Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

ДЛЯ СТУДЕНТОВ УСКОРЕННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 1 КУРСА ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА (БАКАЛАВРИАТ)

Тема 1: Административное право как отрасль: понятие, предмет, метод, система

Примерные вопросы для обсуждения

1. Понятие государственного управления, его признаки.

2. Административное право в правовой системе РФ, понятие, предмет, метод. Система административного права. Связь АП с другими отраслями права.

3. Административно-правовые нормы, их виды.

4. Административно-правовые отношения, их особенности.

5. Формы и методы управленческих действий.

Практические задания

1. Выполните таблицу «Методы административного права» по предложенной форме:

Метод административного права Конкретный пример из законодательства В каком нормативном акте закреплено
Дозволение    
Запрет    
Предписание    

2. В нижеприведенной таблице указаны различные правовые акты. В правом столбце таблицы дайте краткий, но обоснованный ответ на вопрос: Является ли данный правовой акт источником административного права?

Правовой акт Обоснование
1. Конституция РФ  
2. Гражданский кодекс РФ  
3. Указ Президента о назначении на должность министра  
4. Правила внутреннего распорядка ЧИ БГУЭП  
5. Устав Забайкальского края  
6. Приказ ректора об отчислении студентов  
7. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами кодекса об административном правонарушении»  
8. Постановление по делу об административном правонарушении  
9. Правила розничной торговли алкогольной продукцией  
10. Постановление Конституционного Суда о толковании ч. 1 ст. 112 Конституции РФ  

3. Министр образования и пауки РФ в течение своего рабочего дня провел заседание коллегии Министерства; дал указание своему референту подготовить сравнительные материалы по динамике обеспеченности вузов системы Министерства преподавательскими кадрами высшей квалификации (доктора паук, профессора) за последние три года; заслушал доклад начальника планово-финансового управления об итогах и перспективах погашения задолженности по заработной плате вузовским учреждениям за истекший квартал; утвердил порядок прохождения службы в аппарате Министерства, персональный состав научно-технического совета Министерства, правила внутреннего трудового распорядка работников. Кроме того, подписал ряд приказов о направлении нескольких работников в служебные командировки, об утверждении Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Юриспруденция»; о распределении обязанностей по руководству Министерством между своими заместителями и членами коллегии, а также несколько приказов о назначении на должности в аппарате Министерства.

Какие из указанных действий министра порождают внутриорганизационные отношения, являющиеся объектом административно-правового регулирования?

4. Приведите по два-три примера материальных и корреспондирующих им процессуальных административно-правовых норм из Конституции РФ, Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Проанализируйте формы и методы управленческих действий, классификации этих форм и методов:

Административно-правовые формы реализации исполнительной власти

Государственная власть воплощается ее субъектами в конкретных действиях различного рода выражающих ее содержание и направленность. Каждый орган исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией имеют возможность осуществлять управляющее воздействие в конкретных ситуациях. Превращение такой возможности в реальность происходит в форме конкретных внешне активных действий, выражающих содержание государственно-управленческих функций субъекта управления.

Исполнительные органы осуществляют различные по своему характеру и назначению действия (как управляющее воздействие, внешние и как внутрисистемные), поэтому различно их внешнее выражение.

Важное значение имеют и последствия совершаемых управленческих действий. В одних случаях они вызывают прямые последствия юридического характера, а в других — нет.

Формы управления могут проявляться в зависимости от содержания двояко:

а) форма реализации исполнительной власти как государственно-властных полномочий - издание юридических актов, совершение на их основе иных действий юридического характера (напр., регистрация) и др.;

б) форма внутриаппаратной работы организационного характера, государственно-управленческой деятельности - совокупность действий, совершаемых исполнительными органами за рамками непосредственного управляющего воздействия, не носящие прямого юридического эффекта.

Внутриаппаратные действия либо предшествуют реализации исполнительной власти, либо являются следствием, вытекающим из процесса такой реализации, либо, наконец, служат одним из вариантов этой реализации в пределах компетенции определенного должностного лица. Все они могут быть как правовыми, так и неправовыми.

Если управленческие действия вызывают последствия юридического характера или же имеют определенное юридическое значение, их можно обозначить как административно-правовые формы.

Таким образом, под формой управления понимается внешне выраженное действие исполнительного органа (должностного лица), осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее определенные последствия.

Выбор тех или иных форм зависит от многих факторов: характер компетенции данного органа (должностного лица); особенности объекта управляющего воздействия (влияние формы собственности, в частности); конкретные цели совершаемых управленческих действий; характер решаемых вопросов; характер вызываемых данными действиями последствий и т.п.

Формы управленческой деятельности требуют в необходимых случаях определенной юридической регламентации. Регламентация форм управленческой деятельности осуществляется административно-правовыми нормами. Как правило, такого рода нормы содержатся в тех юридических актах, которыми закрепляется организационно-правовой статус исполнительного органа (должностного лица).

Наиболее важны формы, связанные с реализацией право­применительных, правоустановительных и правоохранительных функций исполнительной власти; они вызывают наиболее существенные юридические последствия. Их регламентация имеет важнейшее значение с позиций обеспечения режима законности в сфере государственного управления.

Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным является их подразделение на правовые и неправовые. Они различаются по характеру вызываемых ими последствий.

Правовые формы всегда порождают юридические последствия, потому их можно обозначить в качестве административно-правовых форм управления, т.е. формами реализации исполнительной власти, составляющих ее содержание юридически властных полномочий. Это, прежде всего, правовые акты.

Неправовые формы прямых юридических последствий не влекут: осуществление различного рода организационных действий - проведение семинаров, совещаний, инструктивных сборов, обработка получаемой информации и т.п., либо материально-технических операций -экспедиция, транспорт, охрана и т.п.

Во многих случаях исполнительные органы (должностные лица) помимо издания правовых актов совершают действия иного юридического характера. Например, они могут разрешать гражданам, общественным объединениям и другим участникам управленческих отношений совершать определенные действия; осуществлять в установленных случаях обя­зательную государственную регистрацию; выдавать официальные документы типа прав на вождение транспортных средств и т.п. Свое выражение они получают, как правило, не прямо, а опосредствованно, на основании ранее принятого правового акта. Исходя из этого, к числу правовых форм деятельности исполнительных органов можно отнести: издание юридических актов и совершение на их основе иных действий юридического характера.

Иные действия, повседневно осуществляемые исполнительными органами в различных вариантах и связанные с процессом непосредственной реализации исполнительной власти, относятся к неправовым (организационным, аналитическим, обеспечительным и т.п.).

Реализация исполнительной власти возможна только в административно-правовой форме. Внутриорганизационная деятельность может быть выражена в обеих формах.

Исполнительная власть с учетом ее особенностей реализуется только ее субъектами (а не аппаратными подразделениями совещательного, подготовительного и иного вспомогательного типа) и только в правовых формах.

Как правило, в числе форм управленческой деятельности называют:

= издание нормативных актов;

= издание индивидуальных (административных) актов;

= совершение иных юридически значимых действий, заключение договоров;

= осуществление организационных действий;

= выполнение материально-технических (организационно-технических) операций.

Административно-правовые формы, образуя своеобразную систему действий исполнительных органов, могут быть классифицированы по различным критериям:

а) по степени юридического выражения: основные (издание правовых актов) и базирующиеся на них, т.е. различные действия, влекущие определенные юридические последствия или имеющие определенную юридическую направленность (регистрационные, разрешительные, надзорные, предупредительные, пресекательные, обеспечительные действия, лицензирование, санкционирование и т.п.). Во всех случаях необходимо учитывать степень их связи с изданием правовых актов управления;

б) по достигаемым результатам: позитивные (позитивное регулирование общественных отношений: установление каких-либо положений, утверждение программ социально-экономического развития и т.п.) и негативные (реакция на ненадлежащее поведение, на негативные явления в сфере государственного управления);

в) по направленности: внешние - воздействующие на общественные от­ношения в сфере государственного управления (внешняя направленность) или внутренние - на деятельность нижестоящего управленческого аппарата (внутренняя направленность);

г) по объему: общеобязательные или индивидуальные;

д) по адресату: общеобязательные - вся система исполнительной власти (государственного управления) частные (персональные, внутренние) - адресованные конкретным субъектам либо на упорядочение работы внутри рабочего аппарата данного исполнительного органа (самоорганизация);

е) по характеру и методам решения вопросов компетенции: процедурные (например, подготовка и принятие управленческого решения) и процессуальные (например, в рамках административного производства);

ж) по количеству участвующих субъектов (субъектному выражению): односторонние и многосторонние (два и более - административно-правовые договоры);

з) по инициативности: используемые субъектами исполнительной власти по собственной инициативе в силу требований закрепленной за ними компетенции либо являющиеся реакцией на инициативу других участников управленческих отношений (например, по жалобам граждан);

и) по условиям применения: нормальная общественная жизнь либо режим чрезвычайного или военного положения;

к) по отношению к другим субъектам государственной власти: используемые в отношениях с законодательными (представительными) либо судебными органами;

л) по особенностям объекта управляющего воздействия: в за­висимости от формы собственности (государственные, кооперативные, акционерные, коммерческие, коллективные, частные, индивидуальные объекты);

м) по юридическому содержанию: предписывающие, запретительные, дозволительные;

н) по характеру возникновения: первоначальные (издание правовых актов) и производные (регистрационные, разрешительные действия).

Литература

1. Административное право. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. – 2012. – М. Норма.

2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. – Зерцало-М, 2011 г.

3. Административное право. Конспект лекций. Под ред. Макарейко Н.В. – 2011.

4. Елагин Р.И. – Административное право России М.: Книжный мир. – 2010.

5. Агапов А.Б. Административное право Учеб. М. : Юрайт, 2012.

Наши рекомендации