Й этап – дореволюционный (XI век – 1917 г.).

а) XI–XVIII века - зачаточное состояние правового регулирования несостоятельности. Последствием несостоятельности была продажа должника с торгов, распределение полученных средств между кредиторами: в первую очередь – долг князю, затем – иностранным кредиторам, затем – всем остальным. Дети и супруга должника несли ответственность по его долгам.

б) С 1740 г. по 1917 г. – этап кодификации и интенсивного развития конкурсного права. Первый кодифицированный акт – Устав о банкротах 1740 г. Правовое регулирование различалось в зависимости от рода деятельности должника. Должник призвался несостоятельным только если стоимость его имущества была недостаточна для возврата долгов. Понятия несостоятельности и банкротства не были тождественны друг другу. Виды несостоятельности дифференцировались в зависимости от вины должника и влекли различные правовые последствия. Меры по предупреждению несостоятельности могли осуществляться только на досудебном этапе. При этом исполнение требований кредиторов приостанавливалось. Должник и кредиторы могли заключить мировое соглашение. Суд мог признать должника несостоятельным уже в день поступления в суд сведений о его неплатежеспособности. С этого момента начиналось конкурсное производство. Должник и его имущество подвергались аресту, кредиторы предъявляли свои требования, избирали конкурсное управление. Оно проводило опись, поиск и охрану имущества должника, проверяло законность заявленных требований кредиторов и относило их к очередям, которые существенно отличались от современных. В первую очередь выплачивались долги перед церковью, во вторую – перед государством, далее – долги, обеспеченные залогом, затем – малолетним должника, и др.

2-й этап– советский(1917–1992 гг.). Дореволюционные правовые акты были отменены. В 1927 г. Гражданский кодекс РСФСР был дополнен нормами о несостоятельности товариществ и физических лиц. С 1930-х годов в результате свертывания НЭПа и установления монополии государственной собственности постепенно конкурсное право было исключено из правовой системы.

3-й этап– современный (1993 г. – по настоящее время).

А)Впервые в постсоветском праве институт несостоятельности получил закрепление в Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 г. Основным его недостатком было то, что признать банкротом было практически невозможно.

Б) Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. предоставил много возможностей для злоупотреблений. Институт банкротства стал использоваться для недобросовестного передела собственности, захвата компании, устранения конкурента. Возбуждение производства по делу о банкротстве было излишне упрощено. Процент удовлетворения требований кредиторов был крайне низким.

В)Действующий Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г. устранил ряд недостатков прежнего закона путем усложнения возбуждения производства по делу о банкротстве, усиления контроля за деятельностью арбитражного управляющего, расширения возможностей восстановления платежеспособности.

Г) В 2008 г. – 2009 г. Закон о банкротстве был подвергнут существенным изменениям. Основные из них:

– упрощение порядка обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом;

– изменение правового статуса и повышение вознаграждения арбитражного управляющего;

– сокращение сроков производства по делу и ограничение связанных с ним расходов;

– расширение оснований недействительности сделок с имуществом должника;

– усиление ответственности членов органов управления должника, иных лиц.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА) В РОССИЙСКОМ ПРАВЕ

Понятие. Конкурсное право – это комплексный (межотраслевой) правовой институт, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) физических и юридических лиц и ее предупреждением. Комплексный характер конкурсного права проявляется в том, что оно включает в свой состав нормы различных отраслей права, прежде всего гражданского и арбитражного процессуального права.

Цели конкурсного права России:

I.Восстановить платежеспособность должника, сохранить его как элемент экономической системы. Практически каждый участник оборота является работодателем, налогоплательщиком, поэтому от их финансового благополучия напрямую зависят социальная стабильность, а также размеры доходов бюджетов. Некоторые организации имеют стратегическое значение для безопасности и процветания страны.

II.Исключить из гражданского оборота лиц, продолжение деятельности которых невозможно или нецелесообразно.

III. Обеспечить соразмерное, пропорциональное и наиболее полное удовлетворение требований кредиторов. При этом приоритет отдается защите экономически и социально незащищенной части населения (граждан, жизни или здоровью которых банкротом причинен вред; граждан-вкладчиков; работников банкрота).

IV.Обеспечить баланс интересов участников конкурсных отношений, что является публично-правовой целью института банкротства.

V. Освободить от долгового бремени граждан-банкротов после завершения процесса банкротства, даже в том случае, если они не полностью рассчитались по своим долгам.

Предмет конкурсного права– этосовокупность общественных отношений, регулируемых нормами конкурсного права, т.е. отношений, связанных с несостоятельностью физических и юридических лиц, а также ее предупреждением.

Метод конкурсного права – совокупность приемов и способов, с помощью которых нормы конкурсного права воздействуют на регулируемые ими общественные отношения. В связисмежотраслевым характером конкурсного права для него характерно использование как императивного метода правового регулирования («власти и подчинения»), так и диспозитивного («равенства сторон»).

Система конкурсного права. Конкурсное правовключает в себя 2 части:

1)Общая частьобъединяет положения о понятии и признаках несостоятельности, о субъектах конкурсных правоотношений, их основных правах и обязанностях, об ответственности.

2)Особенная частьвключает следующие разделы:

а) досудебный этап банкротства;

б) судебный этап банкротства;

в) особенности банкротства отдельных категорий должников, а именно: градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых, стратегических организаций; профессиональных участников ранка ценных бумаг; субъектов естественных монополий; граждан; крестьянского (фермерского) хозяйства; ликвидируемых и отсутствующих должников.

Источники конкурсного права:

1. Конституция РФ.

2. Кодексы:АПК РФ,ГК РФ,УК РФ,КоАП РФ.

3. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ(далее по тексту – Закон о банкротстве) занимает главное место в системе источников конкурсного права. Нормы иных нормативных правовых актов применяются постольку, поскольку не противоречат Закону о банкротстве. Не вступили в силу нормыэтого закона, регулирующие банкротство граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

4. Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

5. Федеральный закон от 09.07.2002 № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

6. Подзаконные нормативные правовые акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Министерства юстиции РФ, положения и инструкции ЦБ РФ и иные.

7. Целый ряд правил должен быть предусмотрен федеральными стандартами. Они должны бытьразработаны национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и утверждены Минэкономразвития России.

8. В качестве локальных актов можно рассматривать стандарты и правила профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утверждаемые саморегулируемыми организациями.

Наши рекомендации