Вопрос 41 Тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) и бытовые услуги

Формирование тарифов на ЖКУ регулируется Положением о порядке формирования цен на ЖКУ с учетом отраслевых особенностей. МинЖКУ, Минэкономики, Минфинансов. Калькулирование себестоимости осуществляется на основе Методических рекомендаций и отраслевых особенностей состава затрат в ЖКХ.

Расчет тарифов осуществляется на 1 м3 воды, 1м3 стока в гор. канализацию, услуги отопления и горячего водоснабжения – за 1 Гкал тепловой энергии, сбора и обезвреживания бытовых отходов за 1 м3, пользования лифтами – на 1 человека в месяц, по техническому обслуживанию жилого дома на 1м2 жилого помещения.

Население оплачивает коммунальные услуги исходя из фактического потребления этих услуг в натуральном выражении по показателям счетчика, а если такие приборы не установлены, то по единым республиканским тарифам, определяемым Совминистров РБ.

Тарифы на коммунальные услуги не покрывают всех затрат ЖКХ, субсидируются государством. В соответствии с Положением о порядке формирования планово-расчетных цен в ЖКХ планово-расчетная цена включает плановую с/с, налоги и неналоговые платежи, субсидии из бюджета на расходы, не относимые на с/с, плановые суммы расходов, необходимых для расширенного воспроизводства организаций ЖКХ, приходящейся на единицу услуги.

Особенности состава затрат определяются методическими рекомендациями по учету затрат и калькулированию с/с услуг на предприятиях ЖКХ.

В настоящее время осуществляется реформа ЖКХ и реализуется Концепция развития ЖКХ на период до 2015 г., основными направлениями которой являются:

Ø Снижение с/с при одновременном повышении затрат на ЖКУ платежами граждан

Ø Перевод ЖКХ в режим безубыточной работы при обеспечении адресной поддержки;

Ø Доведение уровня возмещения затрат населением к 2010г.- до 80%, к 2015 г.- до 100%

Тарифы на бытовые услуги. Особенностью является то, что бытовые услуги потребляются непосредственно населением, цены на них должны учитывать факторы установ­ления розничных цен на потребительские товары (новизну, престижность и др.).

Местные органы власти могут устанавливать предельные цены и тарифы на те виды бы­товых услуг, которые включены правительством в перечень со­циально значимых. Эти цены формируются в соответствии с об­щими принципами ц/о на бытовые услуги и пре­дусматривают рентабельность не выше 30 % с/с об­работки.

Ц/о на услуги носит преимущественно затратный подход. В соответствии с ним це­на строится с таким расчетом, чтобы возместить предприятиям издержки, связанные с вы­полнением заказов граждан, обеспечить получение необходи­мой прибыли и уплату налогов и неналоговых платежей, а так­же с учетом качества услуги и конъюнктуры рынка.

Цены на быто­вые услуги устанавливаются, как правило, по стоимости обра­ботки, т.е. без учета в с/с затрат на основные мате­риалы, запасные части, фурнитуру. Эти затраты определяются отдельно по ценам приобретения с добавлением фактических затрат по их приобретению (транспортных и др.). Цена заказа (Ц3) равна:

Ц3 = Мосн + Цу,

где Мосн — стоимость основных материалов, запасных частей, фурнитуры, р.; Цу — цена услуги, р.

Расход основных и вспомогательных материалов включаются в с/с по нормам.

В свою очередь, цена услуги предприятия БО будет складываться из трех компонентов:

Цу = Собр + П + Н,

где Собр — с/с обработки, р.; П — прибыль, р.; Н — косвенные налоги , р.

Там, где в с/с некоторых услуг удельный вес сто­имости основных материалов не столь значителен или создают­ся трудности в их отдельном учете по заказам (услуги химчис­тки, прачечных, фотографий, парикмахерских), Цу рассчитывается с включением в нее стоимости ос­новных материалов.

Прибыль в ценах на БУ обычно определяется на основе норм рентабельности, рассчитываемых к с/с обработки (т.е. к с/с за вычетом стоимости ос­н. материалов). В случаях, когда исчисляется полная с/с услуги, применяют НR к пол­ной с/с.

Учитывая социальную значимость ряда БУ и необходимость обеспечения относительно низкого уровня цен, государство предусматривает льготное налогообложе­ние службы быта.

Цены на БУ также дифференцируются в зависимости от:

категорий (разрядов) предприятий, обеспечивающих раз­личный уровень качества выполнения заказов и культуры об­служивания (швейные ателье, парикмахерские и т.д.);

степени срочности исполнения (включая оказа­ние услуг в присутствии заказчика);

сезонных изменений спроса населения на бытовые услуги в отдельные периоды года;

степени приближения услуг к заказчику (ремонт на дому, выездное обслуживание и др.);

социальной значимости услуг (услуги для детей, уход за больными, престарелыми).

Налогом на услуги облагаются услуги парикмахерских, соляриев, косметических услуг.

Вопрос 42 Ценообразование в общественном питании (ОП)

Система ОП представляет собой совокупность предприятий и ИП, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления продуктов общепита.

Предприятием ОП -предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления.

Предприятия общественного питания различаются по типам и классности. При определении типа предприятия учитываются следующие факторы:

Ø ассортимент реализуемой продукции, ее разнообразие и сложность изготовления;

Ø техническую оснащенность (материальную базу, техническое оснащение и оборудование, состав помещений, архитектурно-планировочное решение и т.д.);

Ø методы обслуживания;

Ø квалификацию персонала;

Ø качество обслуживания (комфортность, этику общения, эстетику и т.д.);

Ø номенклатуру предоставляемых потребителям услуг.

Правилами оказания услуг ОП определены 5 типов предприятий общественного питания:

ресторан – предприятие с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, а также вино-водочные, табачные и кондитерские изделия, повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией отдыха;

бар- предприятие с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, десерты, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары;

кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. К кафе относятся также и специализированные заведения: кафе-кондитерские, кафе-мороженое, кафе-молочные, как имеющие, так и не имеющие кухни;

столовая — общедоступное или обслуживающее определенный контингент потребителей предприятие, производ. и реализующее блюда в соотв. с разнообразным по дням недели меню;

закусочная — предприятие с ограниченным ассортиментом блюд несложного приготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей. К закусочным относятся и специализированные: шашлычные, сосисочные, пельменные, блинные, рюмочные и др.

Для ресторанов и баров устанавливается специальная классность. Класс предприятияобщественного питания — совокупность отличительных признаков предприятия определенного типа, характеризующая качество предоставляемых услуг, уровень и условия обслуживания.

В настоящее время все предприя­тия ОП в зависимости от типа, месторасполо­жения, степени материально-технической оснащенности, объема предоставляемых потребителю услуг подразделяются на пять ка­тегорий: «люкс», «высшая», «первая», «вторая» и «третья».

К предприятиям наценочной категории «люкс» относятся рес­тораны и бары, отличающиеся от предприятий других наценочных категорий уникальным характером объемно-планировоч­ного решения сооружения и повышенной комфортностью.

К предприятиям «высшей» категории принадлежат рестораны, кафе, бары, отличающиеся также вы­соким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг.

К предприятиям «первой» наценочной категории относятся рестораны, кафе, бары, буфеты с меньшим, чем на предприяти­ях высшей категории, объемом услуг.

Во «вторую» категорию входят кафе, бары, столовые, буфеты, работающие по методу самообслуживания;

в «третью» — распо­ложенные на территории производственных предприятий, уч­реждений, учебных заведений и обслуживающие их контин­гент.

Модели цен. Товарооборот общественного питания подразделяется на товарооборот по продукции собственного производства и оборот по покупным материалам, а также на розничный и оптовый товарооборот.

Предусмотрены два метода формирования цен на продукцию общественного питания:

Ø на основе применения наценок (исходя из стоимости набора сырья в розничных ценах и наценок не выше установленных обл­исполкомами, Минским горисполкомом);

Ø на основе калькули­рования себестоимости и норматива рентабельности (по согла­сованию с облисполкомами и Минским горисполкомом).

Второй метод применяется редко. При калькулировании продажных цен на основе себестоимости сырье включается в калькуляцию по ценам приобретения.

При применении первого метода в качестве источников валового дохода организа­ций ОП выступают торговая надбавка и наценка, которые предназначены для покрытия расходов, уплаты косвенных налогов и формирования прибыли.

Объектом налогообложения налога на услуги явля­ются операции по оказанию услуг ресторанов (баров, кафе).

Затраты данных пред­приятий представляют собой сумму издержек производства, об­ращения и организации потребления.

Издержки производства в ОП в отличие от других отраслей определяются без стоимости сырья, исполь­зуемого для изготовления продукции. В их состав включаются лишь собственные затраты, связанные с производством продук­ции: з/плата работников, затраты на транспортиров­ку и хранение сырья и полуфабрикатов, расходы на топливо и электроэнергию, амортизация ОПФ и др.

Издержки обращения представляют собой затраты на реали­зацию продукции и покупных товаров: оплата труда продавцов, расходы на транспортировку покупных товаров, амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.

К издержкам по организации потребления относятся расхо­ды на з/плату официантов, гардеробщиков, уборщиц обеденных залов, на содержание и износ помещений и оборудо­вания обеденных залов, столовой посуды и др.

Однако в практике планирования и учета трудно разграни­чить все эти издержки, поэтому на предприятиях ОП рассчитываются сово­купные издержки.

По различным видам оборота модели цен различаются:

1. На продукцию собственного производства (кроме продук­тов питания, произведенных студенческими и школьными столо­выми,других учебных заведений, детских дошколь­ных учреждений, учреждений здравоохранения) цена рассчи­тывается по формуле

РЦ= Цп без НДС + ТН;

ПЦ с НДС= РЦ + Нц + НДС.

где Цп без ндс - отпускная цена сырья без НДС; ТН - торговая надбавка (в % к Цп без ндс ); РЦ — розничная цена; Нц — наценка торговых объектов общ. питания; ПЦ с ндс - продажная цена с НДС.

2. На продукцию собственного производства, произведенную студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, детских дошкольных учреждений, учреж­дений здравоохранения, цена рассчитывается по формуле

РЦ= Цп с НДС + ТН; ПЦ=РЦ + Нц.

Оборот по реализации на территории РБ продукции, произведенной названными торговыми объектами ОП, освобождается от налогообложения. (Инструкция, отраж. особенности формирова­ния цен в столовых учреждений, обеспеч. получение общего среднего образования. При организации питания на школьных площадях организациями ОП уровень торговых надбавок включается в установленных размерах в соответствии с зако­нодательством, но не выше 15 % к отпускным ценам организа­ций-изготовителей.

Особенностью формирования розничных цен на продук­цию собственного производства в школьных столовых, органи­зуемых местными исполкомами, является их расчет на основе стоимости набора сырья по ценам приобретения и наценки не более 30 % от стоимости набора сырья: ПЦ=ОЦ с НДС +Н.В случае, если столовая организации образования полно­стью содержится за счет бюджетных средств (бесплатное пита­ние в зоне, пострадавшей от аварии на ЧАЭС), наценка на производимую продукцию не применяется.

3. На покупные товары, продаваемые в розлив, цены рассчитываются так же, как и на продукцию собственно­го производства. В качестве источников доходов выступают торговая надбавка и наценка организаций общественного пи­тания.

4.На остальные покупные товары (кроме продаваемых в роз­лив)цены рассчитываются с использованием следующей фор­мулы:

РЦ=ОЦ без НДС + ТН ; РЦ с НДС =РЦ + НДС.

Таким образом, на продукцию собственного производства и покупные товары, продаваемые в розлив, в общественном пита­нии в цену включаются торговая надбавка (по водке - торговая скидка) и наценка ОП. Остальные покуп­ные товары продаются без наценки.

Наши рекомендации