Общая характеристика и виды.
Как уже отмечалось, психологическое воздействие происходит практически всегда, в самых разных социальных ситуациях, при взаимодействии двух и более индивидов, которые, общаясь, оказывают влияние друг на друга. Если рассматривать проблему психологического воздействия столь широко (как это принято в психологии), то в большей части криминальных ситуаций, связанных с взаимодействием преступника и потерпевшего, можно найти те или иные его проявления. Ведущими особенностями подобного воздействия (в отличие от других социальных ситуаций) будет его антисоциальная направленность и деструктивный характер.
Вместе с тем вполне возможны случаи, когда преступление совершается и без вступления правонарушителя и жертвы в психологический контакт. Например, при так называемых «заказных» убийствах, когда «киллер» и потерпевший ранее не были лично знакомы друг с другом и никак не взаимодействовали в психологическом плане ни в момент совершения преступления, ни до него.
Следует отметить, что при реальном взаимодействии преступника и потерпевшего оба могут оказывать влияние друг на друга. Зачастую именно асоциальное, вызывающее поведение потерпевшего, негативное психологическое воздействие, оказываемое им на партнера по общению (например, в форме оскорбительных высказываний, унижающих человеческое достоинство), может спровоцировать последнего, послужить причиной (или, по крайней мере, побудительным толчком) совершения им противоправных деяний[53].
Так, при изучении уголовных дел, возбужденных по фактам применения солдатами-срочниками оружия против сослуживцев, нередко выявляются предшествующие криминалу неуставные отношения со стороны потерпевших. Солдаты (чаще – новобранцы), подвергавшиеся систематическим унижениям, издевательствам, побоям со стороны более сильных и опытных военнослужащих, не имея возможности избежать дальнейших притеснений, порой разрешали субъективно невыносимую ситуацию весьма радикально – либо путем побега из части, либо еще более деструктивно – расправляясь с обидчиками посредством вверенного им оружия. При этом в ряде случаев под автоматные очереди попадали сослуживцы, не участвовавшие в травле.
Проводившаяся по такого рода делам судебно-психологическая экспертиза нередко выявляла у обвиняемых в момент совершения преступления состояние аффекта или иное выраженное эмоциональное состояние, существенно ограничивавшее их способность к осознанной регуляции своего поведения, прогнозу его возможных последствий. Причиной же, вызвавшей подобное состояние и спровоцировавшей аффективно обусловленное агрессивное преступление, являлось предшествовавшее поведение потерпевших.
Во многих случаях, особенно в так называемых «бытовых» преступлениях (как правило, после совместного употребления крепких спиртных напитков) криминалу предшествует обоюдное негативное психологическое воздействие сторон (обмен колкостями, ехидными замечаниями, затем – оскорблениями, после чего собутыльники переходят от психологического к физическому воздействию друг на друга).
Деструктивное психологическое воздействие, оказываемое жертвой на преступника и являющееся одной из причин совершения преступления, также можно с некоторой долей условности обозначить как криминальное психологическое воздействие, поскольку оно непосредственно связано с противоправным деянием, служит его предпосылкой. Однако мы будем главным образом рассматривать другой вектор такого воздействия – преступника на потерпевшего. Вместе с тем и здесь в психологическом плане (в отличие, например, от криминологического или уголовно-правового) иногда бывает достаточно сложно четко определить все объекты воздействия преступника.
Так, например, при совершении тяжких насильственных преступлений (таких как изнасилование (ст. 131 УК РФ), нанесение тяжких телесных повреждений (ст. 111) и др.), наряду с физическим насилием жертве обычно наносится жестокая психотравма. Но вместе с тем, результатом совершенного деяния является и опосредованное негативное психологическое воздействие преступника на родственников и близких пострадавшего (например, на родителей изнасилованной девушки). Это воздействие, хотя и не является прямым, но также может носить крайне деструктивный, разрушительный для их психики характер.
В предыдущем разделе мы приводили пример с захватом заложников группой террористов (ст. 206 УК РФ). В этом случае также можно выделить два вектора криминального психологического воздействия преступников. Во-первых, естественно, на заложников, поскольку сама ситуация подобного преступления является выражено психотравмирующей практически для любого человека (даже если преступники корректно обращаются с заложниками, что бывает крайне редко). Соответственно, этих лиц можно условно назвать «жертвами первого порядка».
Второй вектор воздействия направлен на общество в целом. Одной из целей террористов зачастую является формирование в общественном сознании атмосферы страха, паники, ощущения беззащитности перед силами, которых представляют бандиты (тайная террористическая организация, национальное движение, тоталитарная религиозная секта и пр.); скептического отношения к возможностям правоохранительных органов и силовых структур по противодействию преступникам. Формирование подобных общественных настроений важно для террористов еще и для создания соответствующего общественного мнения и оказания с его помощью опосредованного давления на органы государственной власти[54]. Таким образом, все общество в этом случае можно рассматривать как основной объект криминального психологического воздействия или, условно, как «жертву второго порядка».
Такой жертвой выступают и родственники пострадавшего из первого приведенного примера. Различие здесь заключается в том, что в первом случае опосредованное психологическое воздействие оказывается преступниками на подобных жертв непреднамеренно, а во втором – целенаправленно.
Проведенный анализ позволяет предложить ряд классификаций психологического воздействия, оказываемого в ситуации криминала.
1. По направленности (вектору) воздействия:
· прямое: преступник – жертва;
· обратное: жертва – преступник;
· взаимное (обоюдное).
2. По уровню опосредованности психологического воздействия преступника можно выделить:
· непосредственное воздействие на потерпевшего;
· опосредованное воздействие – на иных лиц, которых мы условно называем «жертвами второго порядка».
Таким образом, криминальное психологическое воздействие можно рассматривать в двух аспектах: более узком и более широком. В узком смысле криминальное психологическое воздействиеможно определить как антисоциальное по направленности и деструктивное по характеру психологическое воздействие, оказываемое преступником (преступниками) на потерпевшего (потерпевших) в ситуации совершения преступления. Подобное воздействие может осуществляться не только в момент совершения преступления, но также и предшествовать ему, иметь длительный характер.
В широком смысле оно включает также и негативное воздействие, оказываемое преступником целенаправленно либо непреднамеренно и на других людей (в том числе и на неопределенно широкий круг лиц, вплоть до общества в целом). Сюда следует также отнести и деструктивное воздействие, оказываемое жертвой на преступника и провоцирующее последнего на совершение преступления.
В дальнейшем изложении во избежание терминологической путаницы понятие криминального психологического воздействия будет использоваться лишь в его первом (узком) значении (за исключением специально оговоренных случаев).