Ый учебный вопрос: Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС

Межрегиональный уровень появился в результате деления России на 6 округов: Центральный, Северо-Западный, Южный, Приволжского - Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

Ый учебный вопрос: Задачи, принципы построения, состав сил и средств РСЧС - student2.ru

Этот уровень необходим для управления силами и средствами РСЧС, организации и координации взаимодействия с сопредель­ными республиками, краями и областями в случае возникновения региональных или глобальных чрезвычайных ситуаций.

Непременным условием устойчивого развития общества явля­ется безопасность человека и окружающей среды, их защищен­ность от воздействия вредных техногенных, природных, экологи­ческих и социальных факторов.

Уровень безопасности характеризуется: вероятностью возник­новения техногенных аварий, катастроф, опасных природных яв­лений и возможным ущербом при этих событиях, а также степе­нью негативного воздействия на человека и окружающую среду техногенных и природных процессов.

Насыщение экономики народного хозяйства Российской Фе­дерации опасными промышленными объектами усиливает воз­можность возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Сложность и масштабность проблемы обеспечения безопасно­сти населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций и необходимость ее решения органами государственной власти и управления всех уровней обусловливается тем, что в Российской Федерации насчитывается около 100 тыс. потенциально опасных предприятий и объектов различной ведомственной подчиненно­сти. В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью в случае возникновения чрезвычайных ситуаций может оказаться более по­ловины населения страны.

В России осуществление функции защиты населения и объек­тов в чрезвычайных ситуациях возложено на Единую государст­венную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных си­туаций (РСЧС).

В соответствии с федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера" основными задачами РСЧС являются:

· разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повы­шение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защи­ты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· подготовка населения к действиям при чрезвычайных си­туациях;

· прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий чрезвычайных ситуаций;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и кон­троля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гумани­тарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно уча­ствующих в их ликвидации; (слайд-5)

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральныхорганов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работ по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координационные органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения, информационного обеспечения.

Координационными органами РСЧС являются:

На федеральном уровне –Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ, - комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению ПБ федеральных органов исполнительной власти;

На региональном уровне:

· охватывающем территорию субъ­екта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуа­циям органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации;

· на муниципальном уровне, охватывающем территорию района, горо­да, района в городе, - комиссии по чрезвычайным ситуациям и ПБ орга­нов местного самоуправления;

· на объектовом уровне, охватывающем территорию организа­ции или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуа­циям и ПБ. Объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям созда­ются в случае необходимости при наличии соответствующей ма­териально-технической базы.

Основными задачами объектовых комиссий по чрезвы­чайным ситуациям являются:

· руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежно­сти потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных сис­тем контроля и оповещения;

· обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидаци­ей чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов;

· руководство созданием и использованием резервов финансо­вых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных си­туаций;

· организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвы­чайных ситуациях.

Постоянно действующими органами управления единой системы являются:

на федеральном уровне - Министерство Российской Федера­ции по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

· на межрегиональном уровне - региональные центры по делам ГОЧС

· на региональном уровне – органы специально уполномоченные решать ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС по субъектам РФ (далее – ГУ МЧС РФ по АК)

· на муниципальном уровне – органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и (или) ГО при органах местного самоуправления;

· на объектовом уровне – структурные подразделения организаций, уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО.

Органами повседневного управления РСЧС являются:

· центры управления в кризисных ситуациях, ДДС федеральных органов исполнительной власти.

· Центры управления в кризисных ситуациях региональных центров.

· ЦУКС ГУ МЧС РФ по АК.

· ЕДДС муниципальных образований.

Размещение органов повседневного управления РСЧС осуще­ствляется на пунктах управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи ин­формации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного само­управления и организаций.

Силы и средства РСЧС подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычай­ных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный кон­троль, инспектирование, мониторинг, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здо­ровья людей и т.п.

В состав сил наблюдения и контроля входят:

· Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера;

· службы и организации федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдения и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

· формирования санитарно-эпидемиологического надзора Мин­здрава РФ;

· ветеринарная служба Минсельхоза РФ;

· службы наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Минсельхоза и Минэконом­развития Россини;

· геодезическая служба РАН;

· подразделения Минатома и Росгидромета России.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

· специальных сил и средств МЧС России (Центрального аэро­мобильного спасательного отряда, ПСС МЧС России, 179-го спа­сательного центра, авиации МЧС России, Центра по проведению спасательных операций особого риска, сил и средств войск ГО);

· военизированных и невоенизированных противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных и аварийно-технических формирований федеральных органов ис­полнительной власти;

· формирований и учреждений Всероссийской службы катастроф;

· формирований ветеринарной службы и службы защиты расте­ний Минсельхоза России;

· военизированных служб по активному воздействию на гидро­метеорологические процессы Росгидромета;

· аварийно-технических центров Минатома России;

· специально подготовленных вооруженных сил РФ;

· аварийно-спасательных подразделений органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и ор­ганизаций.

Из состава сил и средств ликвидации ЧС выделяются аварий­но-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утвержден Прави­тельством РФ.

Структура РСЧС приведена на рис.

Наши рекомендации