Проблемы, возникающие на пути открытия специального счёта на капремонт

Ракова Ксения Владимировна

студент 3 курсаВолго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Верхорубов Игорь Николаевич

преподаватель кафедры гражданского права и процесса

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

АННОТАЦИЯ

В публикации речь идет о проблемах, возникающих в связи с открытием специального счета в связи с проведением капитального ремонта многоквартирных жилых домов.

Ключевые слова: многоквартирные жилые дома, капитальный ремонт, специальный счет.



Problems arising on the way of opening a special account for overhaul

Rakova K.V.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch) of Moscow State

University of Law named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov



Annotation: The publication deals with the problems arising in connection with the opening of a special account in connection with the overhaul of multi-apartment buildings.
Key words: multi-apartment houses, major repairs, special account.

Жилищный кодекс РФ предполагает обязанность уплаты взносов на капитальный ремонт, а также право жильцов многоквартирного дома (далее – МКД) выбора способа формирования фондов. Отличие специального счёта от «общего котла» в том, что на него перечисляются средства, которые платят жители только одного конкретного МКД, и, соответственно, потратить их можно только на капремонт данного дома [1]. Если собственники помещений примут решение об открытии специального счёта, то средства на капитальный ремонт их дома будут храниться на отдельном счете в банке.

Однако существуют некоторые проблемы, с которыми сталкиваются собственники жилья на пути к открытию специального счёта.

Чем больше дом, тем больше в нем квартир и тем сложнее развивать в нём самоуправление, так как труднее провести легитимное общее собрание. Для того, чтобы выбрать специальный счёт, необходимо провести общее собрание собственников и принять решение в 2/3 голосов от общего числа голосов собственников жилых помещений в МКД [2]. Кроме того, требования по оформлению протокола собрания, даже если оно и вынесло решение, слишком сложные.

В большинстве случаев владельцами специальных счетов являются региональные операторы, которые просто не заинтересованы в выставлении платежных документов. Законодательство также никак не регламентирует учет поступления средств, начисление пени за неуплату на специальный счет.

Региональные операторы ссылаются на то, что это не является их обязанностью. Я считаю, что их следует законодательно обязать это делать. Также формирование фонда капитального ремонта на специальном счете связано с дополнительными расходами собственников МКД. Это и оплата услуг по выставлению платежных документов, и расходы по обслуживанию счета, предоставлению необходимых сведений, работе с должниками. Деньги необходимы и для самой организации работ: выбора подрядчика, заключения договоров, технического контроля и прочего.

В случае, если к моменту выполнения необходимых работ они не накапливают требуемой суммы, то МКД вместе с накоплениями на специальном счете попадает в «общий котел» регионального оператора.

Ещё одним основанием перевода средств со специального счёта в «общий котёл» будет ситуация, когда собираемость взносов на капитальный ремонт составляет менее 50 % от начисляемых сумм.

Если не решить существующие проблемы, ситуацию с переходом на специальные счета изменить не удастся. По моему мнению, изменить нужно в первую очередь законодательство.

Необходимо снизить требования по количеству голосов на общем собрании собственников до 50% и упростить требования к оформлению протокола. А также нужно исключить случаи перехода специального счета к общему котлу без решения собрания собственников. А главное, что нужно изменить, — отношение всех участников процесса к тому, что они делают. Сейчас растет спрос на дома, где открыты специальный счета и работают ТСЖ. Это реальный аргумент за ответственное отношение собственников. Нам не хватает уважительного отношения к собственности — как со стороны граждан, жильцов, так и со стороны государства.

Примечания

1 Азбука для потребителей услуг ЖКХ [Электронный ресурс] // Сайт Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: http://www.minstroyrf.ru/upload/iblock/2e4/kniga-zhkkh-28.07.2015.pdf (дата обращения: 02.04.2017).

2 Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 46, ч. 1 // "Российская газета", N 1, 12.01.2005.

Наши рекомендации