Основы системы и структуры судебной системы России определяет ст. 18 Конституции РФ.
В Российской Федерации правосудие осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118) посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118).
Судебная система РФ устанавливается
· Конституцией и федеральным конституционным законодательством;
· создание чрезвычайных судов не допускается (ч. 3 ст. 118).
Указанные нормы Конституции детализированы в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».
Анализ данных актов позволяет выделить следующие аспекты организации судебной власти в Российской Федерации.
1. Только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, могут выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением. Ни различные частные третейские арбитражные суды, ни административные комиссии, ни иные квазисудебные органы в систему судов РФ не входят.
2. Судебная система РФ включает следующие ветви юстиции:
• конституционная (Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, которые не составляют единой системы с федеральным);
• общая юрисдикция (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, военные и специализированные суды, мировые судьи);
• арбитраж (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ);
• дисциплинарное судебное присутствие (судебный орган, рассматривающий дела по жалобам на решения квалификационных коллегий судей РФ и субъектов РФ о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков).
6 февраля 2014 года Президент России Владимир Путин подписал закон об объединении судов. Срок реорганизации составлял полгода со дня подписания и опубликования закона. Таким образом, Высший Арбитражный Суд РФ прекратил свою деятельность 6 августа 2014 года.
Таким образом, система судов РФ включает федеральный уровень и уровень субъектов РФ.
При этом все нижестоящие суды общей и арбитражной юрисдикции подчиняются вышестоящим судебным инстанциям.
Общее и арбитражное судопроизводство строится на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими российскими судебными инстанциями.
3. Все федеральные суды, образующие судебную систему РФ, устанавливаются только федеральными конституционными законами. Это федеральные конституционные законы:
от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»;
от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «Осудах общей юрисдикции в Российской Федерации»; «Об арбитражных судах в Российской Федерации».
По каждому из перечисленных в Конституции РФ видов судопроизводства разработан свой комплекс процессуальных правил, установленных законом.
Так, конституционное судопроизводство регулируется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».
Гражданское судопроизводство устанавливается ГПК РФ.
Уголовное судопроизводство регулируется УПК РФ.
Арбитражное судопроизводство не обозначено в ст. 118 Основного закона России, но все же закрепляется отдельно (ст. 127), поэтому регулируется АПК РФ.
Ни при каких обстоятельствах (включая военное и чрезвычайное положение) никем в России не могут учреждаться какие-либо временные псевдосуды, трибуналы, чрезвычайные судебные комиссии и т.п., которые действовали бы в обход существующих конституционных и процессуальных гарантий.
Это положение не касается военных судов РФ, которые являются частью судебной системы общей юрисдикции, подчинены Верховному Суду РФ и рассматривают исключительно дела о преступлениях военнослужащих и приравненных к ним лиц.
Каждая ветвь российской юстиции обладает собственной компетенцией.
Так, первая ветвь — Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ — учреждены для конституционного контроля.
Эти суды рассматривают делао соответствии правовых актов (законов, указов, постановлений и распоряжений и т.д.) Конституции РФ, конституциям республик и уставам иных субъектов РФ.
Конституционный Суд РФ проверяет соответствие Основному закону РФ федеральных и региональных нормативных правовых актов (по вопросам ведения Российской Федерации, а также совместного ведения федерального центра и субъектов РФ).
Конституционные и уставные суды субъектов РФ проверяют соответствие правовых актов субъектов РФ их основным законам.
К иным полномочиям российских конституционных судов относится:
· толкование основных законов;
· разрешение споров о компетенции между органами государственной власти различного уровня;
· рассмотрение «конституционных жалоб» (такие жалобы подаются в конституционный суд индивидом, группой лиц либо судом, если они уверены, что их права нарушены либо могут быть нарушены при вступлении в действие определенного закона);
· выступление с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
Кроме того, Конституционный Суд РФ дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ без ограничения срока.
Предельный срок пребывания судьи в должности составляет 70 лет.
Суд включает две палаты, состоящие соответственно из 9 и 10 судей.
Суд рассматривает дела и принимает решения по ним на пленарных заседаниях и заседаниях палат (особо важные конституционные дела могут выноситься только на пленарное заседание).
Решения суда в форме постановлений, определений, посланий парламенту, заключений, выступлений с законодательной инициативой принимаются открытым голосованием путем письменного опроса судей.
Воздержаться от голосования судья не имеет права.
Конституционные суды не вправе рассматривать дела о соответствии правовых норм Основному закону по собственному усмотрению.
Первый российский Конституционный Суд под председательством В.Д. Зорькина был правомочен по собственной инициативе начинать судопроизводство. Однако после противостояния В.Н. Ельцина и Верховного Совета РФ н 1992—1993 гг., когда Конституционный Суд РФ выступил на стороне парламента, он был распушен.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» лишил данную инстанцию права по собственной инициативе оценивать конституционность действий тех или иных должностных лиц, а также конституционность партий.
К важнейшим принципам конституционного производства относятся не политичность (не вмешиваться в политическую деятельность) и последующий характер контрольной деятельности (только последующий контроль, когда правовой акт уже вступил в законную силу).