Проблема нарушения прав потребителей на качественные жилищно-коммунальные услуги: причины и пути решения

Пешкичева Валентина Александровна

магистрант Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Буторина Татьяна Николаевна,

доцент кафедры гражданского права и процесса

Волго-Вятского института (филиала)

Университета имени О.Е. Кутафина(МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросу предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг, как одного из основных аспектов защиты прав потребителей. Автором рассмотрены понятия жилищно-коммунальных услуг и их качества, выделена проблема предоставления данных услуг ненадлежащего качества, её причины и предложены возможные пути решения этой проблемы.

Ключевые слова:Защита прав потребителей,жилищно-коммунальные услуги, качество услуг, реформирование жилищно-коммунального хозяйства.

The problem of violation of consumers rights on qualitative housing and communal services: causes and solutions

Peshkicheva V.A.

student of the Volgo-Vyatsky Institute (branch)

of Moscow State University of Law

named after O.E. Kutafin (MSAL), Kirov

Annotation:

The article is devoted to the issue of providing quality housing and communal services as one of the main aspects of consumer protection. The author explored the concepts of housing and communal services and their quality, highlighted the problem of providing these services of inadequate quality, its causes and suggested possible solutions to this problem.

Key words: Consumer rights rotection, housing and communal services, quality of services, reform of housing and communal services.

Качество предоставляемой услуги — один из важных моментов, на который обращает внимание потребитель, приобретая ту или иную услугу. Если полученная услуга оказалась ненадлежащего качества, то потребитель имеет право обратиться к исполнителю или в государственные органы за защитой своего нарушенного права. Согласно ст. 4 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. В случае оказания услуг ненадлежащего качества потребитель при обнаружении недостатков оказанной услуги вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами [1].

К сожалению, в нашей стране есть такая сфера, где качество услуг чаще всего оставляет желать лучшего. Это жилищно-коммунальное хозяйство. Согласно рейтингу, составленному НП «ЖКХ Контроль», главной проблемой в сфере в 2016 году, по мнению потребителя, стало неудовлетворительное или откровенно плохое качество предоставляемых услуг ЖКХ. Качеством услуг недовольны 22% пожаловавшихся, то есть практически каждый четвертый. Данная проблема впервые за три года обошла проблему завышенных тарифов по жилищно-коммунальным услугам [2]. С чем же связано низкое качество услуг в сфере ЖКХ?

Для начала определимся с понятием жилищно-коммунальной услуги и ее качества. Нормативное понятие ЖКУ закреплено в государственном стандарте. Жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) – действия или деятельность исполнителя по поддержанию и восстановлению надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения, вывозу бытовых отходов и подаче потребителям электрической энергии, питьевой воды, газа, тепловой энергии и горячей воды [3]. Качество является одной из основополагающих категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для успешного развития, как человека, так и всего общества. В среде ученых и специалистов по вопросам качества существует достаточно большое количество определений данной категории. Но нормативного закрепления понятия качества жилищно-коммунальных услуг нет. Но, основываясь на работах ученых-теоретиков, можно дать следующее определение этого понятия. Качество жилищных услуг — совокупность свойств и характеристик деятельности по обслуживанию жилых домов и территорий домовладений, обеспечивающая удовлетворение требований потребителей к условиям проживания. Низкое качество услуг ЖКХ связано с рядом причин. По нашему мнению, важнейшей из этих причин, детерминирующих все остальные, является неэффективность самой системы управления жилищно-коммунальным хозяйством и системы оказания ЖКУ. Здесь до сих пор сильны пережитки административной экономики. Некогда государственные предприятия стали частными, но правила рыночной экономики ими не приняты. Так, среди организаций-поставщиков коммунальных услуг нет практически никакой конкуренции, что приводит к тому, что у них нет необходимости повышения качества своих услуг для привлечения новых клиентов - лишь бы государственные органы не наказали за ненадлежащие выполнение своих обязанностей перед потребителями. Отсюда вытекает следующая проблема в этой сфере – не проведение государством необходимых реформ в этой сфере, направленное на развитие рыночных отношений, конкуренции среди организаций, осуществляющих ЖКУ, повышения качества услуг, а также осуществления контроля за деятельность за этими организациями. Как правило, контролирующие органы осуществляют свою деятельность, только после жалоб со стороны граждан, или возникновения ЧП (это отлично видно на примере чистки крыш от снега в зимний и весенний период). Но и граждане не всегда реагируют так, как им надлежало бы. Очень часто потребители не отстаивают свои права на качественные услуги ЖКХ, не обращаются за защитой своих прав в государственные органы (государственную жилищную инспекцию, прокуратуру, иные органы контроля и надзора) или хотя бы в свою управляющую компанию. Это связанно с рядом причин: неверие в то, что кто-то поможет в этом, нежелание тратить время и силы на отстаивание своих прав, надежда на то, что кто-то за них решит их проблемы, просто незнание своих прав. Многие граждане даже не догадываются о том, что потребляемые ими услуги ненадлежащего качества, так как они не знают, какое же качество услуг считается надлежащим, и не желают знать. Поэтому стоит не только реформировать саму систему ЖКХ, но и повышать правосознание граждан, развивать систему ликвидации правовой безграмотности населения. Это основные причины низкого качества жилищно-коммунальных услуг.

Но стоит упомянуть и другие, которые, как тесно связаны с основными. К ним можно отнести следующие.

Во-первых, это просто отсутствие денег на обновление оборудования, покупку качественного материала, и т.д. Это обусловлено тем, что организации ЖКХ не привлекательны для инвесторов, так как все еще работают как при административной экономике, чаще всего себе в убыток, в лучшем случае в ноль.

Во-вторых, превышение нормативных сроков эксплуатации, жилых домов, инженерных систем домов и отсутствие капитального ремонта. Несмотря на то, что жилищное строительство в России все-таки не стоит на месте, еще высок уровень эксплуатации не просто старого и ветхого, но очень часто и аварийного жилья.

В-третьих, отсутствие нормально функционирующей системы подготовки кадров, а также системы взаимодействия с потребителем. Практически каждому потребителю приходилось сталкиваться с ситуацией, когда во время какой-то аварийной ситуации невозможно дозвониться до обслуживающей компании, а потом невозможно дождаться их сотрудника, с грубостью со стороны работников организаций и т.д. Кроме того, много спорных вопросов в законодательной базе относительно взаимодействия служб с собственниками помещений при необходимости доступа к элементам инженерных систем, проходящим через квартиры или помещения. Как видим, в жилищно-коммунальном хозяйстве достаточно проблем, влияющих на качество оказываемых потребителю жилищно-коммунальных услуг. Сфера ЖКХ давно требует тотального реформирования, и это реформирование потребует и времени, и финансовых затрат. Высокое качество жилищно-коммунальных услуг возможно, если будет проведена модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда, ЖКХ будет переведено на рыночные правила работы с целью появления конкуренции в сфере ЖКХ, которая в свою очередь приведет к тому, что на рынке поставщиков жилищно-коммунальных услуг окажутся лишь, те организации, которые обладают необходимыми ресурсами, как материальными, так и кадровыми. А также необходимы разработка единого подхода к оценке качества ЖКУ и проведение работ по информированию потребителей по данному вопросу. Кроме того, не последнюю роль в защите прав потребителей по вопросу ненадлежащего качества жилищно-коммунальных услуг могут сыграть адвокаты. Как субъекты, оказывающие квалифицированную юридическую помощь, они способны помочь потребителю в защите своих прав на более качественном уровне, чем сам потребитель, чьи права были нарушены.

Примечания

1. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (действующая редакция от 03.07.2016).

2. Российская газета - Федеральный выпуск №7196 (30) Режим доступа: https://rg.ru/2017/02/09/rossiiane-ostalis-nedovolny-kachestvom-uslug-zhkh-po-itogam-2016-goda.html.

3. ГОСТ Р 51617–2000. Жилищные коммунальные услуги. Общие технические условия. – Введ. 2001–01–01. – М.: Изд-во стандартов, 2000. – 17 с.

Прекращение договорных обязательств предоставлением отступного

Порохова Анна Владимировна

магистрант 2 курса Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров

Научный руководитель: Кощеева Елена Сергеевна, доцент кафедры гражданского права и процесса Волго-Вятского института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), г. Киров,

кандидат юридических наук

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматривается проблема применения такого способа прекращения договорных обязательств, как отступное, его правовая природа, форма соглашения об отступном, существенные условия соглашения об отступном, законодательные новеллы в данных отношениях, соотношение со смежными правовыми конструкциями.

Ключевые слова:отступное, прекращение договорных обязательств, форма соглашения об отступном, акцессорное обязательство, предмет отступного, кредитор.

Наши рекомендации