Облагаемый оборот и объект налогообложения

Из самого названия налога вытекает, что НДС представ­ляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой до­бавленной стоимости. В связи с этим необходимо знать, что такое «добавленная стоимость»и как она рассчитывается. Если разложить добавленную стоимость на элементы, то ее можно изобразить как сумму выплаченной заработной пла­ты и других форм оплаты труда и прибыли организации. Добавленная стоимость может быть выражена и по иному, как разница между стоимостью реализованных товаров (работ или услуг) и стоимостью затрат (без оплаты труда) на их производство и реализацию.

Налоговое законодательство определяет и те операции, которые не признаютсяреали­зацией товаров (работ или услуг) и соответственно не явля­ются объектом обложения НДС. Не относится к объектам обложения НДС:

- передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов органам государственной власти и органам муниципальных образований,

- операции по реализации земельных участков или долей в них,

- осуществление операций, связанных с обращением монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств.

Налоговая база

Налоговая базадля исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом важно иметь в виду, что при реализации товаров (работ или услуг), облагаемых по разным ставкам, налоговая база должна определяться от­дельно по каждому из этих групп товаров (работ или услуг).

Кроме того, при определении налоговой базы необходи­мо учитывать следующее:

1) в выручку от реализации товаров включаются все доходы, как в натуральной, так и в денежной форме, включая опла­ту ценными бумагами;

2) выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактической реализации товаров (работ или услуг) или на дату осуществления расходов;

3) цены на реализуемую продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем и в этом размере включаются в налоговую базу.

Налоговая база определяется в зависимости от особен­ностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров.

Особенности определения налоговой базы по отдельным способам реализациитоваров (работ или услуг), а также по применяемым формам их оплаты:

1. При осуществлении товарообменных (бартерных) операций, при безвозмездной пере­даче товаров, а также при натуральной оплате труда работников налоговая база представляет со­бой стоимость этих товаров по рыночным ценам. При этом указанные цены должны включать сумму акциза (по подакцизным товарам), но без включения в них суммы НДС.

2. При реализации товаров с учетом субвенций* или субсидий, предоставляемых из бюд­жетов, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исходя из фактических цен реализации. При этом суммы субвенций и субсидий не должны учитываться при определении налоговой базы.

* Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства. В отличие от дотаций, С. выдаются на определённые цели при условии участия средств местных бюджетов.

3. При получении налогоплательщиком авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг налоговая база определяется исходя из суммы полу­ченной оплаты с учетом НДС.

4. При изготовлении товаров из давальческого сырья** и материалов налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.

** Сырье давальческое — это сырье и материалы, которые одна организация передает для переработки другой организации. При этом предприятие-переработчик не оплачивает полученное сырье и материалы, а лишь выполняет соответствующие работы.

5. При реализации имущества, которое подлежит учету по стоимости, включая уплаченный налог, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемо­го имущества (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью с учетом переоценок.

6. При реализации товаров (работ или услуг) по срочным сделкам налоговая база определяется как их стоимость, указанная непосредственно в договоре или кон­тракте, но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов и без включения в них НДС).

7. При осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе соответствующего договора налоговая база представляет собой сумму дохода, полученную им в виде вознаграждения при исполнении данного договора.

8. При осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов любым видом транспорта налоговая база определяется как стоимость этих перевозок, но без включе­ния в нее НДС.

Момент определения налоговой базы

Мо­мент определения налоговой базы — это дата, на которую налоговая база считается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить НДС.

Моментом определения налоговой базы НДС считается наиболее ранняя из следующих дат:

- день отгрузки или пе­редачи товаров (работ или услуг) или имущественных прав;

- день полной или частичной оплаты в счет предстоящих по­ставок товаров, работ, услуг или пе­редачи имущественных прав.

Налоговые ставки

Обложение НДС производится по тремосновным и двумрасчетным налоговым ставкам,применяемым к на­логовой базе.

Ставка в размере0% применяется, в основном:

- при реа­лизации товаров, экспортируемых за пределы таможен­ной территории РФ,

- при реализации работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров. К их числу относятся, в частности, работы и услуги по орга­низации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузе вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, а также на другие подобные работы и услуги.

Для обоснования прав на уплату налога по ставке 0% налогоплательщик обязан представить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие факт вы­воза товаров за пределы таможенной территории РФ, вы­полнение или оказание указанных работ и услуг.

К их числу, в частности, относятся следующие документы:

1. Контракт (или копия контракта) с иностранным ли­цом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, или на выполнение или оказание указанных услуг.

2. Выписка банка или копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фак­тическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке от иностранного лица — покупателя указанного товара.

3. Таможенная декларация или ее копия с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в ре­жиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятель­ности которого находится пункт пропуска, через которыйтовар был вывезен за пределы российской таможенной территории.

4. Копии транспортных, товаросопроводительных или других документов с отметками пограничных таможенных органов Российской Федерации, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.

Все указанные документы налогоплательщик обязан представить в срок не позднее 180 дней со дня оформления таможенным органом грузовой таможенной декларации на экспорт груза. В случае непредставления документов в установленный срок данный налогоплательщик должен уплатить налог по ставке 18% с доначислением пени за не­своевременную уплату налога.

Ставка в размере 0% применяется также:

- при реализа­ции товаров (работ или услуг) для официального и личного пользо­вания иностранными дипломатическими представитель­ствами и административно-технического персонала этих представительств. (При этом следует иметь в виду, что указан­ная ставка применяется только в том случае, если законо­дательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении диплома­тических и приравненных к ним представительств Россий­ской Федерации);

- при реализаци товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента, оформленная соответствующим договором;

- при реализации то­варов на экспорт в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР, а также в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам. (Перечень документов дополняется соглашениями межгосударственного уровня);

- при реализации драгоценных ме­таллов налогоплательщиками, которые осуществляют их добычу или производство из лома и отходов, Государствен­ному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъ­ектов РФ, Банку России, а также коммерческим банкам.

Налогообложение по ставке вразмере 10% производит­ся при

- реализации отдельных социально значимых продо­вольственных товаров. В состав этих товаров включаются, в частности, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба, продукты детского и диабетического пита­ния, овощи и т.п.

- реализации това­ров для детей: одеж­да, обувь, детские кровати и матрацы, коляски, школьные тетради и другие школьно-письменные принадлежности, а также игрушки.

- реализации зерна, ком­бикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки.

- реа­лизации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также периодических печатных из­даний, за исключением изданий рекламного или эротиче­ского характера.

- реализации как отечественных, так и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

- ввозе на территорию РФ продовольственных товаров первой необходимости, лекарственных средств, детской одежды и обуви также об­лагается по налоговой ставке 10%.

Реализация всех остальных товаров (работ или услуг), не освобожденных от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18%. При ввозе большинства товаров на.тамо­женную территорию РФ они также облагаются по ставке 18%.

Кроме указанных выше базовых ставок НДС в налого­вой системе РФ применяются еще и так называемые рас­четные ставки.Использование соответствующих ставок налогообложения зависит от применения тех или иных цен реализации в действующей системе ценообразования.

В экономике РФ действуют как свободные (рыноч­ные), так и государственные (регулируемые) цены и та­рифы. Если продукция, товары или услуги реализуются по свободным рыночным ценам, то в них не включается НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из соответствующей базовой ставки налога в 0, 10 или 18%.

В государственные (регулируемые) цены и тарифы, как правило, уже включен НДС. В случае реализации товаров, в цены которых включен НДС, применяются расчетные ставкив размере соответственно 9,09 и 15,25%.

Налогообложение по указанным расчетным налоговым ставкам производится также при получении денежных средств, связанных с авансовой оплатой товаров (работ или услуг), при удержании НДС налоговыми агентами. Указанные расчетные ставки применяются и при реализации имущества, стоимость которого определяется с учетом уплаченного НДС, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками. Ука­занные налоговые ставки определяются как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий раз­мер налоговой ставки:

Ср=18 х 100 : 118 =15,25;

Ср=10 :110 х 100 = 9,09.

Порядок исчисления сумм НДС

Сумма НДС,как и большинства других установленных в Российской Федерации налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответ­ствующих ставок налога и налоговой базы. Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на соответ­ствующую налоговую ставку. При этом должны учитывать­ся установленные налоговые льготы, а также предоставлен­ные рассрочки и отсрочки по налогу.

Наши рекомендации