Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений
1.Понятие и сущность производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений, его отличие от искового производства. Общие положения производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – это самостоятельный вид гражданского судопроизводства, в котором судом рассматривается спор, возникший в сфере административного управления, и осуществляется контроль за законностью и обоснованностью действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, затрагивающих права и охраняемые законом интересы граждан.
Процессуальные особенности административного судопроизводства сводятся в основном к следующему:
а) административные дела в гражданском процессе возбуждаются не путем предъявления иска, а посредством подачи в суд жалобы;
б) по делам данного вида судопроизводства суд разрешает спор не о праве гражданском
в) в силу специфики административно-правовых отношений здесь не используются такие процессуальные действия, как встречный иск, заключение мирового соглашения.
г) по административным делам в гражданском процессе с одной стороны выступает гражданин (заявитель), а с другой стороны – государственный орган, организация, должностное лицо, чьи действия (бездействие) являются предметом судебного рассмотрения;
д) суд проверяет законность и обоснованность действий (бездействия) государственных органов, организаций и должностных лиц, а в случаях, предусмотренных законом, – лишь их законность;
Суд рассматривает дела:
1) по жалобам на действия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата (далее, если не указано иное, – комиссия), а также на решение органов, образовавших соответствующую комиссию, в случаях, предусмотренных законодательством о выборах, референдуме, отзыве депутата и члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;
2) исключен;
3) по жалобам на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния;
4) по жалобам на нотариальные действия или на отказ в их совершении;
5) по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющих права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, – и права юридических лиц;
6) по жалобам на решения Апелляционного совета при патентном органе;
7) иные дела, возникающие из административно-правовых отношений, в случаях, предусмотренных законом.
Дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судами по правилам искового производства с учетом положений настоящей главы и сущности производства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.
Средствами обеспечения жалоб являются:
1. запрет исполнения действий государственного органа, организации или должностного лица до истечения срока на судебное обжалование (опротестование) в случаях, предусмотренных законом;
2. обязательное приостановление исполнения обжалованного действия в случаях, предусмотренных законом.
Суд вправе и в иных случаях по собственной инициативе или ходатайству заявителя приостановить исполнение обжалованного действия в любом положении дела.
Копия определения суда о приостановлении исполнения направляется в государственный орган, организацию или должностному лицу, действия которых обжалуются, а также лицу, осуществляющему исполнение.
Особенности рассмотрения жалоб на действия Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, избирательной комиссии, комиссии по референдуму, комиссии по проведению голосования об отзыве депутата, на решение органов, образовавших комиссию
Лицо, не согласное с решением комиссии, может подать жалобу в суд в случаях и порядке, предусмотренных законом.
В случае, если законом установлено предварительное обращение с заявлением в комиссию и этот порядок заявителем не соблюден, судья направляет жалобу в соответствующую комиссию.
Субъекты, выдвинувшие своих представителей в состав комиссии, вправе подать жалобу на решение органов, образовавших комиссию, в трехдневный срок со дня принятия решения в порядке, предусмотренном законом.
Жалоба на действия комиссии должна быть рассмотрена судьей не позднее чем в пятидневный срок с момента ее подачи, если иное не предусмотрено законом, а на решение органов, образовавших комиссию, – в трехдневный срок.
Жалоба рассматривается судом с вызовом заявителя, а также представителя соответствующей комиссии, представителя органа, образовавшего комиссию.
Дело по жалобе на действия комиссии, на решение органов, образовавших комиссию, суд рассматривает с участием прокурора.
По результатам рассмотрения жалобы суд выносит одно из следующих мотивированных решений:
об оставлении обжалуемого решения без изменения, а жалобы – без удовлетворения;
об обоснованности жалобы и обязанности устранить допущенное нарушение.
Решение суда вступает в законную силу немедленно после его провозглашения и обжалованию или опротестованию в кассационном порядке не подлежит. После вынесения решения суд немедленно направляет копию этого решения всем юридически заинтересованным в исходе дела лицам.
3.Рассмотрение судами жалоб на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, внести исправления или изменения в записи актов гражданского состояния. Лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Содержание жалобы. Подсудность данной категории дел. Решение суда.
Заявление о внесении изменений и исправлений в записи актов гражданского состояния подается в орган ЗАГС по месту жительства заявителя и должно быть рассмотрено в течение трех месяцев. Отказ органа ЗАГС в исправлении или изменении записи актов гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд.
Жалобы на отказ органов, регистрирующих акты гражданского состояния, при отсутствии спора о праве в исправлении или изменении записи актов гражданского состояния рассматривает суд по месту жительства заявителя.
В жалобе должно быть указано, каким органом была произведена запись, в чем заключается ее неправильность и какими доказательствами это подтверждается, по каким причинам было отказано в исправлении или изменении записи. К жалобе должны быть приложены копия соответствующей записи и выданных на ее основании свидетельств, заключение органа, регистрирующего акты гражданского состояния, об отказе в изменении или исправлении записи и другие необходимые по делу документы.
4.Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении. Лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела. Порядок подачи жалобы и рассмотрения дела. Решение суда по данной категории дел.
Лица, обратившиеся за совершением нотариального действия и считающие неправильным совершенное нотариальное действие или неправомерным отказ в совершении нотариального действия, а также лица, интересы которых ущемлены в связи с совершением нотариального действия, вправе подать жалобу в суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы, нотариального бюро или государственного органа, юридических лиц, иных организаций, должностные лица которых в силу закона вправе совершать нотариальные действия.
Жалобы на неправильное удостоверение завещания или на отказ в его удостоверении капитаном морского судна или судна внутреннего плавания, плавающего под Государственным флагом Республики Беларусь, подаются в суд по месту порта приписки судна или по месту учета судна в Республике Беларусь.
Жалоба подается в суд в десятидневный срок, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении.
Жалоба рассматривается судьей с участием заявителя, нотариуса или другого должностного лица, совершившего обжалуемое нотариальное действие или отказавшего в совершении нотариального действия, однако их неявка не является препятствием для разрешения дела.
5.Дела по жалобам на действия (бездействие) государственных органов и иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц, ущемляющие права граждан, а в случаях, предусмотренных актами законодательства, - и права юридических лиц. Порядок возбуждения данной категории дел. Лица, непосредственно заинтересованные в исходе дела, их права и обязанности. Особенности рассмотрения данной категории дел. Полномочия суда. Исполнение судебного решения.
Гражданин вправе обратиться в суд с жалобой, если считает, что неправомерными действиями (бездействием) государственных органов, иных юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическими лицами, и должностных лиц ущемлены его права, кроме случаев, когда для разрешения отдельных жалоб законодательством Республики Беларусь установлен иной, несудебный, порядок обжалования.
К действиям (бездействию) государственных органов, иных юридических лиц и организаций, должностных лиц, подлежащих судебному обжалованию, относятся коллегиальное и единоличное действия (бездействие), в результате которых гражданин незаконно лишен возможности полностью или частично осуществить право, предоставленное ему нормативным правовым актом, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность.