Облагаемый оборот и объект налогообложения
Из самого названия налога вытекает, что НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части создаваемой добавленной стоимости. В связи с этим необходимо знать, что такое «добавленная стоимость»и как она рассчитывается. Если разложить добавленную стоимость на элементы, то ее можно изобразить как сумму выплаченной заработной платы и других форм оплаты труда и прибыли организации. Добавленная стоимость может быть выражена и по иному, как разница между стоимостью реализованных товаров (работ или услуг) и стоимостью затрат (без оплаты труда) на их производство и реализацию.
Налоговое законодательство определяет и те операции, которые не признаютсяреализацией товаров (работ или услуг) и соответственно не являются объектом обложения НДС. Не относится к объектам обложения НДС:
- передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических и газовых сетей и других подобных объектов органам государственной власти и органам муниципальных образований,
- операции по реализации земельных участков или долей в них,
- осуществление операций, связанных с обращением монет из драгоценных металлов (за исключением коллекционных монет), являющихся валютой РФ или валютой иностранных государств.
Налоговая база
Налоговая базадля исчисления и уплаты НДС определяется налогоплательщиком самостоятельно. При этом важно иметь в виду, что при реализации товаров (работ или услуг), облагаемых по разным ставкам, налоговая база должна определяться отдельно по каждому из этих групп товаров (работ или услуг).
Кроме того, при определении налоговой базы необходимо учитывать следующее:
1) в выручку от реализации товаров включаются все доходы, как в натуральной, так и в денежной форме, включая оплату ценными бумагами;
2) выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату фактической реализации товаров (работ или услуг) или на дату осуществления расходов;
3) цены на реализуемую продукцию устанавливаются налогоплательщиком по согласованию с покупателем и в этом размере включаются в налоговую базу.
Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров.
Особенности определения налоговой базы по отдельным способам реализациитоваров (работ или услуг), а также по применяемым формам их оплаты:
1. При осуществлении товарообменных (бартерных) операций, при безвозмездной передаче товаров, а также при натуральной оплате труда работников налоговая база представляет собой стоимость этих товаров по рыночным ценам. При этом указанные цены должны включать сумму акциза (по подакцизным товарам), но без включения в них суммы НДС.
2. При реализации товаров с учетом субвенций* или субсидий, предоставляемых из бюджетов, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров, исходя из фактических цен реализации. При этом суммы субвенций и субсидий не должны учитываться при определении налоговой базы.
* Субвенция - вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства. В отличие от дотаций, С. выдаются на определённые цели при условии участия средств местных бюджетов.
3. При получении налогоплательщиком авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом НДС.
4. При изготовлении товаров из давальческого сырья** и материалов налоговая база определяется как стоимость их обработки, переработки или другой трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее НДС.
** Сырье давальческое — это сырье и материалы, которые одна организация передает для переработки другой организации. При этом предприятие-переработчик не оплачивает полученное сырье и материалы, а лишь выполняет соответствующие работы.
5. При реализации имущества, которое подлежит учету по стоимости, включая уплаченный налог, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества (с учетом НДС и акцизов) и его остаточной стоимостью с учетом переоценок.
6. При реализации товаров (работ или услуг) по срочным сделкам налоговая база определяется как их стоимость, указанная непосредственно в договоре или контракте, но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов и без включения в них НДС).
7. При осуществлении налогоплательщиком предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе соответствующего договора налоговая база представляет собой сумму дохода, полученную им в виде вознаграждения при исполнении данного договора.
8. При осуществлении перевозок пассажиров, багажа или грузов любым видом транспорта налоговая база определяется как стоимость этих перевозок, но без включения в нее НДС.
Момент определения налоговой базы
Момент определения налоговой базы — это дата, на которую налоговая база считается сформированной для того, чтобы исчислить и уплатить НДС.
Моментом определения налоговой базы НДС считается наиболее ранняя из следующих дат:
- день отгрузки или передачи товаров (работ или услуг) или имущественных прав;
- день полной или частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, работ, услуг или передачи имущественных прав.
Налоговые ставки
Обложение НДС производится по тремосновным и двумрасчетным налоговым ставкам,применяемым к налоговой базе.
Ставка в размере0% применяется, в основном:
- при реализации товаров, экспортируемых за пределы таможенной территории РФ,
- при реализации работ и услуг, непосредственно связанных с производством и реализацией экспортируемых товаров. К их числу относятся, в частности, работы и услуги по организации и сопровождению перевозок, погрузке и перегрузе вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, а также на другие подобные работы и услуги.
Для обоснования прав на уплату налога по ставке 0% налогоплательщик обязан представить в налоговые органы соответствующие документы, подтверждающие факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ, выполнение или оказание указанных работ и услуг.
К их числу, в частности, относятся следующие документы:
1. Контракт (или копия контракта) с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории РФ, или на выполнение или оказание указанных услуг.
2. Выписка банка или копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке от иностранного лица — покупателя указанного товара.
3. Таможенная декларация или ее копия с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через которыйтовар был вывезен за пределы российской таможенной территории.
4. Копии транспортных, товаросопроводительных или других документов с отметками пограничных таможенных органов Российской Федерации, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории РФ.
Все указанные документы налогоплательщик обязан представить в срок не позднее 180 дней со дня оформления таможенным органом грузовой таможенной декларации на экспорт груза. В случае непредставления документов в установленный срок данный налогоплательщик должен уплатить налог по ставке 18% с доначислением пени за несвоевременную уплату налога.
Ставка в размере 0% применяется также:
- при реализации товаров (работ или услуг) для официального и личного пользования иностранными дипломатическими представительствами и административно-технического персонала этих представительств. (При этом следует иметь в виду, что указанная ставка применяется только в том случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении дипломатических и приравненных к ним представительств Российской Федерации);
- при реализаци товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента, оформленная соответствующим договором;
- при реализации товаров на экспорт в счет погашения задолженности РФ и бывшего СССР, а также в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам. (Перечень документов дополняется соглашениями межгосударственного уровня);
- при реализации драгоценных металлов налогоплательщиками, которые осуществляют их добычу или производство из лома и отходов, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Банку России, а также коммерческим банкам.
Налогообложение по ставке вразмере 10% производится при
- реализации отдельных социально значимых продовольственных товаров. В состав этих товаров включаются, в частности, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, масло растительное, маргарин, сахар, соль, хлеб и хлебобулочные изделия, крупа, мука, макаронные изделия, рыба, продукты детского и диабетического питания, овощи и т.п.
- реализации товаров для детей: одежда, обувь, детские кровати и матрацы, коляски, школьные тетради и другие школьно-письменные принадлежности, а также игрушки.
- реализации зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, маслосемян и продуктов их переработки.
- реализации книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также периодических печатных изданий, за исключением изданий рекламного или эротического характера.
- реализации как отечественных, так и иностранных лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
- ввозе на территорию РФ продовольственных товаров первой необходимости, лекарственных средств, детской одежды и обуви также облагается по налоговой ставке 10%.
Реализация всех остальных товаров (работ или услуг), не освобожденных от уплаты НДС, облагается налогом по ставке 18%. При ввозе большинства товаров на.таможенную территорию РФ они также облагаются по ставке 18%.
Кроме указанных выше базовых ставок НДС в налоговой системе РФ применяются еще и так называемые расчетные ставки.Использование соответствующих ставок налогообложения зависит от применения тех или иных цен реализации в действующей системе ценообразования.
В экономике РФ действуют как свободные (рыночные), так и государственные (регулируемые) цены и тарифы. Если продукция, товары или услуги реализуются по свободным рыночным ценам, то в них не включается НДС. Сумма НДС в этом случае определяется от суммы оборота исходя из соответствующей базовой ставки налога в 0, 10 или 18%.
В государственные (регулируемые) цены и тарифы, как правило, уже включен НДС. В случае реализации товаров, в цены которых включен НДС, применяются расчетные ставкив размере соответственно 9,09 и 15,25%.
Налогообложение по указанным расчетным налоговым ставкам производится также при получении денежных средств, связанных с авансовой оплатой товаров (работ или услуг), при удержании НДС налоговыми агентами. Указанные расчетные ставки применяются и при реализации имущества, стоимость которого определяется с учетом уплаченного НДС, при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками. Указанные налоговые ставки определяются как процентное отношение налоговой ставки 10 или 18% к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки:
Ср=18 х 100 : 118 =15,25;
Ср=10 :110 х 100 = 9,09.
Порядок исчисления сумм НДС
Сумма НДС,как и большинства других установленных в Российской Федерации налогов, должна определяться налогоплательщиком самостоятельно исходя из соответствующих ставок налога и налоговой базы. Сумма налога исчисляется путем умножения налоговой базы на соответствующую налоговую ставку. При этом должны учитываться установленные налоговые льготы, а также предоставленные рассрочки и отсрочки по налогу.