 по вопросу финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликви­дации чрезвычайных ситуаций. Предыдущая ее редакция регла­ментировала финансирование мероприятий только по ликвида­ции ЧС. В новой же сказано, что в зависимости от характера чрез­вычайных ситуаций финансовое обеспечение мероприятий по их предупреждению и ликвидации является соответствующим рас­ходным обязательством Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования п. 2 статьи 24 до­полнительно введено положение об участии в ликвидации чрез­вычайных ситуаций организаций независимо от форм собствен­ности за счет их средств. Порядок их участия в таких мероприяти­ях определяется Правительством Российской Федерации.

В статью 25 внесены изменения, касающиеся порядка созда­ния, использования и восполнения резервов финансовых и ма­териальных ресурсов (резервных фондов) различного уровня. Соответствующие полномочия предоставлены Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъ­ектов РФ и местного самоуправления.

Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего про­фессионального образования, в учреждениях повышения квалифи­кации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.

Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов ис­полнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.

При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резерв­ного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, ус­танавливаемом Правительством Российской Федерации.

Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спа­сателей" от 22.08.95 года № 151-ФЗ определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федера­ции, регулирует отношения в этой области между органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами неза­висимо от их организационно-правовых форм и форм собственно­сти, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.

Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в об­ласти правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей. Согласно закону:

Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функ­ционально объединенных в единую систему, основу которой со­ставляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование - это самостоятель­ная или входящая в состав аварийно-спасательной службы струк­тура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных ра­бот, основу которой составляют подразделения спасателей, осна­щенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможно­го уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факто­ров, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы лю­дей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных си­туаций - это деятельность по всестороннему обеспечению ава­рийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Основными принципами деятельности аварийно-спасатель­ных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычай­ных ситуаций;

- принцип единоначалия руководства аварийно-спасатель­ными службами, аварийно-спасательными формированиями;

- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Законом установлены страховые гарантии спасателей:

- спасатели подлежат обязательному бесплатному личному
страхованию;

- страхование спасателей производится: при назначении их на
должности спасателей в профессиональные аварийно-спасатель­ные службы, аварийно-спасательные формирования; в случае при­влечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к про­ведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации, органы местного самоуправления, организации, создаю­щие профессиональные аварийно-спасательные службы, профес­сиональные аварийно-спасательные формирования за счет финан­совых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном поряд­ке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, производят федеральные органы ис­полнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органи­зации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, при­влекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычай­ных ситуаций.

Закон предусматривает дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей.

Так, на спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной за­щиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.

Решением федеральных органов исполнительной власти, ор­ганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие на­стоящему федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных фор­мирований, спасателей не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководи­тели федеральных opганов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) организаций, руководители ли­квидации чрезвычайных ситуаций

Постановление Правительства Российской Федерации "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.03 года № 794 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005г. № 335) принято во исполнение (федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера".

Указанным постановлением утверждено положение о Единой государственной систему предупреждения и ликвидации чрезвы­чайных ситуаций, которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функ­ционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций является государственной ор­ганизационно-правовой структурой, объединяющей органы управ­ления, силы и средства федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень включает: координационные органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специаль­но уполномоченные для решения задач в области защиты населе­ния и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; систе­мы связи, оповещения и информационного обеспечения.

Постановление Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенно­го характера" от 13.09.96г. № 1094 утверждает Положе­ние о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера, которое предназначено для установления еди­ного подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у кото­рых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, размера ма­териального ущерба, а также границы зон распространения пора­жающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, мест­ные, территориальные, региональные, федеральные и трансгра­ничные.

Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного само­управления, органов исполнительной власти Российской Федера­ции, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.

При недостаточности собственных сил и средств для ликвида­ции локальной, местной, территориальной, региональной и феде­ральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к выше­стоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские фор­мирования в соответствии с законодательством Российской Феде­рации.

Наши рекомендации