Виды эмоций и их общая характеристика

Типы поведения

Первый тип поведения – это устойчивый, характерный для животного способ реагировать на внешние условия жизни.

На ранних стадиях развития психики были простые стереотипы поведения, передавались по наследству инстинкты.

Инстинкты – это акты поведения, связанные с удовлетворением биологических потребностей. Инстинкты врожденные запрограммированы в половой клетке.

Второй тип поведения животных – навыки. Навыки – индивидуально приобретенные и закрепленные в упражнении способы поведения животных. Например, дрессировка животных направлена на формирование навыков. Навыки формируются в естественных условиях жизни (приспособление животных к местности).

Высший тип поведения – интеллектуальный. Он наиболее гибок в изменяющихся условиях жизни.

Интеллектуальное поведение свойственно высшим животным: обезьянам, дельфинам, слонам.

Сознание и самосознание.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Венцом развития сознания является формирование самосознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться.Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.

Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:

- первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела и его вписанность в мир окружающих вещей (это уровень восприятия);

- следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;

- самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответственность за каждый свой поступок.

Не следует думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию, между ними может существовать разрыв. Дело в том, что человек в целом не открывается себе в акте индивидуальной рефлексии, а обнаруживается наиболее всесторонне в своих отношениях с другими людьми, в своих действиях и социально-значимых поступках.

Язык и речь.

Слово и речь являются важнейшими содержательными и структурными компонентами психики. Слово связано со всеми проявлениями психики человека. На уровне ощущений речь влияет на пороги чувствительности, т. е. определяет условия прохождения стимула. Структура языка оправдывает отпечаток на структуру восприятия. Выделение предмета из фона, образование целостного образа зависит от задачи восприятия, поставленной словесно. Представление вызывается словом и тесно с ним связано. Чувства человека вызываются не только объектами материального мира: слово может ободрить человека и уязвить, унизить и возвысить. Намерения как компонент личности и воли выражаются в слове. Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Мысль существует в слове и выражается в слове.

Язык – объективно существующее явление в духовной жизни человеческого общества. Язык определяют как систему знаков, функционирующих в качестве средства общения и орудия мысли.

Язык включает слова с их значениями и синтаксис. Средствами, из которых строится языковое сообщение, являются фонемы (устная речь) и графемы (письменная речь). Из этих социально отработанных звуков и графических знаков строятся слова и предложения, закрепляющие опыт человечества.

Грамматические категории языка сочетаются с логическими. Логические категории являются общечеловеческими. Выражение логических категорий через соответствующие грамматические построения специфично для каждого языка. При переводе с одного языка на другой мысль остается инвариантной, а языковые средства выражения изменяются. В отличие от понятия (логической категории), которое имеет строго определенное содержание, слово, выражающее понятие, ассоциируется в языке с различными значениями и свою определенность приобретает в контексте фразы.

В словарном запасе языка сохранены знания о мире данной общности людей, которые пользуются ими. Язык, который не употребляется для живого речевого общения, но который сохранился в письменных источниках, называют мертвым.

Речь – процесс общения посредством языка. Предметом психологического изучения является речь, а не язык.

Физиологическую основу речи составляет деятельность второй сигнальной системы. Раздражителем этой сигнальной системы выступают не предметы и их свойства, а слова. Как раздражитель слово существует в трех формах: слышимое, видимое и произносимое слово.

Вторая сигнальная система работает в единстве с первой. Нарушение взаимодействия ведет к тому, что речь превращается в бессодержательный поток слов.

Виды речи.

В психологии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает несколько психологических своеобразных видов речи: устную (диалогическую и монологическую) и письменную.

Диалогическая речь. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.

Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего ее, кроме самого слова и организующих предложение знаков препинания.

Внутренняя речь – разговор человека с самим собой. Во внутренней речи протекает мышление, возникают намерения и планируются действия. Основным признаком внутренней речи является ее непроизносимость, она беззвучна.

Классификация эмоций.

Эмоции представляются нам своеобразной окраской ощущений, которая характеризует наше отношение к тому или иному качеству предмета, иначе говоря, - это чувственный тон ощущений. Основной характеристикой эмоций является их субъективность.

Классификация эмоций включает собственно эмоции, настроение и аффект, чувства, эмоциональный стресс. Все эмоциональные состояния отражаются на поведенческой реакции человека.

Виды эмоций и их общая характеристика

Самым мощным видом эмоциональной реакции является аффект. Аффекты представляются интенсивными, бурно протекающими и кратковременными эмоциональными вспышками, например, гнев, большое горе, ярость, отчаяние, ужас. Характерной чертой данного вида является полный захват человеческой психики и побуждает человека к какому-либо действию, то есть физической реакции на раздражитель. В аффективном состоянии происходит изменение всех психических процессов. Логическое мышление, внимание и рациональность уступает импульсивному поведению.

Следующей группой классификация эмоций выделяет собственно эмоции. В отличие от аффектов, они имеют большую длительность, кроме того, они могут быть связаны, то есть являться реакцией не только на сиюминутный раздражитель, но также на возможные или вспоминаемые. Эмоции могут выражаться не только положительно или отрицательно. Человеку присущи такие состояния, как напряжение, облегчение, возбуждение, успокоение.

Принимая во внимание влияние эмоций на человеческую деятельность, классификация эмоций выделяет стенические, стимулирующие человеческую деятельность, увеличивающие энергию и силы субъекта, и астенические, вызывающие пассивное состояние, эмоциональные реакции.

Основными или базовыми эмоциями считаются:

- радость, то есть положительное состояние, вызванное удовлетворенностью.

- стыд - эмоциональное состояние, в основе которого лежит осознанное несоответствие своих мыслей и поступков не только правилам хорошего тона, но и собственным убеждениям.

- страдание - это состояние, вызванное невозможностью удовлетворить свои потребности.

- страх - это негативное ощущение, связанной с осознанием возможной или реальной опасности.

- гнев – негативное состояние, возникающие при внезапном наличии препятствия при достижении целей.

- презрение – негативное эмоциональное состояние, связанное с несоответствием принципов или мыслей двух субъектов.

- отвращение – состояние психики человека со знаком минус, вызываемое различными объектами, взаимодействие с которыми резко противоречит морали субъекта.

Главные свойства эмоций подразумевают их ориентировочный характер, а также тесную взаимосвязь с биологическими процессами.

Следующая видовая группа – это чувства. В отличие от эмоций, чувства обладают большей конкретностью и предметностью, а также связаны с социальной сферой жизни субъекта. Кроме того, чувства являются более длительными эмоциональными реакциями.

Чувства бывают нравственными или моральными (имеют место при сопоставлении действительности и норм социума), морально-политическими (отношение человека к государству и его органам), интеллектуальными (возникают в процессе познавательной деятельности субъекта), эстетическими (отношение человека к прекрасному).

Следующей отдельной группой классификация эмоциональных реакций выделяет настроения – наиболее продолжительное эмоциональное состояние, характеризующее поведение человека в целом. Настроение связано с физическим здоровьем и самооценкой личности, является бессознательной оценкой действительности, характеризуется различной продолжительностью, которая зависит от ряда факторов, как внешних, так и внутренних.

ЭМОЦИИ:

1. Эмоции ожидания прогноза: волнение, страх, отчаяние, тревога

2. Коммуникативные: веселье, смущение, стыд, презрение, смятение, вина

3. Эмоции веселья и удовлетворения: радость, удовлетворения

4. Фрустрационные: обида, разочарование, печаль, уныние, горе, тоска

Роль и функции эмоций.

В системе современных психологических знанийвыделяют следующие функции эмоций:

- сигнальная – возникающие чувства и эмоции служат показателем удовлетворенности тех или иных потребностей человека;

- приспособительная – помогает своевременно реагировать на возникающие ситуации, воздействие внешних и внутренних факторов;

- оценочная – служит для более эффективного ориентирования индивида в окружающем мире, оценивает желательность или нежелательность явлений и предметов;

- коммуникативная – обеспечивает взаимодействие, общение людей;

- регуляторная – влияет на поведение человека, согласно оценки сложившейся ситуации, условий;

- мотивирующая – побуждает к определенным действиям, основывается на воздействии факторов внешней среды;

- стабилизирующая – держит человека в комфортных рамках существования, обезопасив от разрушительного характера крайних проявлений какого-то явления.

Функции эмоций и чувств играют очень важную роль для любого человека. Точнее, более правильным будет сказать, что роль эмоций – это создание из механического, побуждаемого инстинктами и потребностями существа, чего-то большего.

Роль эмоций в жизни человека переоценить сложно. Они не только делают нас людьми в самом широком понимании слова, но и позволяют жить, идти по пути самосовершенствования Ведь вся суть в том, что роль эмоций в жизни человека не сводится только к положительным переживаниям и т.д. Как считает большинство исследователей, отрицательные эмоции намного полезнее организму. Они сигнализируют, что достигнут некий предел границ нормального функционирования, что покинута комфортная зона и есть риск здоровью человека.

Наши рекомендации