Современное состояние и направления дальнейшего развития технических средств таможенного контроля
В настоящее время можно выделить следующие основные направления использования технических средств при проводимом должностными лицами таможенных органов таможенном контроле:
· установление достоверности и подлинности документов, представляемых на перемещаемые через таможенную границу РФ товары и транспортные средства;
· определение соответствия описания товаров и транспортных средств данным, заявленным в декларируемых документах;
· проверка правильности классифицирования товаров согласно положениям ТН ВЭД;
· уточнение суммы начислений таможенных пошлин, налогов, платежей;
· уточнение статистических данных;
· уточнение данных валютного контроля;
· осуществление поиска тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах.
В настоящее время таможенные органы Российской Федерации находятся в стадии реформирования, которое происходит в связи с созданием таможенного союза Российской Федерации, Белоруссии и Казахстана, изменением объемов пассажиро- и товаропотоков, повышением интенсивности внешнеэкономической деятельности регионов страны, ростом потребностей транспортных организаций, экспортеров и импортеров.
В ходе модернизации таможенная служба столкнулась с необходимостью методологической и методической проработки общих проблем совершенствования таможенной службы, а также проблем развития таможенной инфраструктуры.
Принципы развития таможенной инфраструктуры заложены в Концепции развития таможенных органов РФ до 2010 года.
Концепция развития таможенных органов Российской Федерации определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов, является основой для разработки программ и планов развития таможенных органов Российской Федерации на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Данная Концепция предусматривает внедрение новых информационно-технических средств и средств программного обеспечения, модернизацию уже действующих, развитие ведомственной интегрированной телекоммуникационной сети таможенных органов Российской Федерации, совершенствование автоматизированных систем таможенного оформления и контроля, повсеместное внедрение электронных способов обмена информацией с другими контролирующими органами и таможенными органами иностранных государств, с участниками внешнеторговой деятельности[61].
С 2008 года начался II этап (2008-2010 и последующие годы) Концепции, направленный на строительство и обустройство объектов таможенной инфраструктуры. В 2008 году удалось достичь значительных результатов в совершенствовании таможенного оформления и таможенного контроля, развитии передовых информационных технологий, внедрении в практику работы современных технических средств и технологий таможенного контроля. Большое внимание уделялось и становлению принципиально нового направления таможенного контроля – созданию системы контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств при помощи инспекционно-досмотровых комплексов. Ведь применение ИДК позволяет повысить эффективность таможенного контроля в пунктах пропуска и сократить время прохождения таможенных процедур. По итогам 2008 года в результате применения ИДК возбуждено более 1,5 тысячи дел об административном правонарушении и 55 уголовных[62].
Анализ различных форм таможенного контроля в условиях модернизации таможенных органов, а также характеристики преступлений, расследование которых отнесено к компетенции таможенных органов, позволяют выделить две группы и шесть типов взаимосвязанных оперативных задач, требующих применения технических средств.
Охранительные задачи контрольно-поисковой группы включают в себя досмотрово-поисковые (поиск тайников и сокрытых вложений, предметов контрабанды и нарушений таможенных правил) и контрольные задачи. Последние включают таможенное наблюдение, контроль массы (веса), объема и количества перемещаемых товаров, контроль носителей аудио- и видеоинформации, контроль атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации).
Регулятивные задачи аттестационной группы включают в себя оперативную диагностику перемещаемых через таможенную границу товаров и предметов, таможенных документов и атрибутов таможенного обеспечения (средств идентификации), оперативную классификацию перемещаемых через таможенную границу товаров, идентификацию товаров и транспортных средств, таможенное опробование товаров и предметов.
Технические средства таможенного досмотра и поиска применяются для решения группы охранительных оперативных задач, которые могут одновременно использоваться как с целью досмотра, так и поиска (например, досмотровая рентгеновская техника).
Особое внимание уделяется реализации мероприятий ФЦП «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)». В рамках федеральной адресной инвестиционной программы в 2008 году было выделено более 10 миллиардов рублей на проектирование и строительство 37 АПП и 11 стационарных ИДК, строительство и реконструкцию 28 служебно-производственных зданий, производственных баз и комплексов и других. Освоение выделенных финансовых средств составило 99,5 процента[63].
В ФТС России проведена работа по формированию концепции создания системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств. Данная концепция необходима для принятия решений по оснащению таможенных органов ИДК, их размещению на территории Российской Федерации, выработке штатной структуры таможенных органов, оснащенных ИДК, организации их применения и эксплуатации.
В результате анализа технологий применения ИДК различных типов, а также с учетом задач, стоящих перед таможенными органами Российской Федерации, сформированы технические требования к ИДК в различных вариантах исполнения: стационарные (с энергетикой 8-9 МэВ), легковозводимые (перебазируемые) с энергетикой 5-6 МэВ и мобильные (с энергетикой 2,5-4 МэВ)[64].
В настоящее время в арсенале таможенников начали появляться современные технические средства таможенного контроля, которые помогают выявлять наркотические средства, взрывчатые вещества, оружие и боеприпасы в багаже физических лиц и в транспортных средствах, эксплуатируются передвижные рентгенаппараты конвейерного типа, переносные рентгеновские комплексы «Шмель», сканеры скрытых полостей «Ватсон», другие виды сканирующей и анализирующей техники[65].
Максимальной гибкостью применения для решения оперативных задач среди технических средств таможенного контроля обладают мобильные ИДК (МИДК). Зачастую стационарная установка инспекционно-досмотровых систем нецелесообразна. Именно поэтому использование мобильных рентгенотелевизионных досмотровых систем является идеальным решением. Время развертывания такой системы из походного состояния в рабочее составляет от пятнадцати минут до одного часа. Использование такого комплекса позволяет эффективно применять форму дистанционного неразрушающего контроля грузов, что означает контроль без вскрытия упаковки товара[66].
В 2009 году ФТС РФ был подготовлен проект Стратегии развития Федеральной таможенной службы России до 2020 года. Составной частью Стратегии стала Концепция таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе. Одной из задач, поставленных в данной Концепции, является совершенствование системы таможенного контроля.
Можно выделить следующие перспективы развития и использования технических средств таможенного контроля:
1) производство, установка и использование стационарных и мобильных инспекционно-досмотровых комплексов;
2) использование современных средств визуального наблюдения (различные оптические приборы, средства ночного видения и т.п.);
3) контроль за использованием технических средств, позволяющих обеспечить безопасность жизни не только декларантам, но и таможенным инспекторам;
4) обучение должностных лиц таможенных органов правилам использования технических средств таможенного контроля.
Лекция 22.