Вопрос 48. Понятие, состав и пользователи земель сельскохозяйственного назначения
В соответствии с п. 1 ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Таким образом, все земли этой категории можно разделить на две группы:
1. Сельскохозяйственные угодья (пашни, сенокосы, пастбища, залежи), то есть земельные участки непосредственно используемые для сельскохозяйственного производства.
2. Земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. То есть земельные участки, обеспечивающие нужды сельского хозяйства.
3. Земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства.
4. Земли, предоставленные для ведения садоводства и огородничества.
Пользователями земель сельскохозяйственного назначения являются:
граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;
хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
казачьи общества;
опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;
общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.
Вопрос 49. Правовой режим земель крестьянского (фермерского) хозяйства
Основными пользователями сельскохозяйственных угодий являются граждане, создавшие крестьянское фермерское хозяйство. Правовое регулирование создания, деятельности и обеспечения крестьянских хозяйств земельными участками осуществляется на основании Федерального закона от 11.06.2003 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством (не более пяти человек), имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии, и осуществляющих такую предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. Если оно создано несколькими гражданами, то между ними заключается соглашение, которое подлежит государственной регистрации в государственном органе, осуществляющем регистрацию граждан-предпринимателей и юридических лиц. Такое хозяйство также должно выбрать главу.
Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность или в аренду, могут обращаться в уполномоченный на распоряжение земельными участками орган власти. Земельные участки могут предоставляться для ведения КФХ без проведения земельных торгов.
Земельный участок, как и иное имущество КФХ, находится в общей совместной собственности его членов и является неделимым. Это означает, что если один из членов КФХ захочет выйти из его состава, ему не будет выделена часть земельного участка, а может быть выплачена денежная компенсация его доли в общем имуществе. Соглашением между членами КФХ может быть установлен иной режим владения имуществом.
Законодательством субъектов России устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Вопрос 50. Правовой режим земель, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства
Личное подсобное хозяйство осуществляют граждане, как правило, проживающие в сельской местности. Они осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 07.07.2003 «О личном подсобном хозяйстве». Личное подсобное хозяйство – форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Личное подсобное хозяйство ведется гражданином и (или) совместно с членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта в сельской местности (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.
Законодательством субъектов России устанавливаются минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут предоставляться гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. При этом в соответствии с Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.
Вопрос 51. Фонд перераспределения земель
В соответствии со ст. 80 Земельного кодекса РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, например:
1) при добровольном отказе от земельного участка;
2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наследства в пользу государства или отказался от наследства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства;
3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях, предусмотренных федеральными законами.
При наличии желающих приобрести право на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, обязаны, в первую очередь, предоставлять земельные участки, вошедшие в этот фонд. При их невостребованности пользователями земель сельскохозяйственного назначения, государственные органы должны принимать меры для надлежащего использования таких земель по их целевому назначению.
Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.
Вопрос 52. Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения
Правовое регулирование данного вопроса осуществляется на основании Федерального закона от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Стоит заметить, что положения данного закона распространяют свое действие не на все земли сельскохозяйственного назначения, а только на сельскохозяйственные угодья, то есть наиболее ценные из них.
Можно выделить следующие основные особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения, названные в указанном Федеральном законе:
1. При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. Продавец такого земельного участка обязан известить в письменной форме уполномоченный орган с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
2. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
3. Минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства (так, например, в Саратовской области в соответствии с законом «О земле» для сельхоз угодий минимальный размер установлен – 5 га).
4. Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта Российской Федерации (например, в Саратовской области не более 30 %).
5. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
6. Приватизации не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера и отгонными пастбищами.
Вопрос 53. Правовой режим земель населенных пунктов
В соответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Земельное законодательство об использовании и охране земель населенных пунктов тесно связано с градостроительным законодательством.
Использование земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с территориальным планированием и его документами, осуществляемым в соответствии с градостроительным законодательством.
1. В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:
1) жилым;
2) общественно-деловым;
3) производственным;
4) инженерных и транспортных инфраструктур;
5) рекреационным;
6) сельскохозяйственного использования;
7) специального назначения;
8) военных объектов;
9) иным территориальным зонам.
Земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе общественно-деловых зон предназначены для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе производственных зон предназначены для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе зон инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Вопрос 54. Документы территориального планирования
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 документы территориального планирования подразделяются на:
1) документы территориального планирования Российской Федерации;
2) документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
3) документы территориального планирования муниципальных образований.
Например, в г. Саратове 28.02.2008 состоялось Решение Саратовской городской Думы «Об утверждении Генерального плана г. Саратова», в который входят Положение о территориальном планировании города Саратова, Основной чертеж Генерального плана города, карты (схемы) внешнего транспорта, городских магистралей и транспорта, водоснабжения города, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения города и др. (всего 16 документов).
В рамках документов о территориальном планировании составляются правила землепользования и застройки территории. Земельное и градостроительное законодательство устанавливает обязанность для соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления по принятию таких документов.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования, в которой устанавливаются границы территориальных зон.
3) градостроительные регламенты – это документы, в которых содержится информация об использовании земельных участков в составе той или иной территориальной зоны:
а) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в этой зоне;
б) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
в) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В г. Саратове в одном из первых были приняты Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008, которые вводят в городе систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах муниципального образования «Город Саратов» на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков.
Вопрос 55. Правовой режим земель специального использования
В соответствии со ст. 87 Земельного кодекса землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Сложная категория земель, в состав которой входят несколько подкатегорий земель, для каждой из которых установлен собственный правовой режим использования земельных участков. Объединяют все эти подкатегории в одну следующие общие признаки:
– их пользователями являются юридические лица;
– это земли, расположенные за чертой населенных пунктов;
– это земли, используемые не для сельскохозяйственного производства;
– в их составе создаются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями их использования;
– подавляющее большинство земель данной категории находится в государственной собственности: изъяты или ограничены в обороте.
Важной особенностью правового режима использования земельных участков в составе названной сложной категории земель является создание в их составе охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями их использования. Земельные участки, включенные в состав таких зон, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон. Режим использования таких зон, их площадь (ширина) устанавливаются законодательством, регулирующим соответствующий вид хозяйственной или иной деятельности, и указываются в качестве одного из условий использования земельного участка.
Вопрос 56. Земли промышленности и энергетики
Являются подкатегориями земель специального назначения.
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности. Эти земли предназначены также для размещения производственных зданий, цехов, внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других строений и сооружений, необходимых для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями (заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие.
Единственная из всех подкатегорий земли данной категории может находиться в частной собственности.
Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики.
Таким образом, на данных землях размещаются гидроэлектростанции, атомные станции, ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов, тепловые станции и другие электростанции, обслуживающие их сооружения и объекты, объекты электросетевого хозяйства и иные определенные законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объекты электроэнергетики.
Такие земельные участки находятся в федеральной собственности и изъяты из оборота. Правовой режим земельных участков при использовании атомной энергии помимо Земельного кодекса установлен также Федеральным законом от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».
Вопрос 57. Земли транспорта
В соответствии со ст. 90 Земельного кодекса землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта.
Таким образом, данная подкатегория также является составной, в нее входят также подкатегории в зависимости от вида транспорта.
Земли железнодорожного транспорта. На них размещаются железнодорожные пути, строения, здания, сооружения, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта; а также полосы отвода и охранные зоны железных дорог.
Порядок установления, использования и размеры полос отвода и охранных зон железных дорог определяются Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», а также Правительством Российской Федерации.
Земли автомобильного транспорта. На них размещаются автомобильные дороги, объекты дорожного сервиса, объекты, предназначенные для осуществления дорожной деятельности, стационарные посты органов внутренних дел; устанавливаются полосы отвода автомобильных дорог.
Для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, в частности Указом Президента РФ от 27.06.1998 № 727 «О придорожных полосах федеральных автомобильных дорог общего использования», Правилами установления и использования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1420.
Земли морского и внутреннего водного транспорта. На них размещаются искусственно созданные внутренние водные пути, морские и речные порты, причалы, пристани, гидротехнические сооружения, другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта. Выделяется береговая полоса. Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий населенных пунктов. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Земли воздушного транспорта. Выделяются в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта. Могут предоставляться для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта. Правовой режим земельных участков для воздушного транспорта определен также Воздушным кодексом РФ.
Земли трубопроводного транспорта. Предназначены для размещения наземных объектов системы нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов, размещения наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации – собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.
Вопрос 58. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
В соответствии со ст. 91 Земельного кодекса РФ землями связи, радиовещания, телевидения, информатики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов связи, радиовещания, телевидения, информатики.
В целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
1) эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
2) кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации на трассах кабельных и воздушных линий связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
3) подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
4) наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
5) наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Правовой режим этих земель определяется рядом нормативных актов, например, Федеральным законом от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.06.1995 № 578.
Вопрос 59. Земли для обеспечения космической деятельности, обороны и безопасности
В соответствии со ст. 92 Земельного кодекса землями для обеспечения космической деятельности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) объектов космической деятельности.
В целях обеспечения космической деятельности могут предоставляться земельные участки для размещения наземных объектов космической инфраструктуры, включая космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов, пункты приема, хранения и переработки информации, базы хранения космической техники, районы падения отделяющихся частей ракет, полигоны приземления космических объектов и взлетно-посадочные полосы, объекты экспериментальной базы для отработки космической техники, центры и оборудование для подготовки космонавтов, другие наземные сооружения и технику, используемые при осуществлении космической деятельности.
Земельные участки, используемые под районы падения отделяющихся частей ракет эпизодически, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются. Порядок возмещения ущерба этим лицам определяется Правительством Российской Федерации. Правовой режим объектов наземной инфраструктуры установлен Законом РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности».
В соответствии со ст. 93 Земельного кодекса РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях.
В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются.
Использование этих земель осуществляется применительно к порядку, установленному для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования.
В целях обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отводятся в постоянное (бессрочное) пользование земельные полосы или участки для обустройства и содержания инженерно-технических сооружений и заграждений, пограничных знаков, пограничных просек, коммуникаций, пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации и других объектов.
Нормы отвода земельных полос, размеры земельных участков, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, порядок их использования, включая особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
Вопрос 60. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Данная категория земель также является сложной по составу, поскольку включает в себя целый ряд подкатегорий земельных участков. Объединяющими для всех этих подкатегорий выступают следующие признаки:
– эти земли имеют какое-либо особое ценное значение;
– они признаны таковыми решениями органов государственной власти;
– находятся данные земельные участки, как правило, в государственной или муниципальной собственности;
– для обеспечения функционирования данных территорий могут устанавливаться охранные зоны.
Вопрос 61. Земли особо охраняемых природных территорий
Такие земельные участки как подкатегория входят в состав земель особо охраняемых территорий и объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – ООПТ) особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
С учетом особенностей режима ООПТ и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории тер