Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники.
Государственная служба – служба в публичных органах власти. С точки зрения законодателя, ГС РФ – профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения госслужащими ФОГВ и ОГВ субъектов РФ полномочий РФ и субъектов, госорганов и лиц, замещающих государственные должности. ИЗ определения следуют признаки госслужбы – только в ОГВ, профессиональная деятельность, в целях обеспечения исполнения полномочий РФ и субъектов РФ.
Госслужба, соответственно, осуществляется только в таких органах.
Государственный орган есть учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и задачи, наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией.
Данная деятельность делится на профессиональную служебную деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий:
- РФ и субъектов
- ФОГВ, ОГВ субъектов, иных госорганов
- лиц, занимающих политические государственные должности.
ФГС – в ведении РФ. Законодательство, регулирующее государственно-служебные отношения – в совместном ведении. Госслужба субъектов – ФЗ, законы субъектов.
Госслужба регулируется:
- КРФ, основными законами республик и иных субъектов
- Специальными ФКЗ и ФЗ «О ВО и ВС», «О прокуратуре» и т.д. помимо ФЗ «О ГГС»
- Указы и распоряжения Президента – Положение о порядке прохождения ВС 1999 г., положение о порядке присвоения классных чинов ГГС 2002 г. и т.д.
НПА Правительства по вопросам ГС.- перечень категорий, подлежащих госзащите, форма анкеты и т.д.
НПА ФОИВ – служебный распорядок отдельных ФОИВ, например
Постановления КС РФ. По служебным делам также имеется практика судов общей юрисдикции. Современная ГС формируется в рамках административной реформы.
33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
Государственная служба имеет свои специфические методы правового регулирования статуса государственных служащих, практического функционирования государственной службы с целью обеспечения деятельности самих государственных служащих, выполняющих задачи и функции государства. Правовые нормы государственной службы является частью публичного права, поскольку специальные субъекты права выполняют задачи и функции государства, его органов и органов местного самоуправления.
Правовые нормы государственной службы включают правовые положения, регламентирующие содержание правоотношений лиц, находящихся на государственной службе, порядок их создания, изменения и прекращения.
Изучение правовых норм государственной службы предусматривает рассмотрение следующих вопросов:
порядок создания государственно-служебных правоотношений и правовые последствия;
изменение государственно-служебных правоотношений;
права и обязанности государственных служащих;
правовые последствия нарушения служащими своих обязанностей, запретов и ограничений, наложения дисциплинарных взысканий;
нарушение государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и т.п. своих обязанностей и несоблюдение прав государственных служащих;
правовая защита в государственно-служебных правоотношениях.
Основополагающим понятием в структуре служебного права должны стать государственно-служебные правоотношения, под которыми понимают государственно-правовые отношения службы и преданности государственного служащего, который вступает на службу. Наниматели государственного служащего - государство, органы государственной власти, иные органы, на которые распространяется действие Закона «О системе ГС в РФ»
Государственно-служебные правоотношения имеют следующие характерные черты:
1) отношения являются государственно-правовыми, то есть они в большей степени регулируются нормами государственного и административного права;
2) государственно-служебные правоотношения - это особые (статусные) правовые отношения, которые определяют статус государственных служащих;
3) государственно-служебные правоотношения - это отношения доверия, службы и преданности государственного служащего, что принципиально обусловливает права и обязанности государственных служащих;
4) служебные правоотношения - это властные государственно-правовые отношения, что означает верховенство государственного суверенитета и независимости, суверенность властных действий государственных служащих, возможность принять организационно-распорядительные и административные меры, осуществлять административно-юрисдикционных действия как в самом органе государственной власти, так и относительно внешних субъектов права;
5) государственно-служебные отношения связанные с управлением должностью, то есть государственный служащий осуществляет функции государства и решает круг государственных задач.
Государственные служащие имеют те же права, что и остальные граждан; к ограничению прав можно специально прибегать в случаях, определяемых функциями, которые осуществляют государственные служащие, и задачами, которые эти служащие решают.