По теме 6: «Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов».

1. Авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Патентообладатели. Наследники.

2. Патентное ведомство (Федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности). Высшая патентная палата РФ. Федеральный фонд изобретений России.

3. Патентные поверенные. Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов.

4. Оформление патентных прав. Составление и подача заявки. Рассмотрение заявки в Патентном ведомстве.

5. Формальная экспертиза заявки. Экспертиза заявки по существу. Выдача патента. Право на подачу заявки.

6. Право авторства и право на авторское имя. Право на вознаграждение.

7. Понятие контрафактного экземпляра произведения или фонограммы.

8. Способы гражданско-правовой защиты авторских и смежных прав.

9. Признание авторских и смежных прав. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

10. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Принуждение к исполнению обязанности в натуре.

11. Возмещение убытков, взыскание незаконно полученного дохода и выплата компенсации.

12. Компенсация морального вреда.

13. Административная и уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав.

3.2. Теоретические вопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности»:

1. Интеллектуальная деятельность и роль гражданского права в охране и использовании её результатов.

2. Понятие и содержание интеллектуальной собственности.

3. Система правовой охраны интеллектуальной собственности.

4. Источники гражданско-правового регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности.

5. Понятие и признаки исключительного права.

6. Система договоров в сфере интеллектуальной собственности.

7. Способы и меры защиты интеллектуальных прав.

8. Понятие, источники и принципы авторского права Российской Федерации.

9. Субъекты авторского права.

10. Объекты авторского права.

11. Личные неимущественные права авторов.

12. Исключительное право на произведение и иные имущественные права.

13. Договоры в сфере авторских прав: понятие, содержание и виды.

14. Общая характеристика прав, смежных с авторскими.

15. Объекты и содержание смежных прав.

16. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав.

17. Патентное право Российской Федерации: понятие, принципы и источники.

18. Объекты патентного права: понятие, признаки и виды.

19. Субъекты патентного права.

20. Процедура оформления патентных прав.

21. Личные неимущественные патентные права автора изобретения, полезной модели и промышленного образца.

22. Исключительное право на изобретения, полезные модели и промышленный образец.

23. Особенности защиты прав авторов и патентообладателей.

24. Правовая охрана селекционных достижений.

25. Правовая охрана топологий интегральных микросхем.

26. Правовая охрана ноу-хау (секреты-производства)

27. Правовая охрана фирменных наименований и коммерческих обозначений.

28. Правовая охрана товарных знаков и знаков обслуживания. Виды знаков.

29. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров.

30. Правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

31. Понятие и признаки патентоспособного изобретения.

32. Понятие и признаки патентоспособной полезной модели.

33. Система источников современного патентного права России.

34. Основные положения Патентного закона Российской Федерации

35. Понятие и признаки патентоспособного промышленного образца.

36. Понятие и предмет патентного права.

37. История развития патентного права.

38. Объекты изобретений.

39. Объекты, не признаваемые изобретениями.

40. Правила определения приоритета изобретения.

41. Авторы изобретений, полезных моделей, промышленных образцов как субъекты патентного права.

42. Оформление патентных прав.

43. Патентное ведомство.

44. Наследники как субъекты патентного права.

45. Государство как субъект патентного права.

46. Гражданско-правовые способы защиты прав патентообладателей.

47. Уголовная ответственность за нарушение прав авторов и патентообладателей.

48. Сущность исключительного права, предоставляемого законом правообладателям (авторское право).

49. Сущность исключительного права, предоставляемого законом правообладателям (патентное право).

50. Понятие и признаки фирменного наименования.

51. Содержание права на фирменное наименование и его субъекты.

52. Правовая охрана фирменных наименований.

53. Понятие, признаки и правовая охрана товарного знака, знака обслуживания.

54. Понятие, признаки и правовая охрана наименования места происхождения товара.

55. Субъекты прав на товарный знак, знак обслуживания, наименования места происхождения товара.

56. Понятие и признаки открытия.

57. Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны.

58. Понятие и признаки селекционного достижения.

59. Понятие и признаки рационализаторского предложения.

60. Понятие и признаки топологии интегральной микросхемы.

Практические задания к экзамену по дисциплине «Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности»:

Задача 1. Закрытое акционерное общество, являвшееся производителем туристических буклетов и путеводителей, обратилось в арбитражный суд с иском к музею- заповеднику о взыскании компенсации за нарушение авторских прав на картографическое произведение, представляющее собой карту территории заповедника с нанесенными на нее достопримечательностями. По мнению истца, ответчиком издается и распространяется в переработанном виде карта заповедника, права на которую принадлежат истцу; договор о передаче исключительных прав на картографическое произведение не заключался. Судом для решения вопроса о том, является ли карта заповедника, созданная ответчиком, переработкой творчески созданной карты истца или самостоятельным произведением, назначена экспертиза. Из получившего оценку суда экспертного заключения следует: карта истца и карта ответчика различаются внешним оформлением и авторским стилем – оригинальным расположением на листе для наглядного представления, количеством обозначений и подписями к ним; карты истца и ответчика созданы разными авторами независимо друг от друга. При этом допущена вероятность использования при создании обеих карт единой исходной информации. Иных доказательств в суд представлено не было.

Дайте правовую оценку возникшего казуса. Может ли наличие исключительных прав у истца на свое картографическое произведение являться препятствием иным лицам (в том числе ответчику) самостоятельно создавать на основе той же исходной информации иные карты? Подлежит ли удовлетворению заявленное требование?

Задача 2. В конце 18 века Кавендиш, исследуя воздух, обнаружил некую, ни с чем не соединяющуюся часть. Этот факт был достаточно известен среди ученых, считался аномалией, но не привлекал особого внимания. Только столетие спустя Рамсэй, продолжив это исследование, открыл аргон (и явление химического инертности вообще). В 2013 году, в одном из европейских изданий была опубликована статья, 59 посвящённая великим открытиям прошлых столетий. В статье внимание читателей было обращено на исследования и открытие Рамсэй. Нефедов А. С., считающий себя потомком ученого Рамсэй и правопреемником исключительного права на его исследования и открытие, обратился к издательству с требованием о выплате авторского вознаграждения за использование произведений его родственника. Обладает ли Нефедов исключительным правом на исследования и открытие своего родственника? Оцените правовой казус.

Задача 3. Общество с ограниченной ответственностью «Студия ТВ «Городской информационный центр» обратилось в арбитражный суд с иском к редакции газеты «Резонанс» о взыскании убытков за нарушение ответчиком авторских прав истца на программу передач телевидения. Судом установлено, что между истцом и редакцией газеты «Резонанс» заключен договор, по которому общество обязалось предоставлять редакции газеты для опубликования свою программу передач за ежемесячное вознаграждение. В период действия договора, редакция прекратила печатать указанную телепрограмму, сообщив о расторжении договора. Истец организовал выпуск собственной газеты, в которой публиковал программу телеперадач. После выхода новой газеты в газете «Резонанс» возобновилось публикование телепрограммы истца без заключения с ним договора. Суд счел, что предметом спора является программа передач как совокупность передаваемых в эфир материалов, созданная в результате творческой деятельности, и сделал вывод о том, что то, в какой последовательности и в какое время идут в эфир передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они интересны, – все это в целом может являться и в данном случае является результатом творческой деятельности. По мнению суда, в указанном смысле программа передач схожа со сборниками и другими составными произведениями, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по оригинальной схеме. Решением суда исковые требования были удовлетворены.

Оцените правовой казус. Что охраняется авторским правом – форма или содержание произведения? Законно ли решение суда?

Задача 4. Закрытое акционерное общество «Атон» обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Визит» о взыскании компенсации за нарушение авторского права. В обоснование своего требования истец указал, что в 2000 году его творческим коллективом были созданы коллажи, использованные в качестве макетов для рекламы, реализуемой обществом продукции. Несанкционированное использование указанного продукта ответчиком для рекламы товаров той же группы, послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском. Возражения против иска ответчик мотивировал тем, что спорный продукт не является произведением искусства и, следовательно, объектом авторского права. Кроме того, истцом не подтвержден тот факт, что создание спорных произведений имело место в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Судом установлено, что коллажи действительно были созданы художниками – работниками истца, принятыми на работу в установленном порядке, однако документы, подробно регламентирующие служебные обязанности авторов, либо документы, подробно регламентирующие задания на создание служебных произведений, равно как договоры, в которых были основания возникновения исключительны прав на использование служебного произведения, истцом не представлены.

Может ли реклама полностью или частично являться объектом авторского права? Какими документами устанавливаются и конкретизируются служебные обязанности работника? Оцените правовой казус и решите дело по существу.

Задача 5. В течение нескольких лет Кузнецов А. В. работал над созданием научного произведения, посвященного климатическим условиям Севера, занимался исследованиями, проводил эксперименты, анализировал полученные результаты, формулировал собственные выводы и предложения. Его жена – Кузнецова А. Ф. – оказывала мужу содействие и фиксировала все процессы и полученные результаты на материальные носители. 61 После опубликования произведения, брак между супругами был расторгнут. Кузнецова А. Ф. предъявила в суд иск к Кузнецову А. В. о разделе совместно нажитого имущества, в том числе исключительного (имущественного) права на произведение, полагая, что ей принадлежит имущественное право в размере ½ доли. По мнению Кузнецовой А. Ф., указанная доля принадлежит ей на основании закона, поскольку произведение создано совместным творческим трудом и, кроме того, все права на произведение были приобретены супругом во время брака, следовательно, должны делиться поровну. Оцените правовой казус и решите дело по существу.

Задача 6. Индивидуальный предприниматель Валуев А. П. обратился в арбитражный суд иском к ООО «Витраж» о взыскании компенсации за незаконное использование технических условий (ТУ), разработанных для производства кондитерских изделий «Почемучка» и «Машенька». В обоснование своих исковых требований Валуев А. П. указал, что лично разработал и ввел в действие технические условия, путем указания ТУ на своей продукции. По мнению истца, технические условия, разработанные и введенные им в действие, являются его собственностью, в связи с чем могут быть использованы и применены только с его согласия. Ответчик иск не признал, мотивировав свою позицию тем, что технические условия не являются объектом авторского права, так как разработаны согласно ГОСТ Р 51740-2011 «Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25 апреля 2011 г. №191-ст), в котором устанавливаются общие требования к техническим условиям на российские пищевые продукты, предназначенные для реализации населению и для промышленной переработки на пищевые цели. Признаются ли технические условия объектом авторского права? Оцените правовой казус по существу. Какое решение должен принять суд?

Задача 7. Фотограф Петров А. А. разместил на сайте сделанные им фотографии, посвященные Дню защитников отечества. Некоторое время спустя Петров обнаружил фотографии опубликованными в одном из городских изданий. Поскольку фотограф не давал согласия на воспроизведение своих произведений, он обратился к главному 62 редактору газеты с требованием прекратить незаконное использование его произведений. Представители редакции выполнить требование Петрова отказались, сославшись на то, что фотографии не являются объектом авторского права, поскольку в них отсутствует творческий компонент; на фотографиях зафиксированы только памятники и улицы города. Не удовлетворившись полученным ответом, Петров обратился за разъяснениями к юристу. В роли юриста, дайте квалифицированный ответ.

Задача 8. Работниками ООО «Сфера», в рамках служебного задания, был составлен справочник «Медицинские учреждения Новосибирска». Данный справочник был издан большим тиражом и распространялся на территории гор. Новосибирска. Некоторое время спустя представители ООО «Сфера» обнаружили в местах распространения своего справочника, другой справочник, издаваемый ООО «Мираж». Содержание нового справочника было идентичным содержанию справочника «Медицинские учреждения Новосибирска». ООО «Сфера» обратилось в суд с иском об обязании ООО «Мираж» прекратить нарушения исключительного права на произведение – Справочник «Медицинские учреждения Новосибирска», изъять все распространяемые экземпляры справочника «Медицина Новосибирска» из гражданского оборота. ООО «Мираж» с иском не согласилось, мотивировав свои возражения тем, что справочник истца не является результатом творческой деятельности и, соответственно не может признаваться объектом интеллектуальной собственности; в обоих справочниках содержится общедоступная информация о наименованиях медицинских учреждений, видах оказываемой медицинской помощи, телефонах и адресах.

Оцените правовой казус. Какие юридически значимые обстоятельства необходимо установить для правильного разрешения дела? Разрешите спор по существу.

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА

1. Теоретический вопрос № 1 Теоретические вопросы из ФОС на определение уровня знаний Для оценки уровня сформированности компетенций ОК- 1, ОК-3, ПК-2,ПК-7 ПКВ-1, ПКВ-2, ПКВ-3, ПКВ-4, ПКВ-5, ПКВ-6 по дисциплине
3. Практический вопрос № 3 Практические задания из ФОС для определения уровня умений и владений

Пример билета

Частноеобразовательное учреждение

высшего образования

«Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики»

По теме 6: «Права авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов». - student2.ru

Направление подготовки: 40.04.01 «Юриспруденция»

Направленность подготовки – Гражданско-правовая

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

по учебной дисциплине «Правовой механизм защиты интеллектуальной собственности»

1. Понятие и признаки служебной и коммерческой тайны.

2.Художник Рощин, находясь в Доме творчества, написал картину, на которой изображен зимний пейзаж. При этом для написания картины он использовал холст и краски художника Никитина, который по делам службы на несколько дней отлучился из Дома творчества. Узнав, что на картину пошли его холст и краски, Никитин потребовал передать картину ему. При этом он пояснил, что давно мечтал иметь в своей коллекции картину Рощина — известного пейзажиста и не хочет упускать счастливый случай. По мнению Никитина, картина особенно удалась Рощину, поскольку на нее пошли краски, привезенные Никитиным из Италии и изготовленные по рецептам старых мастеров. Труд Рощина по написанию картины Никитин готов оплатить.

Рощин не соглашался продать картину и, в свою очередь, выразил готовность оплатить Никитину стоимость красок и холста. Использование не принадлежащих ему холста и красок Рощин объяснил тем, что приехал в Дом творчества с пустыми руками. Увидев, однако, поразивший его зимний пейзаж, он испытал прилив творческих сил и не удержался от искушения написать картину. Поскольку Рощин и Никитин договориться между собой не смогли, спор был передан на решение согласительной комиссии Санкт-Петербургского отделения Союза художников. Художники обратились за консультацией к юристу.
Какое разъяснение им надлежит дать?

Заведующий кафедрой

______________ / ________/

«___»_______________201__


Наши рекомендации