Помимо судей (и в ряде случаев присяжных) обязательными участниками судебного процесса являются:
· прокурор, представляющий государственное обвинение,
· адвокат, осуществляющий профессиональную защиту.
Традиционным для нашей государственности органом правоохранительной системы является Прокуратура РФ.
Это особая федеральная, централизованная и вертикально интегрированная система подразделений и должностных лиц, целью которой является надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Задачами прокурорского надзора являются:
· обеспечение верховенства Конституции РФ и закона,
· обеспечение единства законности и ее укрепления, защита прав человека и гражданина, а также интересов общества и государства, охраняемых законом.
Российская прокуратура была учреждена 12 января 1722 г. Петром I.
Задачей, поставленной Императором перед данным органом, было «уничтожение или ослабление зла, проистекающего из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».
В соответствии с Указом Петра I должности прокуроров учреждались при каждой коллегии.
Прокураторы подчинялись Обер-прокурору и Генерал-прокурору: последний был подотчетен царю.
Представляя сенаторам Генерал-прокурора П.И. Ягужинского, Петр I сказал: «Вот око мое, коим я буду все видеть».
С 1802 г. институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.
Судебная реформа 1864 г. установила «Основные начала судебных преобразований», которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что «при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий должны иметь товарищей», а также констатировали, что «власть обвинительная отделяется от судебной».
В Конституции РФ прокуратуре отведена последняя статья в группе норм, посвященных судебной власти.
В развитие данной конституционной нормы в 1997 г. принят Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации», однако и он не указывает, к какой ветви власти отнесена система прокурорских органов.
Однозначного ответа на данный вопрос не дают и теоретики государствоведения.
· Одни исследователи полагают, чтопрокуратура находится вне законодательной, исполнительной или судебной власти;
· иные отводят ей место в системе особой, контрольной власти, развивающейся сегодня как отдельная ветвь власти государственной;
· третьи убеждены, что прокуратура является частью власти исполнительной.
Не исключено, что российская государственность даст свой обоснованный ответ на данный вопрос, поскольку одной из целей Концепции реформирования правоохранительных органов РФ является законодательное закрепление статуса прокуратуры РФ в качестве федерального органа исполнительной власти, подотчетного Президенту РФ.
Систему прокуратуры возглавляет Генпрокурор, который назначается на должность и отстраняется от нее верхней палатой российского парламента на пять лет по представлению Президента РФ.
Президент не может лично уволить Генпрокурора, однако в 1999 г. временно приостанавливал его полномочия.
У Генпрокурора есть заместители по сферам деятельности данного госоргана, которые назначаются на должность и освобождаются от нее в том же режиме, что и глава прокуратуры.
Структура Генеральной прокуратуры РФ включает главные управления, управления и отделы, руководители которых назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором.
Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от нее Генпрокурором сроком на пять лет по согласованию с соответствующими субъектами РФ.
Низшим звеном прокурорской иерархии являются прокуратуры районов и городов, специализированные прокуратуры (транспортные, военные и т.д.).
Соответствующие прокуроры также назначаются Генпрокурором на пять лет и освобождаются им от должности.
Ветвью российской прокуратуры является Военная прокуратура, органы которой возглавляет Военный прокурор, также подчиненный Генпрокурору.
Несмотря на то, что Прокуратура РФ является иерархической структурой, в составе генеральной прокуратуры имеется коллегия — совещательный орган.
Решения прокурорской коллегии утверждаются приказом Генпрокурора (в случае его согласия с ними).
По своему статусу прокуроры — граждане Российской Федерации, имеющие соответствующее юридическое образование и стаж работы, замещающие должности государственной федеральной правоохранительной службы.
Прокуроры, а также их близкие родственники, находятся под особой защитой государства.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом в целях обеспечения безопасности иных лиц либо задержания при совершении преступления.
Установлено также льготное материальное и социальное обеспечение прокурорских работников.
Главным механизмом обеспечения законности в государстве является
прокурорский надзор — контрольная деятельность прокуратуры, имеющая целью обеспечение точного и единообразного исполнения Конституции и законов РФ, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законных обязанностей органами государства, должностными лицами, общественными объединениями, гражданами и негражданами, находящимися в Российской Федерации как стране пребывания.
Направлениями прокурорского надзора являются:
• надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов федеральными министерствами, агентствами, службами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также надзор за соответствием закону издаваемых указанными субъектами нормативных правовых актов. При этом высшие органы государственной власти, в том числе и Правительство РФ, неподотчетны прокуратуре;
• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина указанными выше должностными лицами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• надзор за исполнением законов учреждениями пенитенциарной системы (учреждениями исполнения наказания, назначенного судом), а также надзор в отношении администрации мест содержания лиц, задержанных или заключенных под стражу.
Указанные виды прокурорской проверки проводятся на основании информации о нарушениях законов, которая поступает в органы прокуратуры.
В ходе проверки прокурор вправе беспрепятственно входить на территорию и в помещения проверяемых структур, требовать от проверяемых лиц предоставления необходимых материалов и документов, вызывать должностных лиц и граждан по поводу нарушения законов.
В результате проверки прокурор может требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к юридической ответственности.
Существуют следующие виды актов прокурорского реагирования на несоблюдение либо нарушение законности:
• протест — реакция прокурора на противоречащий закону правовой акт в орган либо должностному лицу, издавшему этот акт. В случае если прокурор считает незаконным либо необоснованным решение суда, протест также приносится им в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующего органа или должностного лица, результаты чего в письменной форме сообщаются прокурору не позднее чем в десятидневный срок после внесения протеста;
• представление — обращение прокурора об устранении нарушений закона к органу либо должностному лицу, которое правомочно устранить данное нарушение. Прокурорское представление подлежит незамедлительному обязательному рассмотрению. Конкретные меры по ликвидации допущенных нарушений должны быть приняты в течение месяца, результаты сообщаются прокурору в письменной форме.В случае нарушения законности органами государственной власти Генпрокурор информирует об этом Президента РФ;
• постановление — акт о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении в отношении должностного лица, нарушившего закон. Прокурор самостоятельно принимает решение о возбуждении дела исходя из конкретных обстоятельств правонарушения;
• предостережение — акт прокурора, вносимый должностным лицам, о недопустимости нарушения закона при наличии у прокурора сведений о возможных противоправных деяниях. Если требования, изложенные в данном предостережении, не будут выполнены, соответствующее должностное лицо может быть привлечено к ответственности.
В сфере надзора за местами лишения свободы прокурор вправе и обязан немедленно освободить любого человека, задерживаемого без законных основании.
Также надзор прокурора осуществляется за соблюдением порядка и условий содержания заключенных.
Также прокурор выступает в качестве одной из сторон гражданского процесса, если того требует защита гражданских прав и свобод, интересов общества и государства.
В случае заключения прокурора о незаконности либо необоснованности судебного акта он приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.
Последний, в свою очередь, вправе принести протест в порядке надзора.
Прокурор может предъявлять и поддерживать гражданский иск в интересах пострадавших в суде общей юрисдикции или арбитражном суде в случаях, если установлено нарушение прав и свобод человека, а истец по уважительным причинам не может лично защищать себя в суде, или когда эти нарушения приобрели общественное значение, или касаются значительного числа граждан.
Начиная с 2007 г. российская прокуратура подверглась реформированию, которое ряд исследователей и практиков называют радикальным.
В это время были приняты федеральные законы о внесении изменений в УПК РФ и в Федеральный закон «О Прокуратуре Российской Федерации».
Полномочия прокурора по процессуальному руководству следствием (возбуждению и прекращению уголовных дел) были исключены из его компетенции и переданы Следственному комитету РФ.
Таким образом, уголовное преследование отделилось от прокурорского надзора и стало исключительной прерогативой следователей Следственного комитета РФ, МВД России, ФСБ России, а также дознавателей ФТС России и ФСКН России.
В то же время фактическая неподотчетность главы Следственного комитета Генпрокурору превратила данную структуру в самостоятельный госорган правоохранительной системы РФ.
Такое положение дел было закреплено в Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», в соответствии с которым данное ведомство вышло из подчинения Прокуратуры РФ и преобразовалось в Следственный комитет РФ, подотчетный непосредственно Президенту.
В настоящее время Следственный комитет РФ осуществляет множество функций в сфере уголовного судопроизводства:
· оперативное и качественное расследование преступлений в соответствиис установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ подследственностью;
· обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования;
· защита прав и свобод человека и гражданина;
· осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц;
· организация и осуществление в пределах своих полномочий сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
· разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве;
· совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;
· определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.
Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.
В 1713 г. были учреждены первые специализированные следственные органы России — «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 09.12.1717 были подчинены непосредственно Петру I.
К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
Указом Александра I от 29.08.1808 в Санкт-Петербурге была учреждена должность следственных приставов.
Эти приставы состояли в штате городской полиции, входившей в систему Министерства внутренних дел (в 1810—1819 гг. — Министерства полиции).
Представляется, что значимость Следственного комитета РФ в правоохранительной системе РФ будет возрастать в связи с объявленной главой государства широкомасштабной борьбой с коррупцией.
В целом же функциональное разделение следствия и надзора, по мнению российскихисследователей и многолетнему опыту международной правоохранительной практики, является оправданным и эффективным при условии сохранения у прокуроров права на проверку законности следственных решений.
Происходящие в современной России процессы трансформации правоохранительной системы свидетельствуют о набирающем силу процессе совершенствования российской правовой государственности.
Последнее неосуществимо без освобождения правоохранительных органов от избыточных функций, повышения уровня их открытости и доступности для внешнего государственного и общественного контроля, концентрации усилий государства на обеспечении защиты личности и общества от преступных посягательств.