Муниципальная служба: понятие в правовом смысле, признаки. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации.

Понятие «служба» употребляется в различных значениях:

- служба - вид деятельности людей;

- служба - ведомственное подразделение (служба помощников Президента);

- служба - самостоятельное ведомство (ФСБ). Понятие муниципальной службы основано на первом подходе.

В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г.) (Статья 2. Муниципальная служба)

Муниципальная служба- профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии с Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г.) (Статья 3. Правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации)

муниципальная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с:

- Конституцией Российской Федерации, а также

- Федеральным законом - ФЗ от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями от 23 июля, 27 октября, 25 ноября, 22, 25 декабря 2008 г.). Принят Государственной Думой 7 февраля 2007 года. Одобрен Советом Федерации 21 февраля 2007 года

- и другими федеральными законами («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

- конституциями (уставами), субъектов Российской Федерации,

- законами и

- иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе),

- уставами муниципальных образований,

- решениями, принятыми на сходах граждан, и иными муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В объективном смысле муниципальная служба - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с зачислением на должность, поощрением, прохождением, отставкой и тд.

В этом смысле муниципальная служба рассматривается как комплексный правовой институт.

В субъективном смысле муниципальная служба - это осуществляемая в соответствии с законодательством профессиональная деятельность лиц, занимающих оплачиваемые невыборные должности в органах местного самоуправления и реализующих принадлежащие муниципальному образованию обязанности и права.

Муниципальная служба обладает рядом признаков:

- муниципальная служба учреждается и функционирует в сфере публичной власти, носит публично-правовой характер;

- муниципальная служба имеет свои специфические задачи, связанные с обеспечением полномочий местного самоуправления;

- существует определенная преемственность между государственной и муниципальной службой; в частности, стаж работы на муниципальных должностях зачисляется в стаж работы на государственных должностях, и наоборот.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

2. Особенности проведения муниципальных выборов. Случаи применения федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Правом обращения в суд по вопросу назначения выборов обладают избиратели, избирательные объединения, избирательные блоки, органы государственной власти, органы местного самоуправления, прокуроры.

Подробно вопрос о назначении муниципальных выборов в судебном порядке рассмотрен в Федеральном законе “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”.

Данным Федеральным законом утверждено также Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, подлежащее применению (в целом или в части) в случае отсутствия необходимых для проведения муниципальных выборов нормативных правовых актов регионального и муниципального уровней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления” он применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

- законами субъекта Российской Федерации не установлены порядок проведения муниципальных выборов, а также порядок образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований;

- не принят устав муниципального образования;

- отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

- полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

- истекли установленные сроки полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления;

- выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

- отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить муниципальные выборы;

- муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

- органы местного самоуправления упразднены или распущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

- в иных случаях, когда в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

С позиции норм права организация муниципальных выборов в целом проходит в том же порядке, что и организация выборов в органы государственной власти.

Вместе с тем имеется ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам.

1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать иностранцы.

Статьей 12 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” установлено: “Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме”.

О допустимости участия иностранцев в муниципальных выборах говорится и в Федеральных законах “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (в ред. от 6 октября 2003 г.).

Однако в настоящее время возможность участия иностранцев в муниципальных выборах остается в значительной мере потенциальной, поскольку соответствующих международных договоров, за исключением Договора о союзе Беларуси и России, не заключено.

2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою специфику.

В статье 17 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав…” установлено, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, если до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправления не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

Цель данной нормы вполне очевидна — защита прав “коренного” населения муниципальных образований, исключение влияния на формирование органов местного самоуправления лиц, не имеющих постоянных интересов в данном муниципальном образовании, но составляющих значительную часть (в ряде случаев даже более половины) населения муниципального образования.

Однако данный подход к решению проблемы следует рассматривать как носящий переходной характер. Поскольку в рамках действующего законодательства остается открытым вопрос о порядке участия в муниципальных выборах граждан, являющихся военнослужащими срочной службы, проходящими службу не в “своем” муниципальном образовании. В условиях ограничения свободы передвижения, являющейся неотъемлемой частью срочной военной службы, эти граждане согласно действующим нормам законодательства по существу лишаются права на участие в местном самоуправлении.

Радикально данная проблема будет решена при переходе на формирование армии на контрактной основе, т.е. ликвидации срочной службы как таковой.

6. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов допускается досрочное голосование.

Избиратель, который в день голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, вправе проголосовать досрочно путем заполнения бюллетеня в помещении соответствующей территориальной избирательной комиссии (за 4—15 дней до дня голосования) или участковой комиссии (не ранее чем за три дня до дня голосования).

Избиратель, голосующий досрочно, обязан подать в соответствующую комиссию заявление с изложением конкретной причины досрочного голосования.

При этом Законом установлен перечень причин, признаваемых уважительными: отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья.

7. В соответствии со ст. 38 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум граждан Российской Федерации” при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления со средней нормой представительства менее 10 тыс. человек законом субъекта Федерации может быть установлен порядок выдвижения кандидатов, не предусматривающий сбор подписей в поддержку кандидата. При этом названный Федеральный закон не накладывает каких-либо требований к указанному особому порядку.

8. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допускается безальтернативное голосование.

Согласно ст. 38 вышеназванного Федерального закона законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено проведение на выборах муниципальных депутатов голосование по одной кандидатуре в случае, если ко дню голосования в избирательном округе останется только один кандидат.

Такой кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50% избирателей, участвовавших в голосовании.

Билет № 22

Наши рекомендации