Производство по делам возникающим из публично-правовых отношений. Особое производство.

Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из административных правоотношений.

В делах, возникающих из административно-правовых отношений, спор возникает между органами власти (должностными лицами) и гражданами.

Суды при рассмотрении дел данной категории осуществляют проверку законности действий административных органов. Рассмотрение таких дел производится по общим правилам гражданского судопроизводства с учетом изъятий и дополнений, установленных законодательством.

К данному судопроизводству отнесены дела:

1) о защите избирательного права граждан;

2) об обжаловании действий должностных лиц, о применении административного взыскания;

3) об оспаривании законности нормативных правовых актов, за исключением актов, проверка конституционности которых отнесена к компетенции Конституционного Суда;

4) об обжаловании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, общественных объединений, должностных лиц государственных органов.

5) по заявлениям о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо принимаемого Российской Федерацией иностранного гражданина или лица без гражданства, переданных иностранным государством Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в предназначенном для этого специальном учреждении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции;
6) по заявлениям об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
7)иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административно-правовых отношений:

1) дела, возникающие из административно-правовых отношений, рассматриваются судьей единолично. Коллегиальное рассмотрение дел этой категории может быть предусмотрено федеральным законом;

2) дела данной категории не могут быть рассмотрены в отсутствие ответчика;

3) при рассмотрении и разрешении дел суд не связан основаниями и доводами заявленных требований;

4) при рассмотрении и разрешении дел суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица;

5) суд приступает к рассмотрению дела на основании заявления заинтересованного лица, в котором должно быть указано, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием);

6) обращение заинтересованного лица в вышестоящий в порядке подчиненности орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд;

7) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности или законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, возлагается на орган, принявший нормативный правовой акт или, соответственно, органы и лиц, принявших оспариваемое решение или совершивших оспариваемое действие (бездействие).

Жалоба подлежит рассмотрению судом в 10-дневный срок. Заявитель и административный орган или должностное лицо надлежащим образом извещаются о времени и месте судебного разбирательства.

Решение суда по делу, возникшему из административно-правовых отношений, должно быть законным и обоснованным и отвечать требованиям закона.

Особое производство – урегулированный нормами гражданского процессуального законодательства порядок рассмотрения и разрешения предусмотренных федеральными законами дел, характеризующихся отсутствием спора о праве и сторон с взаимоисключающими имущественными или личными неимущественными интересами.

Данное производство применяется, когда спор о праве отсутствует, но заявитель юридически заинтересован в судебном подтверждении факта, устранении неопределенности правового положения гражданина или имущества, восстановлении прав по утраченным документам и т. д.

В особом производстве рассматриваются следующие дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение:

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния:

а) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

б) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень не является исчерпывающим. В основу порядка рассмотрения и разрешения дел особого производства положены общие правила искового производства, но из-за специфики дел данный вид производства имеет ряд особенностей:1)процессуальным средством возбуждения дел особого производства является не иск, а заявление, так как у заявителя нет материально-правовых притязаний к другим лицам;

2) в особом производстве нет таких институтов, как отказ от иска, признание иска, заключение мирового соглашения, изменение предмета или основания иска, увеличение или уменьшение размера искового требования, выход за пределы заявленного требования; исключаются совершение процессуальных действий, имеющих целью обеспечение иска, предъявление встречного иска и др.;

3) к лицам, участвующим в делах особого производства, относятся заявитель и заинтересованные лица;

4) правом обращения в суд по указанным делам обладает ограниченный круг лиц;

5) возникновение спора о праве, подведомственного судам, препятствует рассмотрению дела в порядке особого производства и служит основанием для оставления заявления без рассмотрения. После оставления заявления без рассмотрения заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за разрешением возникшего спора в порядке искового производства.

В порядке особого производства суд устанавливает факты, от которых зависят возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении: 1)родственных отношений;

2) факта нахождения на иждивении;

3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;

4) факта признания отцовства;

5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;

6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;

7) факта несчастного случая;

8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;

9) факта принятия наследства и места открытия наследства;

10) других имеющих юридическое значение фактов. Законодатель установил определенные условия, которые необходимы для установления фактов, имеющих юридическое значение. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Для того чтобы началось производство, необходима подача заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение заинтересованным лицом. Заявление подается в суд по месту жительства заявителя, за исключением заявления об установлении факта владения и пользования недвижимым имуществом, которое подается в суд по местонахождению недвижимого имущества. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В ходе подготовки к судебному разбирательству дела судья обязан определить круг заинтересованных в деле лиц и вызвать их в судебное заседание. Заинтересованные лица вправепредставлять доказательства в подтверждение обоснованности или необоснованности рассматриваемого судом заявления об установлении фактов, участвовать в их исследовании, обжаловать вынесенное решение, а также совершать другие процессуальные действия.

Основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах, суд выносит решение, которым подтверждает наличие (отсутствие)устанавливаемого факта.

Решение суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, является документом, подтверждающим факт, имеющий юридическое значение, а в отношении факта, подлежащего регистрации, служит основанием для такой регистрации, но не заменяет собой документы, выдаваемые органами, осуществляющими регистрацию.

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим возможно только по решению суда.

Основание для признания безвестно отсутствующим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 1 года.

Основание для объявления гражданина умершим – отсутствие в месте его жительства сведений о месте его пребывания в течение 5 лет.

В случае, если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, он может быть объявлен умершим в течение 6 месяцев.

Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Заявление о признании подают заинтересованные лица – лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия.

Дело рассматривается по месту жительства или нахождения заинтересованного лица.

Заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются в порядке особого производства судьей единолично.

В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано,для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении указывается день окончания военных действий.

Лицами, участвующими в делах о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, являются заявитель и заинтересованные лица. Эти дела рассматриваются с обязательным участием прокурора.

Исследовав все обстоятельства дела, судья выносит решение. Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия: у нетрудоспособных членов семьи возникает право на пенсию, расторжение брака по заявлению супруга производится в органах записи актов гражданского состояния, не требуется согласия отсутствующего на усыновление его ребенка.

Решение об объявлении гражданина умершим является основанием для оформления органами загса его смерти.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим, суд новым решением отменяет свое ранее принятое решение. Новое решение суда является, соответственно, основанием для отмены управления имуществом гражданина и для аннулирования записи о смерти в книге государственной регистрации актов гражданского состояния.

Гражданская дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т. е. по достижении 18-летнего возраста.

Дееспособность гражданина может быть ограничена только судом.

Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным.

Дееспособность гражданина ограничиваетсяпо решению суда в случае, если он злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами и вследствие этого ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

Последствие ограничения дееспособностивыражается в лишении судом гражданина права производить без согласия попечителя какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Попечитель получает право непосредственно получать заработную плату, пенсию и иные виды доходов, т. е. над ограниченно дееспособным гражданином устанавливается попечительство.

Последствием признания гражданина недееспособнымявляется установление над ним опеки и совершение всех сделок от его имени опекуном.

Закон устанавливает исчерпывающий перечень лиц и организаций, которые вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.

Дело об ограничении гражданина в дееспособно-ти может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Право на подачу заявления о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства имеют супруг, совершеннолетние дети, родители, другие близкие родственники (братья, сестры), нетрудоспособные иждивенцы, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство, а также компетентные государственные органы.

В заявлении об ограничении дееспособности гражданина должны быть изложены обстоятельства, свидетельствующие о том, что гражданин, злоупотребляющий спиртными напитками или наркотическими средствами, ставит свою семью в тяжелое материальное положение.

В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложеныобстоятельства, свидетельствующие о наличии у гражданина психического расстройства, вследствие чего он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Судья в порядке подготовки к судебному разбирательству дела о признании гражданина недееспособным при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу.

После исследуются все материалы дела и на основании этого выносится решение.

Решение суда, которым гражданин ограничен в дееспособности, является основанием для назначения ему попечителя органом опеки и попечительства. Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства.

Имущество признается бесхозяйным только по решению суда. Процесс признания начинается с подачи заявления о признании движимой вещи бесхозяйной. Заявление о признании движимой вещи бесхозяйной подается в суд лицом, вступившим во владение ею, по месту жительства или местонахождению заявителя.

Бесхозяйной считается вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.

Речь идет о брошенной вещи, стоимостью явно превышающей 5-кратный размер МРОТ и не относящейся к отходам (лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава и др.).

Особые правила предусмотрены для приобретения права собственности на находку, безнадзорных животных, клад.Собственником становится лицо, вступившее в фактическое владение бесхозяйной вещью. Обращение в суд с требованием о признании указанных вещей бесхозяйными влечет отказ в принятии заявления, так как существует иной порядок приобретения их в собственность.

Во всех остальных случаях действует внесудебный порядок приобретения в собственность бесхозяйных вещей.

Подаче заявления в суд должна предшествовать постановка бесхозяйного недвижимого имущества на учетв учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, на территории которого оно находится.

В заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано,какая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

В качестве доказательств по таким делам могут быть использованыакты описи имущества и его предварительной оценки, справки жилищно-экс-плуатационных организаций, органов коммунального хозяйства, налоговых органов, а также регистрационных органов, письменные заявления об отказе от права собственности на вещь, сообщения адресных бюро об отсутствии собственника вещи и др.

После принятия заявления судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству выясняет, какие лица могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает имеющиеся о нем сведения у соответствующих организаций.

Дело рассматривается с участием заявителя и заинтересованных лиц. Если в процессе производства по делу будет установлен собственник имущества, который заявит на него свои права, суд оставляет заявление без рассмотрения ввиду возникшего спора о праве, подлежащего рассмотрению в исковом порядке.

Установив, что имущество не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или собственник отказался от данного имущества, суд выносит решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность заявителя.

В случае, когда после вынесения и вступления в законную силу решения суда обнаружится собственник вещи, вопрос об ее истребовании у новых собственников должен решаться путем подачи самостоятельного искового требования.

Восстановление прав по утраченным документам на предъявителя осуществляется посредством вынесения решения судом.

Документы, права по которым может восстановить суд:

1) банковские сберегательные книжки на предъявителя;

2) сохранные свидетельства о приеме на хранение облигаций государственных займов;

3) ордерные ценные бумаги.

Утрата документа – не только полное отсутствие документа, но также утрата признаков платежности в результате ненадлежащего его хранения или по другим причинам.

При утрате документа лицо, утратившее документ на предъявителя или ордерный ценный документ, может обратиться в суд по местонахождению учреждения, выдавшего документ с заявлением о признании утраченного документа недействительным и о восстановлении прав по нему.

В заявлении о признании недействительными утраченных ценной бумаги на предъявителя или ордерной ценной бумаги и о восстановлении прав по ним должны быть указаныпризнаки утраченного документа, наименование лица, выдавшего его, а также изложены обстоятельства, при которых произошла утрата документа, просьба заявителя о запрещении лицу, выдавшему документ, производить по нему платежи или выдачи.

Судья, принявший заявление, выносит определение о запрещениивыдавшему документ лицу производить по нему платежи или выдачи, а также о публикации в местной газете за счет заявителя. Эти действия совершаются с целью предложить держателю документа, об утрате которого заявлено, до истечения 3-месячного срока подать в суд заявление о своих правах на этот документ. Если от держателя документа поступит заявление, суд оставляет заявление, поданное лицом, утратившим документ, без рассмотрения. Кроме того, в этом случае суд устанавливает срок, в течение которого выдавшему документ лицу запрещается производить по документу выплаты и выдачи.

Заявитель имеет право предъявить к держателю документа иск об истребовании документа, а держатель документа вправе взыскать с заявителя убытки, причиненные запретительными мерами. Такие последствия наступают при условии, что держатель документа подал в суд заявление о своих правах на документ, обосновал просьбу, содержащуюся в заявлении, и представил суду документ в подлиннике.

Если по истечении трехмесячного срока со дня публикации от держателя документа не поступает заявление, суд удовлетворяет просьбу заявителя, утратившего документ, и выносит решение о признании утраченного документа недействительным. Данное решение является основанием для выдачи заявителю нового документа взамен признанного недействительным.

Держатель документа по каким-либо причинам может не заявить своевременно о своих правах на документ на предъявителя, в отношении которого состоялось решение суда о признании его недействительным. В таком случае после вступления решения в законную силу держатель документа может предъявить иск о неосновательном приобретении или сбережении имущества к лицу, за которым признано право на получение нового документа взамен утраченного.

Усыновление или удочерение ребенкапроизводится судом по заявлению желающих лиц. Заявление об усыновлении или удочеренииподается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить или удочерить ребенка, в районный суд по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка. Усыновить (удочерить) ребенка могут также граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, но данные лица подают заявление об усыновлении, соответственно, в Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка. Это требование направлено на защиту прав ребенка.

К тому же закон установил жесткие требования к содержанию заявления об усыновлении или удочерении ребенка, особенно для иностранных граждан, лиц без гражданства. Это способствует полному исследованию возможности усыновления или удочерения ребенка, а также его защите.

Если заявление отвечает требованиям закона, суд начинает подготовку дела. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству обязывает органы опеки и попечительства по месту жительства или местонахождению усыновляемого ребенка представить в суд заключение об обоснованности и о соответствии усыновления интересам усыновляемого ребенка.

После этого заявление об усыновлении рассматриваетсяв закрытом судебном заседании с обязательным участиемусыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Суд, рассмотрев заявление об усыновлении, принимает решение, которым удовлетворяет просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка или отказывает в ее удовлетворении. При удовлетворении просьбы об усыновлениисуд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении суда все данные об усыновленном и усыновителях(усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Суд, удовлетворив заявление об усыновлении, может отказать в части удовлетворения просьбы усыновителей (усыновителя) о записи их в качестве родителей (родителя) ребенка в записи акта о его рождении, а также об изменении даты и места рождения ребенка.

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда об усыновлении ребенка в законную силу.

Копия решения суда об усыновлении ребенка направляется судом в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу в орган записи актов гражданского состояния по месту принятия решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка.

Согласно ГПК РФ рассмотрение и разрешение дел об отмене усыновления осуществляются по правилам искового производства.

Регистрация актов гражданского состояния производитсяорганами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния и выдачи на этом основании свидетельств.

При обнаружении в актовой записи какой-либо неправильной записи существует возможность подачи заявления о внесении исправлений в актовую запись. При отказе органа записи актов гражданского состояния возникает право обращения в суд.

Суд рассматривает дела о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, если органы записи актов гражданского состояния при отсутствии спора о праве отказались внести исправления или изменения в произведенные записи.

В данном случае суд выступает как орган обжалования действий сотрудников органов записи актов гражданского состояния.

Для рассмотрения дела необходимо наличие следующих условий:

1) отсутствие спора о праве – в случае обнаружения судом данных о наличии спора о праве суд должен оставить заявление без рассмотрения и разъяснить заинтересованным лицам их право обратиться в суд на общих основаниях путем подачи соответствующего искового заявления;

2) отказ органов записи актов гражданского состояния внести исправление в произведенную запись;

3) отказ органа записи актов гражданского состояния внести исправление в произведенную запись должен быть подтвержден копией заключения этого органа.

Неправильность актов гражданского состоянияможет заключаться либо в ошибке органа записи актов гражданского состояния, допущенной при регистрации факта, либо в противоречии между записью и обстоятельствами, возникшими после регистрации факта.

В качестве заявителя могут выступать не только граждане, имеющие дефектный документ, выданный органами загса, но и любое другое заинтересованное лицо. Заявление по данной категории дел с учетом интересов заявителя подается в суд по месту жительства заявителя.

В заявлении о внесении исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния должно быть указано, в чем заключается неправильность записи в акте гражданского состояния, когда и каким органом записи актов гражданского состояния было отказано в исправлении или изменении произведенной записи. По результатам исследования всех обстоятельств дела суд выносит решение.

Решение суда, которым установлена неправильность записи в акте гражданского состояния, служит основанием для исправления или изменения такой записи органом записи актов гражданского состояния, поэтому резолютивная часть решения должна быть четко изложена. В решении должно быть указано, какая запись является неправильной, в отношении какого лица (каких лиц) она составлена, каким органом загса и когда. Принятие такого решения порождает обязанность органов загса внести исправление в соответствующую запись в книгах записей актов гражданского состояния или изменить такую запись.

Жалобы на нотариальные действия или на отказ в их совершении рассматриваются в порядке особого производства.

Данные дела рассматриваются судьей единолично. Объектом обжалованияявляются нотариальные действия или отказ в их совершении.

Заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по местонахождению нотариуса или по местонахождению должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Заявления о неправильном удостоверении завещаний и доверенностей или об отказе в их удостоверении должностными лицами,указанными в федеральных законах, подаются в суд по местонахождению, соответственно, госпиталя, больницы, санатория, другого стационарного лечебного учреждения; учреждения социального обслуживания, в том числе дома для престарелых и инвалидов, учреждения социальной защиты населения; экспедиции, воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, места лишения свободы.

Заявление о неправильном удостоверении завещания или об отказе в его удостоверении капитаном морского судна, судна смешанного плавания или судна внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом РФ, подается в суд по местонахождению порта приписки судна.

Заявление подается в суд в течение 10 дней со дня, когда заявителю стало известно о совершенном нотариальном действии или об отказе в совершении нотариального действия.

Возникший между заинтересованными лицами спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии, рассматривается судом в порядке искового производства.

Такие действия нотариуса, как медлительность, грубость и иные, обжалуются в учреждения юстиции (территориальные отделы, управления Министерства юстиции РФ и министерства юстиции отдельных регионов).

Субъектом правана обращение в суд о действиях или об отказе в их совершении являются заинтересованные лица, которые выступают в процессуальной роли заявителя. Закон не содержит перечня заинтересованных лиц.

Жалоба рассматривается судьей в открытом судебном заседании. В рассмотрении жалобы участвуют заявитель, государственный или частный нотариус либо должностное лицо, совершившее обжалуемое нотариальное действие или отказавшее в совершении нотариального действия.

Закон предусматривает возможность участия как граждан, так и юридических лиц в рассмотрении жалобы в качестве заинтересованных лиц.

Неявка надлежаще извещенных о дне рассмотрения жалобы лиц, участвующих в деле, не препятствует рассмотрению жалобы.

Если между заинтересованными лицами возникает спор о праве, основанный на совершенном нотариальном действии и подведомственный судам, суд оставляет жалобу без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они могут разрешить свой спор в порядке искового производства.

При обоснованности жалобы суд выносит решение, которым отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Наши рекомендации