Актуальные проблемы преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
Преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления признаются запрещенные в статьях гл. 30 УК под угрозой наказания посягательства на общественные отношения, обеспечивающие эффективное функционирование системы государственной власти и местного самоуправления и нормальное взаимодействие государства и гражданского общества.
Такие преступления выполняются с использованием полномочий, обусловленных должностью, или специальных полномочий либо связанного с ними авторитета и связей, либо преступления могут быть выражены в неисполнении служебных обязанностей. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления представляют особую опасность для внутреннего суверенитета государства, так как совершаются лицами, которые призваны реализовывать верховенство государственной власти во внутренних делах и гарантировать нормальное взаимодействие государства и гражданского общества. Они сопряжены с коррупцией и подрывают государственную власть изнутри.
Судя по данным официальной статистики, в Российской Федерации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления совершается сравнительно немного. Например, за такие преступления осуждаются реже, чем за убийства. В 2012 г. по ст. 285–293 УК были осуждены 6634 лица (0,9% от общего числа осужденных). Однако эта статистика не отражает подлинного масштаба преступности в сфере отношений публичной власти, особенно коррупционных преступлений. Государство находится в зоне очень высокой коррупции.
В Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537207, коррупционные посягательства и в целом преступления против государственной власти названы в ряду основных источников угроз национальной безопасности. В долгосрочной перспективе совершенствование правового регулирования предупреждения такой преступности и снижение уровня коррумпированности общественных отношений — главные направления государственной политики.
Проблема противодействия коррупции находится в центре внимания международного сообщества. В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. (ратифицирована Федеральным законом РФ от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ)208 заявлено, что коррупция превратилась в транснациональное явление.
Опасность коррупционных преступлений общепризнана. Они разрушительны для нормальной управленческой деятельности, подрывают авторитет публичной власти, препятствуют проведению социальных преобразований и развитию национальной экономики, деформируют правосознание граждан и др. Однако нет общего понимания значения понятия коррупционных преступлений, их соотношения с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Иногда все преступления, предусмотренные гл. 30 УК, характеризуют как преступления, которые имеют (или могут иметь) коррупционный характер209.
По мнению А. И. Долговой, коррупционные преступления следует толковать ограничительно, как акты подкупа, когда действуют две стороны: подкупающая и подкупаемая, безотносительно к нарушениям коррумпируемого лица его правовых обязанностей210. С этой точки зрения, коррупционные преступления — это только получение и дача взятки, но не злоупотребление должностными полномочиями либо иное незаконное использование лицом своего должностного положения.
Чаще коррупционные преступления определяются расширительно, с включением взяточничества, злоупотреблений должностным положением, а также соответствующих преступлений, совершаемых в сфере экономики лицами с управленческими, но не публичными функциями.
Вывод о том, что коррупционные преступления не ограничиваются преступлениями субъектов с публичными функциями, основывается на нормах международного права. В Конвенции ООН против коррупции 2003 г. к коррупции относят, наряду с подкупом национальных публичных должностных лиц и иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций (ст. 15 и 16), также злоупотребление влиянием в корыстных целях и злоупотребление служебным положением (ст. 18 и 19), хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом (ст. 17), отмывание доходов от преступлений (ст. 23) и др.
Коррупция соотносится с широким кругом преступлений в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (п. «а» ст. 1)211.
Пленум Верховного Суда РФ, указывая на высокую опасность и распространенность взяточничества среди коррупционных преступлений, к последним отнес, в частности, преступления, предусмотренные ст. 159, 160, 204, 292, 304 УК212.
Таким образом, преступления коррупционной направленности не ограничены преступлениями, предусмотренными в гл. 30 УК. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления составляют ядро коррупционных преступлений, но не все, а те из них, которые характеризуются связью деяния со служебным положением субъекта либо отступлением от его прямых прав и обязанностей, прямым умыслом, корыстным мотивом, признаками специального субъекта — должностного лица213.
Обычной законотворческой практикой в России является систематизация составов преступлений в Особенной части Уголовного кодекса, исходя из различий в объектах преступлений. Распространено мнение, что в этом смысле (по основанию систематизации) преступления, предусмотренные гл. 30 УК, существенно отличаются от других групп преступлений. Утверждается, что признаки, характеризующие субъект преступления, являются изначальными в составах соответствующих преступлений214 и даже что для квалификации преступлений не важны особенности объекта215. С учетом предполагаемой приоритетности признака специального субъекта многие авторы для обозначения преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления используют термин «должностные преступления», а иногда, как равнозначный, и термин «служебные преступления». В ранее действовавших Уголовных кодексах соответствующие преступления так и назывались: должностные (служебные) преступления (гл. II УК РСФСР 1922 г.; гл. III УК РСФСР в ред. 1926 г.) и должностные преступления (гл. 7 УК РСФСР 1960 г.).
Использованное в УК новое наименование — «преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» — больше соответствует социальной сущности преступлений, поскольку обозначает сферу общественных отношений, на причинение вреда которым в основном направлены преступления данного вида. Многие преступления могут совершаться должностными лицами или служащими, включая «обычные» преступления (убийство, кража, незаконное получение кредита и др.). Однако свойственными только этой категории субъектов являются преступления, объект которых — управленческая деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Следовательно, для квалификации преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК, определение объекта не менее важно, чем характеристика субъекта.
В гл. 30 УК к преступлениям против государственной власти приравнены преступления, совершаемые в сфере местного самоуправления. Это отражено уже в названиях соответствующих главы и раздела: гл. 29 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» помещена в раздел X «Преступления против государственной власти». Согласно ст. 12 Конституции РФ, государственная власть и местное самоуправление признаются разными видами (механизмами) публичной власти, и органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Тем не менее объединение в одну главу преступлений, совершаемых в указанных сферах власти, закономерно, так как они имеют общую направленность — на причинение вреда управленческим отношениям.
Уголовный закон защищает только правомерную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений. Правовые основы управленческой деятельности составляют Конституция РФ, Федеральные законы: от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»216, от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»217, от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»218, от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»219 и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, а также конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.
Объектом уголовно-правовой охраны является управленческая деятельность, которая не только легитимна, но и полезна: обеспечивает эффективное функционирование системы государственной власти и местного самоуправления, также нормальное взаимодействие государства и гражданского общества.
Видовым объектом преступлений, предусмотренных в гл. 30 УК, признаются общественные отношения, обеспечивающие правомерное и эффективное функционирование системы государственной власти и местного самоуправления и нормальное взаимодействие государства и общества.
Непосредственным объектом преступлений, включенных в гл. 30 УК, являются общественные отношения, обеспечивающие правомерное и эффективное функционирование государственной власти в целом или ее отдельных структурных элементов либо местного самоуправления. Содержание непосредственного объекта дополняют права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества и государства.
Согласно советскому уголовному законодательству, за должностные преступления несли ответственность должностные лица, постоянно или временно осуществляющие функции представителя власти, а также занимающие постоянно или временно в государственных или общественных учреждениях, организациях или на предприятиях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или выполняющие такие обязанности в указанных учреждениях, организациях и на предприятиях по специальному полномочию (примечание к ст. 170 УК РСФСР 1960 г.). Трактовка должностного лица как лица, выполняющего соответствующие функции в учреждениях, организациях и на предприятиях независимо от форм собственности, сохранилась в научных исследованиях и после принятия УК. Авторы, отстаивающие эту позицию, ссылаются на принципы равенства граждан перед законом и равной охраны всех форм собственности, на то, что управлению, независимо от его вида, свойственны общие черты, и на антикоррупционное законодательство, которое сближает в одну группу преступления, посягающие на интересы службы в частном секторе и интересы публичной службы220.
Законодатель отказался от такой трактовки должностного лица. В УК из числа преступлений должностных лиц исключены преступления, совершаемые в сфере экономики лицами, которые выполняют управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением. В УК выделены две самостоятельные главы: «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» (гл. 23) и «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (гл. 30). Такое законодательное решение основывалось на представлении, что социальная сущность поступков лиц, привлеченных к отправлению публичных функций, и лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих структурах и общественных организациях, не одинакова221.
Десять лет спустя законодатель предпринял определенные шаги в направлении преодоления разрыва между понятиями субъектов преступлений, предусмотренных в гл. 23 и 30 УК. Так, Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 318-ФЗ222 в примечании 1 к ст. 285 УК местом деятельности должностных лиц, наряду с государственными органами и органами местного самоуправления, признаны также государственные корпорации. Хотя корпорации являются государственными, переданное им Российской Федерацией имущество признается собственностью корпорации, и они не включены в механизм публичной власти. Соответственно, в государственных корпорациях выполняются управленческие, но не публичные функции.
С учетом качеств субъекта преступления, предусмотренные в гл. 30 УК, можно классифицировать на группы: 1) преступления, совершаемые должностными лицами (ст. 285–287, 289, 290, 293 УК); 2) преступления, совершаемые как должностными лицами, так и государственными служащими или служащими органа местного самоуправления, которые не являются должностными лицами (ст. 292, 292.1 УК); 3) преступления, субъектом которых являются государственные служащие или служащие органов местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами (ст. 288 УК); 4) преступления, которые могут быть выполнены любым лицом, достигшим возраста 16 лет: дача взятки (ст. 291 УК) и посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК).
Подавляющее большинство преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления выполняются должностными лицами. С позиции административного права это лица, замещающие государственную должность РФ, государственную должность субъектов РФ или муниципальную должность, а также лица, замещающие должность государственной службы или должность муниципальной службы. В примечании 1 к ст. 285 УК для целей статей гл. 30 настоящего Кодекса круг должностных лиц определен шире. Критериальное значение придается выполняемым функциям: представителя власти, организационно-распорядительным, административно-хозяйственным. Соответственно, должностными могут признаваться также лица, которые, не замещая должность государственной службы или должность муниципальной службы, выполняют соответствующие функции по специальному полномочию на основе закона (например, стажеры органов милиции, прокуратуры) либо иного нормативного акта, приказа или распоряжения вышестоящего должностного лица либо правомочного на то органа или должностного лица. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.).
В соответствии с судебной позицией организационно-распорядительная функция проявляется в полномочии принимать решения, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия223). Выполнение юридически значимых действий — это еще один критерий признания субъекта должностным лицом, им обосновывается включение в круг должностных лиц специалистов. Например, получение преподавателем государственного университета вознаграждения за аттестацию студентки в форме зачета в зачетной книжке было квалифицировано как получение взятки должностным лицом по ч. 1 ст. 290 УК224.
Расширительный подход проявился и в том, что в уголовном законе субъектами получения взятки названы «иностранные должностные лица» и «должностные лица публичной международной организации» (ст. 290 УК), которые не имеют непосредственного отношения к российской публичной власти, а представляют интересы других государств или международных организаций.
Уголовный закон задал широкие пределы допустимого усмотрения правоприменителей при определении должностного лица и служащих. Это затрудняет классификацию преступлений, нарушающих нормальную управленческую деятельность. Еще одно условие, осложняющее классификацию подобных преступлений, — большое представительство в УК конкурирующих норм, в которых указано на совершение деяния должностным лицом или лицом с использованием своего служебного положения.
По мнению многих научных исследователей, все нормы, включенные в гл. 30 УК, являются конкурирующими. Обычно общей признается норма о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК), а другие нормы определяются как ее частные случаи. По мнению Б. В. Волженкина, применительно к преступлениям против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления можно говорить о двух общих нормах: о злоупотреблении должностными полномочиями и халатности225.
Конкуренция норм — это состояние урегулированности одного общественного отношения одновременно двумя или более нормами, приоритетной из которых всегда является одна норма. Составы конкурирующих норм содержат аналогичные признаки. Следовательно, при конкуренции норм деяние квалифицируется как единичное преступление. В условиях конкуренции общей и специальной норм уголовная ответственность наступает по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК РФ).
Считается, что специальная норма является результатом конкретизации общей нормы и отличается от нее по объему признаков содержания226. Объем признаков в специальном составе увеличивается за счет признаков, «родственных» общему составу. Специальный состав дополняется характеристиками предмета преступления, способа совершения преступления, субъекта преступления (вводятся запреты для специальных субъектов) и др.
По мнению многих научных исследователей, конкретизация общей нормы сопряжена с конкретизацией предмета регулирования, соответственно, общие и специальные нормы различают по пределам предмета регулирования. Однако можно утверждать, что при конкретизации нормы пределы охраняемого общественного отношения могут расшириться. Например, конкретизация общей нормы об уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) в специальной норме о нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285.1 УК) связана с усложнением непосредственного объекта преступления. Кроме управленческих отношений, непосредственным объектом являются также бюджетные отношения, и в качестве факультативных объектов могут выступать имущественные интересы физических и юридических лиц, государства, международных организаций, в пользу которых выделялись бюджетные средства. Множественность отношений, составляющих объект преступления, учитывается в квалификационной практике. Так, Военная коллегия Верховного Суда РФ прекратила уголовное преследование Л. по ч. 1 ст. 285.1 УК, указав, что эта статья предусматривает ответственность за нецелевое расходование лишь бюджетных средств, а Л. израсходовал не по целевому назначению средства, пожертвованные возглавляемому им структурному подразделению МЧС РФ; и в деле не имеется данных о том, чтобы поступившие в качестве пожертвования денежные средства включались, как это предусмотрено в ч. 5 ст. 41 Бюджетного кодекса РФ, в состав доходов бюджета при составлении, утверждении и исполнении федерального бюджета и после этого были перечислены как бюджетные средства227.
Присоединение к составу признаков, не соответствующих исходной норме, исключает вывод о состоявшейся конкретизации нормы. При анализе составов, объединенных в гл. 30 УК РФ, обнаруживается, что большинство из них не соотносится между собой как общие и специальные. Например, состав преступления с неосторожной формой вины (ст. 293 «Халатность») не является специальным по отношению к составу умышленного злоупотребления должностными полномочиями, а состав преступления с общим субъектом (ст. 291 «Дача взятки») никак не может быть результатом конкретизации состава преступления со специальным субъектом.
В гл. 30 УК есть нормы, конкурирующие с общей нормой о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК), но их немного. Это специальные нормы, устанавливающие ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК), внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК) и отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации (ст. 287 УК). При квалификации деяния в условиях конкуренции указанных общей и специальных норм применяются соответствующие специальные нормы без дополнительной ссылки на ст. 285 УК. Вместе с тем совокупность преступлений, предусмотренных в других статьях гл. 30 УК и ст. 285 УК, не исключается.
Значительно больше норм, конкурирующих с нормой о злоупотреблении должностными полномочиями, содержится в других главах УК. В них описаны преступления с иным родовым и видовым объектом, но при этом конструктивным, квалифицирующим или особо квалифицирующим признаками состава названы совершение преступления должностным лицом или лицом с использованием служебного положения. В нормах УК могут повторяться (полностью или частично) признаки не только злоупотребления должностными полномочиями, но и других преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (например, п. «а» ч. 3 ст. 286 и ч. 2 ст. 302 УК; ч. 2 ст. 292 и ч. 3 ст. 303 УК и др.).
В судебной практике применяется правило о выявлении конкурирующих норм и квалификации преступлений, сформулированное А. С. Гореликом: «Конкуренция общей и специальной норм возникает тогда, когда в действиях должностного лица имеются признаки общего преступления против интересов службы и специального его вида или же такого общеуголовного преступления, в составе которого прямо оговорена возможность его совершения должностным лицом наряду с другими субъектами либо это бесспорно вытекает из смысла нормы; если же такого указания нет, содеянное должно квалифицироваться по совокупности»228.
В гл. 30 УК первичными являются нормы об уголовной ответственности за злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий.
Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК). Объективная сторона преступления состоит в использовании служебных полномочий вопреки интересам службы, если это действие или бездействие повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Использование служебных полномочий означает выполнение деяния в пределах прав и обязанностей, которыми должностное лицо наделено в силу замещения должности или по специальному полномочию и которые закреплены официально: в законах, иных нормативных правовых актах и др. Хотя деянием не нарушаются пределы служебных полномочий, оно является незаконным, если не вызывалось служебной необходимостью и объективно противоречило как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату публичной власти, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими полномочиями. Например, в судебной практике как злоупотребление должностными полномочиями квалифицируются деяния, выразившиеся в выдаче водительского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; или приеме на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не исполняют.
Состав — материальный, и преступление окончено с момента наступления последствий в виде материального или иного вреда. Это существенное нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ, в том числе создание препятствия в удовлетворении гражданами и организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности; либо существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства (организация серьезных помех и сбоев в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, подрыв авторитета органов публичной власти и др.). При оценке существенности вреда необходимо учитывать его вид и размер, степень отрицательного влияния деяния на нормальную работу организации, число потерпевших, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и др. В соответствии с судебной позицией в тех случаях, когда должностное лицо в результате злоупотребления полномочиями нарушает конституционные права и свободы человека и гражданина, при наличии всей совокупности признаков этого состава, содеянное следует квалифицировать со ссылкой на ст. 285 УК, а не статьи гл. 19 УК.
С субъективной стороны злоупотребление должностными полномочиями характеризуется прямым или косвенным умыслом и мотивами в виде корыстной или личной заинтересованности. Под корыстной заинтересованностью понимается стремление получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, погашения долга, оплаты услуг и т. п.). Иная личная заинтересованность означает побуждение лица к извлечению выгоды неимущественного характера, в основе которого лежат: карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и др.
Субъект преступленияспециальный — должностное лицо.
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК). Объективная сторона преступления состоит в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Превышение должностных полномочий (ст. 285 УК) и злоупотребление должностными полномочиями (ст. 286 УК) — это смежные преступления, основным критерием разграничения которых является деяние. В отличие от злоупотребления должностными полномочиями, при превышении должностных полномочий деяние выражено только в действии, и оно не вытекает из полномочий должностного лица.
Превышение должностных полномочий означает, что были превышены конкретные права и обязанности должностного лица, установленные официально: в законах, иных нормативных правовых актах и др. Например, превышением должностных полномочий могут быть действия, которые: относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц, и др.); совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать (п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19).
Состав преступления материальный. Необходимым признаком преступления являются последствия, которые понимаются так же, как и для злоупотребления должностными полномочиями.
Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом.
Субъект —специальный: должностное лицо.
Контрольные вопросы
1. Определите понятия «должностные преступления», «преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» и «коррупционные преступления».
2. Охарактеризуйте видовой и непосредственный объекты преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
3. Кто признается должностным лицом для целей главы 30 УК?
4. Выделите в УК РФ нормы, конкурирующие с нормой о злоупотреблении должностными полномочиями.
5. По каким признакам состава преступления следует разграничивать злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий?
Список рекомендуемой литературы и нормативных правовых актов
1. УК РФ (ст. 285–293).
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // БВС РФ. 2009. № 12.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» // БВС РФ. 2013. № 9.
4. Басова Т. Б. Уголовная ответственность за должностные преступления: правотворчество и правоприменение в условиях административной реформы Российской Федерации. Владивосток, 2005.
5. Бабий Н. А. Квалификация взяточничества: научное исследование белорусского и российского опыта. Минск, 2011.
6. Борчашвили И. Ш., Рахметов С. М. Проблемы противодействия коррупции по уголовному законодательству Республики Казахстан. Алматы, 2012.
7. Волженкин Б. В. Служебные преступления: комментарий законодательства и судебной практики. СПб., 2005.
8. Грошев А. В. Ответственность за взяточничество (вопросы теории и практики). Краснодар, 2008.
9. Егорова Н. А. Уголовная ответственность за коррупционные преступления (сравнительный анализ Конвенции Совета Европы 1999 г. и уголовного законодательства России). Волгоград, 2003.
10. Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н., Паршин И. С. Правовая регламентация противодействия коррупции: национальный, международный и зарубежный аспекты. Н. Новгород, 2012.
11. Обсуждение проекта постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве, коммерческом подкупе и иных коррупционных преступлениях»: материалы научно-практ. конференции в Верховном Суде РФ, состоявшейся 28 марта 2013 г. // Уголовное право. 2013. № 5. С. 4–121;
12. Шнитенков А. В. Ответственность за преступления против интересов государственной службы и интересов службы в коммерческих и иных организациях. СПб., 2006.