Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений

Арбитражные суды рассматривают возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела:

• об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл.23 АПК РФ);

• об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (гл.24 АПК РФ);

• об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда (гл.25 АПК РФ);

• о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания (гл.26 АПК РФ);

• другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК "Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений".

Выделение в АПК РФ правовых норм, регулирующих производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в самостоятельный раздел свидетельствует о появлении в арбитражном процессе нового вида судопроизводства.

В АПК РФ 1992г., 1995г. лишь перечислялись подведомственные арбитражному суду отдельные категории дел, вытекающие из административных правоотношений (ст.22 АПК РФ). Эти дела рассматривались по правилам искового производства.

Как отмечает проф. В.М.Шерстюк, "спор о правовой природе дел, возникающих из административных правоотношений в арбитражном суде, идет с 1993г. ... Еще тогда в представленном на обсуждение рабочей группы по подготовке проекта АПК в первом варианте системы данного Кодекса был выделен в самостоятельный раздел (подраздел) "Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений". Однако большинство посчитало, что данное производство по своей правовой природе является исковым, и нет необходимости выделять его в системе АПК в качестве самостоятельного производства"

Дискуссия по проблеме существования самостоятельного производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, наряду с производствами исковым и особым, уже длительное время ведется в науке гражданского процесса'.

Ряд ученых отстаивают точку зрения, согласно которой нет необходимости выделять в самостоятельный вид производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, поскольку отсутствуют существенные отличия от искового производства, а имеющиеся в данных категориях дел процессуальные особенности не носят принципиального характера.

Другие ученые, напротив, полагают, что имеются все необходимые признаки, свидетельствующие о самостоятельности этого вида судопроизводства, а именно:

• в отличие от искового производства в производстве по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, отсутствует спор о праве. При рассмотрении дел данной категории суд не разрешает спора о праве, а осуществляет судебный контроль за законностью действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, государственных и иных органов, должностных лиц;

• участникам конституционных, административных, финансовых правоотношений свойственны отношения власти и подчинения, поскольку, с одной стороны, в них выступают орган государства, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой – гражданин или организация, таких полномочий не имеющие;

• возбуждение дел данной категории осуществляется не путем подачи иска (искового заявления), а путем обжалования, т.е. подачей жалобы или заявления;

• лица, участвующие в делах, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, именуются не сторонами, а заявителями, лицами, подающими жалобу, лицами, отвечающими по жалобе, заинтересованными лицами.

При рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, по мнению ученых, выступающих за самостоятельность данного вида судопроизводства, не могут применяться некоторые категории искового производства, как то: мировое соглашение, увеличение или уменьшение исковых требований, отказ от иска, изменение предмета или основания иска, признание иска, встречный иск (встречная жалоба).

Последняя точка зрения была взята за основу при подготовке АПК РФ 2002г.

Жизнь, арбитражная практика показали, что для надежной защиты прав организаций и граждан Кодекс должен быть дополнен группой специальных однородных норм, отражающих особенности судопроизводства по делам, возникающим из административно-правовых отношений.

Согласно данным судебно-арбитражной статистики число дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, постоянно растет.

В 2000г. "от общего числа дел, рассмотренных арбитражными судами, административные споры составили почти 48%. Резко увеличилось число налоговых споров (на 62%). Выросло число исков налогоплательщиков об обжаловании актов налоговых органов на 50%. На 40% выросло число споров о признании недействительными актов других государственных органов".

В 2001г. число административных дел увеличилось на 23%. Всего административные дела составили 50% от общего числа дел. В этой категории преобладают налоговые споры. Их прирост в истекшем году произошел на 36%, причем 82% этих дел – это иски налоговых органов о взыскании санкций и недоимок.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, определены в гл.22 АПК РФ.

Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными в разд.III АПК РФ.

Законом установлены сокращенные сроки рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений (ч.1 ст.194, ч.1 ст.200, ч.1 ст.205, ч.1 ст.210, ч.1 ст.215 АПК РФ).

Урегулированы особенности судебного разбирательства, принятия и опубликования судебного решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ст.194–196 АПК), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц (ст.200, 201 АПК РФ), рассмотрения и разрешения дел о привлечении к административной ответственности (ст.205, 206 АПК), судебного разбирательства и вынесения решения по делам об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст.210, 211 АПК), судебного рассмотрения и разрешения дел о взыскании обязательных платежей и санкций (ст.215, 216 АПК).

В ряде случаев при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, приоритетными являются нормы федеральных законов, например, Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Правила о подсудности. Заявления по рассматриваемой категории дел подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если не установлено иное.

Особые правила подсудности установлены для подачи заявлений о привлечении к административной ответственности (ст.203 АПК) и об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности (ст.208 АПК).

Особенности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений, действия (бездействия) органов государства, должностных лиц.

В соответствии с законом такая обязанность возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

К особенностям рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, относится и предоставленная сторонам возможность урегулировать спор путем заключения мирового соглашения или с использованием других примирительных процедур (гл.15 АПК), если иное не установлено федеральным законом (ст.190 АПК).

Таким образом, специфика процессуального регулирования рассмотрения и разрешения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, заключается в том, что эти дела рассматриваются по общим правилам искового производства, с использованием арбитражной процессуальной формы, с учетом процессуальных особенностей, которые установлены в ряде статей разд. III АПК РФ и особенностей административного судопроизводства, предусмотренных в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

К общим правилам искового производства относятся правила о письменной форме обращения в суд (ст.125 ЛПК), рассмотрение вопроса о принятии заявления (ст.128, 129 АПК), правила подготовки дела к судебному разбирательству и судебного разбирательства (гл.14, 19 АПК), правила, регулирующие примирительные процедуры (гл.15 ЛПК), правила принятия решений и определений арбитражного суда (гл.20, 21 АПК), правила приостановления производства по делу (гл.16 АПК), окончания производства но делу без вынесения решения (гл.17, 18 АПК).

БИЛЕТ № 40

1. Принципы арбитражного процессуального права

2. Постановления арбитражных судов: понятие, требования по форме, значение

Наши рекомендации