Обеспечении пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
ВВЕДЕНИЕ
В России (СССР) внимание вопросам защиты населения на государственном уровне, прежде всего, при ведении военных действий стало уделяться после гражданской войны (1918г.). Это было связано с появлением, а затем бурным развитием авиации и ее возможностями нанесения ударов по тыловым объектам. Решение вопросов защиты населения было возложено на местную противовоздушную оборону (МПВО), образованную в 1932 году. Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.) успешное решение задач по защите населения.
Создание ядерного оружия и средств его доставки в любую точку тыла воюющих стран заставило поднять вопросы защиты населения на более высокий уровень. В связи с этим в 1961 году была создана Гражданская оборона страны (ГО). Признано, что успешное решение задач гражданской обороны по подготовке к возможной ядерной войне явилось одним из сдерживающих факторов ее развязывания.
Значительный рост в последние десятилетия количества возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера остро поставил вопрос об усилении внимания к защите населения и территорий страны в мирное время. Уроки Чернобыльской катастрофы (1986г.) подвели Россию к пониманию необходимости решения вопросов предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий при их возникновении на государственном уровне.
На фоне огромного количества жертв, ставших трагическим следствием Спитакского землетрясения (Армения -1988г.), особенно ярко высветилось отсутствие профессиональных спасательных формирований. Спасательные отряды, прибывшие в зону бедствия из 27 стран мира, продемонстрировав свою мобильность, высокую оснащенность, выучку и слаженность, давали повод лишний раз задуматься о современной организации спасательного дела, постановке его на государственную основу.
С учетом всего этого Правительство Российской Федерации своим постановлением от 27 декабря 1990 года образует Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Позже этот день было решено считать днем создания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), а в 1995 году Указом Президента Российской Федерации он объявлен Днем спасателя.
Постановлением правительства было предусмотрено также создание единой Государственно-общественной системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Наряду с этими новыми структурами в России продолжали существовать, в определенной мере заниматься решением аналогичных задач Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаб гражданской обороны РСФСР.
В 1991 году усилился процесс превращения республик Советского Союза в самостоятельные независимые государства. Он сопровождался массой политических событий, на фоне которых проблемы предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера потеряли свою значимость, а реализация объявленных постановлением Правительства Российской Федерации мер несколько приостановилась. Став независимой, Россия вновь обратилась к старым проблемам. Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1991 года на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года - 10 января 1994 года этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В Положении о министерстве, утвержденном постановлением правительства, указывалось, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим руководство и координацию работ в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных авариями, катастрофами, в том числе радиационными, стихийными бедствиями и применением возможных противником средств поражения, проведения подводных работ особого назначения.
МЧС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
1-ый учебный вопрос: Нормативно-правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Основополагающими законодательными актами в области организации и обеспечения защиты населения, материально-культурных ценностей и территорий от ЧС природного и техногенного характера являются федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11.11.94г. (в ред. ФЗ № 122 от 22.08.04г.) № 68-ФЗ и федеральный закон Российской Федерации "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 года № 151-ФЗ.
Закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11.11.94г. № 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В законе устанавливается, что чрезвычайная ситуация-это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно статье 4 данного закона Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяют органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Закон определяет основные задачи и принцип построения Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с требованиями статьи 14 закона организации обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований;
- создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
- обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
- создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
ФЗ №122 от 22.08.04г. ст. 40 внесший изменения в ФЗ от 21.12.94 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»:
Статья 3 его дополнена целью, определяющей направленность закона, в том числе на разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, что существенно расширяет предмет правового регулирования закона. Данное дополнение стало возможным с учётом уточненных в статье 26 п. 3 Федерального закона от 06.10.99 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения в области предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, организации тушения пожаров.
Принципиальное значение для практического применения имеет дополнение, вносимое в статью 7 закона № 68-ФЗ, существенно расширяющее состав сил и средств, которые могут быть использованы при планировании и выполнении мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Этими изменениями, а также теми, что внесены в Федеральный закон от 12.02.98 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», законодательно закреплена возможность привлечения сил и средств ГО для решения задач по защите населения и территорий от ЧС.
В статьях 10 и 11 закона № 68-ФЗ уточнены полномочия соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. При этом конкретизировано, что Правительство РФ осуществляет свои полномочия при чрезвычайных ситуациях федерального и трансграничного характера, а органы государственной власти субъектов - регионального и межмуниципального характера.
Кроме того, подпункт «и» пункта 1 статьи 11, регламентирующей полномочия по созданию органами государственной
власти субъектов РФ при своих органах исполнительной власти постоянно действующих органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций утрачивает силу. Это изменение обусловливается тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11.07.04 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» создаются территориальные органы - органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам РФ, которые входят в систему МЧС России и будут реализовывать данные полномочия.
В статью 11 внесён также дополнительно пункт 3, которым регламентирован особый порядок определения полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций для внутригородских муниципальных образований субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга: он устанавливается законами этих субъектов.
Существенные изменения есть в статье 24 по вопросу финансового обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Предыдущая ее редакция регламентировала финансирование мероприятий только по ликвидации ЧС. В новой же сказано, что в зависимости от характера чрезвычайных ситуаций финансовое обеспечение мероприятий по их предупреждению и ликвидации является соответствующим расходным обязательством Российской Федерации, либо субъекта РФ, либо муниципального образования п. 2 статьи 24 дополнительно введено положение об участии в ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций независимо от форм собственности за счет их средств. Порядок их участия в таких мероприятиях определяется Правительством Российской Федерации.
В статью 25 внесены изменения, касающиеся порядка создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов (резервных фондов) различного уровня. Соответствующие полномочия предоставлены Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.
Подготовка руководителей и специалистов организаций, а также сил Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников.
При отсутствии или недостаточности указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от 22.08.95 года № 151-ФЗ определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации.
Закон устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей. Согласно закону:
Аварийно-спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.
Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.
Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
- принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;
- принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
- принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Законом установлены страховые гарантии спасателей:
- спасатели подлежат обязательному бесплатному личному
страхованию;
- страхование спасателей производится: при назначении их на
должности спасателей в профессиональные аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования; в случае привлечения в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Страхование спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, создающие профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования за счет финансовых средств, выделяемых на содержание указанных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Страхование спасателей, привлеченных к проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций в индивидуальном порядке либо в составе нештатных или общественных аварийно-спасательных формирований, производят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, привлекшие спасателей к участию в проведении указанных работ, за счет финансовых средств, выделенных на ликвидацию чрезвычайных ситуаций.
Закон предусматривает дополнительные правовые и социальные гарантии спасателей.
Так, на спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, обслуживающих организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные законодательством Российской Федерации.
Решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и администраций организаций могут устанавливаться дополнительные, не противоречащие настоящему федеральному закону гарантии правовой и социальной защиты работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, членов нештатных и общественных аварийно-спасательных формирований, спасателей не входящих в состав аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.
Решения о привлечении граждан, не являющихся спасателями, к проведению аварийно-спасательных работ принимают руководители федеральных opганов исполнительной власти, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) организаций, руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций
Постановление Правительства Российской Федерации "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30.12.03 года № 794 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.05.2005г. № 335) принято во исполнение (федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Указанным постановлением утверждено положение о Единой государственной систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которое определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является государственной организационно-правовой структурой, объединяющей органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. Каждый уровень включает: координационные органы; органы управления по делам ГО и ЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий от ЧС; органы повседневного управления; силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Постановление Правительства Российской Федерации "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13.09.96г. № 1094 утверждает Положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которое предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Ликвидация чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
При недостаточности собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайных ситуаций соответствующие комиссии по чрезвычайным ситуациям могут обращаться за помощью к вышестоящим комиссиям по чрезвычайным ситуациям.
К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, войска гражданской обороны Российской Федерации, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.