Административно-правовой статус органов исполнительной власти

Административно-правовой статус органов исполнительной власти - student2.ru

Административно-правовой статус органов исполнительной власти - student2.ru

Органы исполнительной власти - это специально создаваемые для целей реализации задач и функций государственного управления коллективные образования (организации, юридические лица), наделенные властными полномочиями в определенной сфере.

Прежде всего, статус органа исполнительной власти и всей системы органов определяется следующими нормами Конституции РФ:

· государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10);

· государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ст. 11);

· вопросы установления системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти, находятся в ведении Российской Федерации (ст. 71);

· система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом;

· федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам (ч.ч. 1 и 2 ст. 78);

· органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ч. 3 ст. 78);

· Президент РФ и Правительство РФ обеспечивают в соответствии с Конституцией РФ осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации (ч. 4 ст. 78);

· исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ст. 110);

На основе указанных норм становятся очевидными несколько принципов, поясняющих место органов исполнительной власти в системе органов государства:

1. Органы исполнительной власти - это та часть государственного аппарата, на которую непосредственно возложены задачи и функции исполнительной власти. Следовательно, органы исполнительной власти - это органы, специально созданные для целей исполнительной власти.

2. Следует иметь в виду, что местное самоуправление самостоятельно, и его органы не входят в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления, которые по своему характеру также могут являться исполнительными, не являются органами исполнительной власти в том смысле, который придает этому термину Конституция РФ. По своей природе, отношения, возникающие в ходе реализации местного самоуправления, идентичны управленческим правоотношениям, регулируемым нормами административного права, т.е. отношениям в сфере государственного управления. Однако местное самоуправление - это институт гражданского общества, а не государственный институт. Органы местного самоуправления, по своей природе, не являются органами государства, поскольку формируются на местах. Их власть, предоставленная им местным населением, хотя и основана на нормах особой подотрасли конституционного права, является не государственной, а общественной.

3. Принцип разделения властей, установленный в Конституции РФ и последовательно реализуемый в устройстве государственного аппарата обусловливает самостоятельность системы органов исполнительной власти, ее относительную независимость по отношению к органам, представляющим законодательную и судебную власть в Российской Федерации.

4. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеративным устройством государства как на уровне Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

5. По предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъекта федеральные и региональные органы образуют единую систему органов исполнительной власти, т.е. региональные органы функционально подчинены органам федеральным в случаях, когда управленческие проблемы возникают в сфере, которую Конституция РФ относит к предметам ведения Федерации или к предметам совместного ведения.

Орган исполнительной власти - сложное социальное явление, характеризующееся рядом специфических характеристик. В административном праве выделяют следующие элементы статуса органа исполнительной власти (признаки органа исполнительной власти):

1. Орган исполнительной власти обладает собственной компетенцией. Это центральный признак органа исполнительной власти. Компетенция органа исполнительной власти представляет собой совокупность полномочий органа по предметам его ведения.

Понятие компетенции - одно из самых сложных и важных понятий теории конституционного и административного права. Традиционно ученые обнаруживают четыре обязательных элемента компетенции органа исполнительной власти:

· цели и задачи деятельности;

· обеспечивающее решение поставленных управленческих задач функции органа;

· совокупность правообязанностей, т.е. полномочий органа, обеспечивающих, в свою очередь, реализацию функций органа;

· организационные формы и методы деятельности органа. *(149)

Современное административное законодательство предлагает универсальную классификацию функций органов исполнительной власти. Так, Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено выделение пяти основных разновидностей функций федеральных органов исполнительной власти. Поскольку система федеральных органов исполнительной власти наиболее развернутая и отягощенная наибольшим числом управленческих задач, можно предположить, что приведенные ниже пять групп функций являются универсальным и исчерпывающим комплектом функций для любой системы органов государственного управления.

а) Функции по принятию нормативных правовых актов: издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов обязательных для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

б) Функции по контролю и надзору:

· осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения;

· выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

· регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

в) Правоприменительные функции: издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров, регистров и кадастров.

г) Функции по управлению государственным имуществом.

д) Функции по оказанию государственных услуг: предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения или иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

11. Административно-правовой статус государственных служащих.

Государственный служащий — этогражданин, осуществляющий проф.служебную деятельность на должности федеральной гос.службы и получающий денежное вознаграждение за счет средств федерального бюджета.

Признаки государственного служащего:

1. государственный служащий — это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком, имеющий профессиональное образование и соответствующий квалификационным требованиям, установленным соответствующим федеральным законом.

2. государственный служащий занимает оплачиваемую должность государственной службы в установленном законом порядке.

3. государственному служащему присваивается в установленном законом порядке классный чин, дипломатический ранг, воинское и специальное звание.

4. государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере (финансовая деятельность государства, развитие культуры, обеспечение общественного порядка и безопасности, таможенное и банковское дело, налогообложение, борьба с правонарушениями, внутренние дела, внешнеполитическая деятельность и т. д.).

5. государственный служащий совершает во многих случаях действия (например, принимает управленческие решения, налагает взыскания), которые вызывают определенные юридические последствия.

6. деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер. Она воздействует на сознание людей, влияет на экономическую жизнь, на технологические процессы производства, организацию и деятельность трудовых коллективов.

Права государственного служащего:

1. права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту (ознакомление с документами и должностным регламентом, проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; защита сведений о государственном служащем; государственная защита своих жизни и здоровья, жизни и здоровья своей семьи, а также принадлежащего государственному служащему имущества.)

2. права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей; (доступ к информации, принятие решений, переподготовка, ношение фирменной одежды)

3. права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие социальные гарантии служащего (карьерный рост, денежное вознаграждение, пенсионное обеспечение, право на отдых, медицинское обслуживание и др.)

Обязанности государственного служащего:

1. Обеспечение поддержки конституционного строя и соблюдения Конституции РФ, реализации федеральных законов и законов субъектов РФ, в том числе регулирующих сферу его полномочий.

2. Добросовестное исполнение должностных обязанностей;

3. Обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан.

4. Исполнение приказов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданных в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных (или неправомерных) поручений.

5. Поддержание уровня квалификации, достаточного для исполнения своих должностных обязанностей.

6. Соблюдение норм служебной этики.

7. Хранение государственной тайны и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших известными государственному служащему в связи с исполнением им своих должностных обязанностей сведений, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан.

8. Своевременное рассмотрение в пределах своих должностных обязанностей обращений граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принятие по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.

Для гражданского служащего установлены запреты, связанные с гражданской службой. Гражданскому служащему, например, запрещается:

1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

2) замещать должность гражданской службы в случае избрания на другую должность;

3) осуществлять предпринимательскую деятельность.

4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральными законами.

6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц;

8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам; и т.д.

Гражданский служащий не может быть принят на государственную гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае:

1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда;

2) осуждения его к наказанию, наличия не снятой или не погашенной судимости;

3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим охраняемую законом тайну,

4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;

5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

6) выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства;

7) наличия гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;

9) непредставления установленных законодательством или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Наши рекомендации