Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Понятие земель сельскохозяйствен­ного назначения

Земельный кодекс в ст. 77 определяет земли сельскохозяйственного назначения как земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предна­значенные для этих целей. Таким образом, основным критерием от­несения земель к категории сельскохозяйственных является их назна­чение — использование для ведения сельскохозяйственного производ­ства, под которым в данном случае понимается как ведение товарного сельского хозяйства, так и выращивание растениеводческой и живот­новодческой продукции населением для собственного потребления в личных подсобных хозяйствах, на садовых и огородных участках. Остальные направления использования сельскохозяйственных земель: разведение защитной древесно-кустарниковой растительности, строи­тельство помещений для переработки и хранения сельскохозяйствен­ной продукции, организация опытных участков для проведения сор­тоиспытания сельскохозяйственных культур и др. — непосредственно связаны с указанной основной целью.

Важное практическое значение имеет специальное указание в Зе­мельном кодексе РФ на то, что к сельскохозяйственным землям могут быть отнесены только земельные участки, находящиеся за чертой по­селений. Дело в том, что на территории сел, поселков, городов и дру­гих населенных пунктов также имеются земли, используемые в сель­скохозяйственных целях, — приусадебные хозяйства жителей, огоро­ды, овощеводческие, цветоводческие, парниковые хозяйства коммерческих организаций. На такие земельные участки распростра­няется правовой режим земель поселений, в составе которых выделя­ются специальные территориальные зоны сельскохозяйственного ис­пользования (см. главу учебника о землях поселений).

Следует иметь в виду, что участки земель, используемые в сель­скохозяйственных целях, имеются также в составе земель транспорта и земель лесного фонда: на них распространяется правовой режим со­ответствующей категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения — особая категория зе­мель, в состав которой входят .лучшие, плодородные земли, состав­ляющие достояние страны. Только в сельском хозяйстве земля ис­пользуется не только как пространственно-операционный базис для

э- 259

размещения тех или иных объектов, но как основное средство произ­водства. Поэтому сельскохозяйственные земли подлежат особой охра­не. В 1998 г. принят специальный закон — «О государственном регу­лировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного на­значения», которым определены функции органов государственной власти и управления по регулированию плодородия таких земель, обязанности лиц, использующих сельскохозяйственные земли, меры стимулирования повышения качества и плодородия земель (подробнее см. главу 9).

При разработке Земельного кодекса РФ наиболее острые дискус­сии вызвал вопрос о регулировании оборота именно сельскохозяйст­венных земель. Требовалось установить такие условия осуществления сделок с этими землями, которые исключали бы возможность их раз­базаривания, нерационального использования, перевода в другие кате­гории, и в то же время обеспечить возможность наиболее полного осуществления прав на земли сельскохозяйственными организациями, крестьянскими хозяйствами и иными гражданами, учитывая реально существующие права сельских тружеников на земельные доли, полу­ченные ими в ходе аграрной реформы (о земельных долях будет ска­зано ниже). Все это обусловило принятие решения о более детальной проработке вопросов использования сельскохозяйственных земель и издание специального нормативного акта — Федерального закона от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначе­ния». Поэтому Земельный кодекс детально правовой режим земель сельскохозяйственного назначения не регулирует, во многих случаях давая отсылки к данному Закону.

Состав земельСостав земель сельскохозяйственного назна-

сельскохозяйствен-чения неоднороден. Лучшие, наиболее цен­ного назначенияные из них — это сельскохозяйственные уго­дья, на которых, собственно, и произрастает

продукция аграрного производства. Поэтому законодательством уста­новлен особый режим их предоставления, использования и изъятия, о чем далее будет сказано более подробно. Остальные сельскохозяйст­венные земли имеют вспомогательный по отношению к угодьям характер. Они заняты внутрихозяйственными дорогами (т. е. подъезд­ными путями к различным подразделениям сельскохозяйственных предприятий; дороги и магистрали между населенными пунктами от­носятся к землям транспорта), коммуникациями, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хране­ния и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В со­став земель сельскохозяйственного назначения входят также располо­женные на земельных участках пруды и обводненные карьеры.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на землях сельскохозяйственного назначения, предназначена для обеспечения за­щиты земель от неблагоприятного воздействия негативных природных, антропогенных и техногенных явлений посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств лесной раститель­ности. Рубки такой растительности должны обеспечивать улучшение ее состояния и выполнение ею своих функций (ст. 134 Лесного кодекса РФ). Следует отличать древесно-кустарниковую растительность на сель-260

екохозяйственных землях от противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных лесонасаждений на землях природоохранного назначе­ния (см. ст. 103 Лесного кодекса РФ). Первая в правовом смысле к ле-сам не относится, и право собственности на нее переходит вместе с правом на земельный участок, тогда как купля-продажа участков лес­ного фонда по закону запрещена.

Среди земель сельскохозяйственного назначения имеются также гак называемые неудобья: это овраги, балки, болота, гари и прочие участки, которые по своему состоянию в данный момент не могут быть использованы в качестве продуктивных земель. Они подлежат окультуриванию и переводу в сельскохозяйственные угодья. Субъекты прав наЗемельный кодекс в ст. 78 устанавливает земельные участкикруг лиц, которые могут использовать земли

сельскохозяйст-сельскохозяйственного назначения. Это: венного назначенияграждане, в том числе ведущие крестьянские

(фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственные общества и товарищества, производственные коо­перативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;

некоммерческие организации, в том числе потребительские коопе­ративы, религиозные организации;

казачьи общества;

опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учеб­но-производственные подразделения научно-исследовательских орга­низаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профи­ля и общеобразовательных учреждений;

общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и разви­тия их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Приведенный перечень не является ограничительным: в нем вы­делены те граждане, объединения граждан и юридические лица, кото­рые являются основными пользователями земель сельскохозяйствен­ного назначения, однако заниматься выращиванием сельскохозяйст­венной продукции и пользоваться для этих целей участками земли на том или ином праве могут любые граждане, коммерческие и неком­мерческие организации. Ограничения установлены законом только для иностранцев, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. Указанные лица в соответствии с Федеральным законом об обо­роте земель сельскохозяйственного назначения могут владеть и поль­зоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

фондВ состав земель сельскохозяйственного на-

перераспреде-значения согласно формулировке ст. 77 3 К

ления земельвходят как земли, предоставленные для нужд

сельского хозяйства, так и предназначенные

для этих целей. Временно не предоставленные никому земельные уча­стки сельскохозяйственного назначения находятся в фонде перерас­пределения.

Впервые о необходимости создания специальных фондов для пе­рераспределения сельскохозяйственных земель было упомянуто еще в Законе о земельной реформе 1990 г. Он установил, что в процессе осуществления земельной реформы решениями местных органов вла­сти может быть изъята и передана в специальный земельный фонд для последующего перераспределения и наделения земельными участ­ками часть земель, используемых не по целевому назначению, неэф­фективно используемых, а также выбывших из оборота или переве­денных в менее ценные угодья; из этих фондов в первоочередном по­рядке выделяются земли для организации крестьянских хозяйств, ведения личных подсобных хозяйств, садоводства, огородничества, животноводства. Создание таких фондов было особенно важным потому, что в тех условиях, когда ставилась задача массового форми­рования фермерских хозяйств, необходимо было найти источники предоставления земли тем лицам, желающим создать крестьянское (фермерское) хозяйство, которые не являлись членами сельскохозяй­ственных предприятий и не имели права на получение земельной доли.

Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных ме­рах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» было предпи­сано включить в фонды перераспределения земель участки, остаю­щиеся после бесплатной передачи земель коллективам сельскохозяй­ственных предприятий. Местные администрации обязывались организовывать продажу земель фонда по конкурсу и передачу их в аренду с правом последующего выкупа.

Однако в законодательстве того времени не было достаточно чет­ко указано, что земли фонда перераспределения являются сельскохо­зяйственными землями. А ст. 96 прежнего Земельного кодекса гласи­ла, что все земли, не предоставленные в собственность, владение, пользование и аренду, а также земли, право собственности, владения и пользования которыми прекращено в соответствии с законодатель­ством, являются землями запаса. Получалось, что изъятые сельскохо­зяйственные земли переходили в категорию земель запаса, т. е. их це­левое назначение терялось, и они затем могли быть предоставлены и для иных, несельскохозяйственных, целей.

Поэтому чрезвычайно важным является указание в п. 1 ст. 80 но­вого Земельного кодекса на то, что фонд перераспределения земель создается в составе земель сельскохозяйственного назначения в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородни­чества, сенокошения, выпаса скота. А согласно п. 3 этой же статьи использование земель фонда перераспределения осуществляет­ся в соответствии со ст. 78 ЗК РФ, т. е. они предоставляются всем указанным в данной статье лицам, о которых шла речь в предыдущем разделе настоящего параграфа.

Земельный кодекс устанавливает исчерпывающий перечень источ­ников поступления земель в фонд перераспределения. Изучение этого перечня позволяет сделать вывод о том, что при создании фонда не ставится задача искусственного перераспределения земель (как это 262

предполагалось в начале аграрной реформы), выявления и изъятия недостаточно эффективно использующихся участков и т. п. Перечень нключает те случаи появления свободных земель, которые всегда так или иначе имеют место в реальной жизни и предусмотрены граждан­ским и земельным законодательством. Создание же фонда перерас­пределения имеет цель не допустить перетекания таких земель в иные категории земель, не связанные с сельскохозяйственным использова­нием. Итак, земельные участки сельскохозяйственного назначения по­ступают в фонд перераспределения земель:

1) при добровольном отказе от земельного участка (условия и по­
рядок такого отказа регламентированы ст. 53 ЗК РФ);

2) если нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо
ни один из наследников не принял наследство, либо все наследники
лишены завещателем наследства, либо наследник отказался от наслед­
ства без указания, в пользу кого он отказывается от наследства. В
этих случаях в соответствии с гражданским законодательством земель­
ный участок получает статус выморочного имущества и переходит в
собственность государства (ст. 1151 ГК РФ);

3) при принудительном изъятии земельного участка в случаях,
предусмотренных Земельным кодексом и другими федеральными за­
конами.

Принудительное изъятие земельного участка возможно по не­скольким основаниям. Изъятие земель для государственных или му­ниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, по ос­нованиям, указанным в ст. 49 Земельного кодекса. При этом у собст­венника земли такое изъятие осуществляется путем выкупа (ст. 279—282 ГК РФ). Без какой-либо компенсации осуществляется конфискация по решению суда земельного участка у собственника как санкция за совершение уголовного преступления или за умыш­ленное систематическое совершение земельных правонарушений (ст. 50 ЗК РФ). Возможно также принудительное лишение прав на зе­мельный участок в случае его ненадлежащего использования или ис­пользования не в соответствии с его назначением (ст. 284—287 ГК РФ, ст. 54 ЗК РФ).

Подробно основания прекращения прав на землю рассмотрены в соответствующей главе.учебника.

Федеральным законом «О введении в действие Земельного кодек­са Российской Федерации» установлено (п. И ст. 3), что с момента вступления Земельного кодекса в силу в фонд перераспределения зе­мель включаются все земли, находившиеся на дату вступления Кодек­са в силу в фондах перераспределения земель, образованных в соот­ветствии с Указом Президента РФ «О неотложных мерах по осущест­влению земельной реформы в РСФСР».

Земельный кодекс установил, что сведения о наличии земель в фонде перераспределения являются общедоступными. Это очень важно, так как в соответствии с этими сведениями граждане будут ре­шать вопросы о создании новых садоводческих товариществ, возмож­ности получения участка для личного подсобного хозяйства; сельско­хозяйственные коммерческие организации и фермеры смогут выку­пить дополнительные участки у государства. При этом имеет значение


 

расположение и качество имеющихся в фонде участков. Поэтому ме­стные землеустроительные органы обязаны предоставлять соответст­вующие данные всем заинтересованным лицам, а также публиковать в местной прессе сведения о поступающих в фонд и предоставляемых из фонда землях.

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса не переданные в ча­стную собственность земельные участки государственного фонда пере­распределения земель могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

Наши рекомендации