К семинарским занятиям по правоведению
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ПРАВОВЕДЕНИЮ
Рекомендуется для направлений подготовки по специальности
Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «Специалист»
Лечебный факультет
Очная форма обучения
Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № 8, 12.03.2012) Заведующий кафедрой, профессор В.В. Сергеев ________________________ « 12 » м а р т а 2012 г. |
Самара 2012
Методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки (указать направление подготовки и шифр специальности), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 8 ноября 2010 г. № 1118 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060101 Лечебное дело (квалификация (степень) «специалист»)».
Составители методической разработки:
Преподаватели кафедры медицинского права и биоэтики Самарского государственного медицинского университета:
Сергеев В.В.– доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой;
Шмелёв И.А. – кандидат медицинских наук, доцент;
Ильина Е.Р.– кандидат юридических наук, доцент;
Купряхин В.А. – кандидат медицинских наук, доцент.
Рецензенты:
А.А. Тарасов – доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Самарского государственного университета;
М.Ю. Спирин – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права; международного права Самарского государственного университета.
С е м и н а р 1. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
План
1. Государство и право, их роль в жизни общества. Правовое государство.
2. Понятие и виды социальных норм, их соотношение.
3. Теории происхождения права. Основные правовые системы современности.
4. Международное право как особая система права.
5. Система и источники права. Нормативные акты.
6. Правоотношения. Юридические факты. Юридическая ответственность. Законность и правопорядок.
Л и т е р а т у р а
Основная
Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // Там же.
Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 1.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел I.
Дополнительная литература
Теория государства и права: учебник /кол. Авторов; отв. ред. А.В. Малько. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2010. 400 с.
С е м и н а р 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
План
1. Конституция Российской Федерации – Основной закон государства. Конституционная основа правовой системы.
2. Основы конституционного строя.
3. Основы правового статуса личности: понятие, элементы. Общая правоспособность. Гражданство.
4. Принципы правового положения человека и гражданина.
5. Основные права, свободы и обязанности.
6. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
7. Гарантии прав и свобод.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения конституционного права.
Уметь:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Изучение функций Конституции Российской Федерации, её юридических свойств, как Основного закона, основ конституционного строя, правового статуса личности создают необходимый фундамент для глубокого осознания взаимосвязи правовых принципов, прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить жалобу на неправомерные действия должностного лица | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 2. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. Из каких элементов состоит правовой статус личности? 2. С какого времени возникает общая правоспособность гражданина? 3. Что следует понимать под принципом единого гражданства? 4. В чем сходство и различие конституционных прав на охрану здоровья и медицинскую помощь? 5. Какие существуют гарантии реализации прав и свобод? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). | Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний |
Л и т е р а т у р а
Основная
Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.). Режим доступа: http://www.garant.ru.
Конституция РФ // Там же.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 2.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел II.
Дополнительная литература
Глущенко П.П. Конституционное право России: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 320 с.
План
1. Особенности федеративного устройства России.
2. Реализация принципа разделения властей в России. Организация государственной власти в РФ.
3. Президент Российской Федерации.
4. Федеральное Собрание Российской Федерации.
5. Правительство Российской Федерации.
6. Полномочия органов государственной власти в сфере охраны здоровья. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
7. Судебная система Российской Федерации. Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения конституционного и административного права.
Уметь:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей предполагает полную самостоятельность и независимость всех трех ветвей власти, что достигается юридическим закреплением их полномочий. Важным принципом организации государственной власти является система сдержек и противовесов.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить жалобу в Конституционный Суд РФ | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 3. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. В чем заключается реализация принципа разделения властей? 2. Какие признаки присущи государственному органу? 3. Какие нормативно-правовые акты издает Президент РФ? 4. Какие нормативно-правовые акты принимает Минздрав России? 5. Кто имеет право на обращение в Конституционный Суд РФ? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). | Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний |
Л и т е р а т у р а
Основная
Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru.
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Там же.
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Там же.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // Там же.
Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Там же.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 3.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Раздел II.
Дополнительная литература
Глущенко П.П. Конституционное право России: Учебное пособие. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2012. 320 с.
Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник / Бахрах Д.Н. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2011. 624 с.
План
1. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица.
2. Право собственности.
3. Понятие и стороны обязательства. Исполнение обязательств. Обеспечение исполнения обязательств. Перемена лиц в обязательстве. Ответственность за нарушение обязательств. Прекращение обязательств.
4. Сделки. Понятие и условия договора. Заключение договора. Изменение и расторжение договора.
5. Договор возмездного оказания услуг.
6. Гражданско-правовая ответственность медицинских и фармацевтических работников.
7. Наследственное право. Удостоверение завещания граждан, находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения гражданского права.
Уметь:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Гражданское право – это одна из основных отраслей права, поскольку охватывает весьма большой круг регулируемых отношений и имеет четко определенный доминантный метод правового регулирования. Рассматривая роль гражданского права в современной российской правовой системе, многие ученые справедливо связывают возрастающее значение гражданского права с переходом нашей страны к рыночной экономике.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить текст договора возмездного оказания услуг | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 4. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. Из каких правомочий состоит право собственности? 2. Что следует понимать под надлежащим исполнением обязательств? 3. По каким основаниям сделка признается недействительной? 4. Какие условия договора признаются существенными? 5. Кто имеет право удостоверить завещания граждан, находящихся на излечении в стационарных лечебных учреждениях? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). | Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний |
Л и т е р а т у р а
Основная
Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации // Там же.
Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Там же.
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 4.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Глава 12.
Дополнительная литература
Гражданское право: учебник в 3 т. Т. 1 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева [и др.] ; под ред. А.П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. 1008 с.
План
1. Брачно-семейные отношения. Условия и порядок заключения брака. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак.
2. Прекращение брака. Недействительность брака.
3. Личные права и обязанности супругов. Законный режим имущества супругов. Договорный режим имущества супругов. Ответственность супругов по обязательствам.
4. Установление происхождения детей. Права несовершеннолетних детей. Тайна усыно-вления ребенка.
5. Права и обязанности родителей. Алиментные обязательства родителей и детей.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения семейного права.
Уметь:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить текст брачного договора | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 5. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. На каких принципах происходит построение семейных отношений? 2. Какие существуют основания для медицинского обследования лиц, вступающих в брак? 3. Какие существуют правовые режимы имущества супругов? 4. Что не может регулировать брачный договор? 5. При каких условиях допускается отобрание ребенка у родителей? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). | Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний |
Л и т е р а т у р а
Основная
Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru.
Гражданский кодекс Российской Федерации // Там же.
Семейный кодекс Российской Федерации // Там же.
Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 5.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Глава 14.
Дополнительная литература
Корнеева И.Л. Семейное право: учебник / И.Л. Корнеева. 2-е изд., перераб., и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 355 с.
План
1. Трудовой договор: понятие, стороны, содержание, срок.
2. Заключение, изменение и прекращение трудового договора.
3. Защита трудовых прав и законных интересов работников.
4. Особенности регулирования труда женщин и работников в возрасте до восемнадцати лет.
5. Рассмотрение и разрешение индивидуальных трудовых споров.
6. Оплата труда работников здравоохра-нения.
7. Дисциплинарная и материальная ответственность медицинских и фармацевтических работников.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения трудового права.
Уметь:
- ориентироваться в действующих нормативно-правовых актах о труде, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Трудовые отношения возникают из договора – волевого акта, позволяющего сторонам самим определить характер отношений. Юридические гарантии для работника проявляются в установлении определенных ограничений, В частности, запрет для работодателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить текст трудового договора | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 6. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. Какие условия трудового договора считаются существенными? 2. В каких случаях допускается заключение срочного трудового договора? 3. Допускается ли изменение существенных условий трудового договора? 4. Какой установлен срок обращения работника в комиссию по трудовым спорам? 5. Кто имеет право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирования в письменной форме. Решение ситуационной задачи по теме семинарского занятия (ознакомиться с содержанием задачи, кратко изложить в письменной форме решение задачи с учетом норм действующего законодательства). | Контроль исходного уровня знаний Контроль конечного уровня знаний |
Л и т е р а т у р а
Основная
Конституция Российской Федерации // Справочная правовая система «Гарант». Режим доступа: http://www.garant.ru.
Трудовой кодекс Российской Федерации // Там же.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. № 394 г. Москва «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией» // Там же.
Приказ МЗиСР от 29 декабря 2007 г. № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» // Там же.
Приказ МЗиСР от 29 декабря 2007 г. № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях» // Там же.
Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 6.
Правоведение: учебник для бакалавров /под ред. С.И. Некрасова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. Глава 15.
Дополнительная литература
Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор Ю.П. Орловский и доктор юридических наук А.Ф. Нуртдинова. 3-е изд. Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; «ИНФРА-М», 2011. 648 с.
План
1. Административно-правовые отношения.
2. Контроль и надзор в сфере здравоохранения.
3. Выдача разрешений на применение новых медицинских технологий как государственная контрольно-надзорная функция
4. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
5. Реализация административно-правовых отношений в процессе лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности.
6. Административные правонарушения и наказания.
7. Административная ответственность медицинских и фармацевтических работников.
Формируемые компетенции:
В результате изучения данной темы выпускник должен:
Обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).
Обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
- способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4).
Цель:в результате изучения данной темы выпускник должен:
Знать:
- основные принципы и положения административного права.
Уметь:
- защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста.
Владеть:
- навыками работы с юридическими документами.
Общее время занятия:4 академических часа.
Оснащение занятия:
-тесты;
- ситуационные задачи;
- нормативно-правовые акты.
Теоретическая справка:
Административное право – самостоятельная отрасль правовой системы России. Предмет административного права – это совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти.Одна из важных особенностей административно-правовых отношений заключается в том, что это отношения власти и подчинения, в которых отсутствует юридическое равенство сторон. Одна из сторон принимает решение (издает предписание) и может применить принуждение в отношении другой стороны.
Самостоятельная работа во внеучебное время (задание на дом):
№ | Вопрос самоподготовки | Источники информации | Цель самоподготовки | Вопросы и задания для самоконтроля |
1. 2. 3. | Подготовка к лекционному занятию (прочитать текст лекции, составить конспект лекции, подготовить вопросы лектору). Подготовка к семинарскому занятию (изучение основной и дополнительной литературы). Составить текст заявления на предоставление лицензии | Курс лекций по правоведению: Учебное пособие /авт.-состав.: В.В. Сергеев, И.А. Шмелёв, Е.Р. Ильина, В.А. Купряхин. Самара, 2012. Лекция 7. Основная и дополнительная литература. Электронное пособие: Учебно-ме-тодический комплекс по правоведению. | Освоить учебные эле-менты темы, представленные в лекции. Освоить учебные эле-менты темы, представленные в основной и дополнительной литературе. Получить навык работы с юридическим документом. | 1. Какие особенности присущи административно-правовым отношениям? 2. Какие существуют виды административных наказаний? 3. Кем подписывается протокол об административном правонарушении? 4. Какие документы прилагают к заявлению о предоставлении лицензии на медицинскую (фармацевтическую) деятельность? 5. Какие существуют основания для отказа в предоставлении лицензии на медицинскую (фармацевтическую) деятельность? |
План самостоятельной работы на занятии:
№ | Название этапа | Описание этапа | Цель этапа | Время этапа |
1. 2. | Решение тестов Решение ситуационной задачи | Решение 5 тестов по теме семинарского занятия с представлением результатов тестирован |