Информационные технологии в следственной и экспертной деятельности
Литература по вопросам информационного обеспечения Судебно-экспертной деятельности (СЭД) достаточно обширна и, в основном, освещает вопросы информатизации отдельных видов экспертных исследований и применения современных технических средств.
Сущность информации, используемой в Судебно-экспертной деятельности целесообразно рассматривать как процесс по отбору необходимых данных из различных сфер специальных знаний и источников экспертной информации и формированию на их основе информационных систем, результатом функционирования которых является выдача субъектам СЭД требуемых сведений в целях решения судебно-экспертных задач. Информационное обеспечение СЭД является катализатором более емкого процесса - информационно-аналитического обеспечения СЭД, результатом которого является выработка нового информационного продукта или требуемой информации. Сущность информационно-аналитического обеспечения СЭД можно выразить в виде следующей теоретической конструкции: исходная информация - субъект СЭД - технология и техника СЭД - требуемая информация.
Содержание информационно-аналитического обеспечения можно рассматривать как совокупность следующих источников информации:
-постановление следователя и определение суда о назначении судебной экспертизы;
-объекты экспертного исследования, в том числе образцы для сравнительного исследования и пробы, иные материалы дела (протоколы следственных и судебных действий и др.);
-предшествующие заключения эксперта или специалиста;
-методы и методики экспертных исследований;
-экспертно-криминалистические учеты;
-справочно-вспомогательные учеты (справочно-информационные фонды);
-массив нормативных актов, регламентирующих СЭД (в том числе содержащийся в электронных справочных правовых системах).
Данные, необходимые для решения судебно-экспертных задач и содержащиеся в приведенных источниках можно рассматривать как экспертную информацию, а сами названные источники как источники экспертной информации.
Основной субъект СЭД - эксперт - центральная фигура информационно-аналитического обеспечения судебной экспертизы. При проведении исследования эксперт основывается на своих специальных знаниях, практическом опыте, коллективном опыте экспертов, соблюдет определенные нормы и правила при применении технических и компьютерных средств и систем, применяет определенные методики и методы исследования ~ или, иными словами, придерживается экспертной технологии, которая является неотъемлемой частью информационно-аналитического обеспечения СЭД. [13]
Информационно-аналитическое обеспечение СЭД представляет собой процесс движения экспертной информации, начиная от ее отбора и заканчивая ее обработкой субъектами СЭД с применением экспертной технологии и техники в целях решения судебно-экспертных задач. Современное состояние информационно-аналитических процессов в сфере СЭД тесно связано с процессами информатизации и компьютеризации в этой области.
К основным целям информационно-аналитического обеспечения СЭД относятся:
- снабжение субъектов СЭД необходимыми данными, содержащимися в различных сферах специальных знаний и источниках экспертной информации, для реализации всех форм СЭД;
- формирование информационных систем, обеспечивающих постоянное движение и защиту информации, используемой субъектами СЭД;
- внедрение в деятельность СЭУ средств автоматизации, позволяющих в полном объеме реализовать возможности современных информационно-компьютерных технологий для оптимизации информационных процессов в СЭД и улучшения качества обработки экспертной информации.
Для обеспечения единого научно-методического и организационного подхода СЭУ разных ведомств к использованию современных информационных технологий, компьютерных средств и систем необходимо разработать Концепцию информатизации СЭУ России, создав на ее основе целевую федеральную программу информационно-аналитического обеспечения государственных СЭУ, в которых необходимо отразить: источники экспертной информации; порядок организации и движения экспертной информации; комплекс мер по защите экспертной информации; права и обязанности субъектов СЭД в части, касающейся информационных процессов в сфере СЭД; унифицированные требования к аппаратно-программным средствам, цифровым средствам фиксации информации, а также другие вопросы информационно-аналитического обеспечения СЭД.
В связи с широким оборотом электронных данных во всех сферах общественной деятельности в сфере предварительного расследования и судопроизводства все чаще возникают вопросы, для разрешения которых требуется исследование данных, представленных в электронно-цифровой форме. Быстрое развитие информационного общества диктует потребность формирования новых направлений в судебно-экспертных исследованиях, предопределяя тем самым появление новых родов (видов) судебных экспертиз. Технологическая природа электронных данных очень сложна и отличается от данных, представленных в традиционной форме. В связи с изложенным целесообразно расширить перечень объектов исследования, отраженный в ст. 10 "Объекты исследований" ФЗ ГСЭД РФ, включив в него электронные данные.
Совершенствование одной из наиболее важных составляющих информационно-аналитического обеспечения СЭД - методической составляющей - связывается с процессами паспортизации, каталогизации, формализации, компьютеризации экспертных методик и сертификации методического обеспечения. Лишь при создании полноценной электронной базы данных о существующих методиках экспертного исследования, с обеспечением доступа к ней СЭУ разной ведомственной принадлежности будет достигнут наивысший качественный уровень информационно-аналитического обеспечения СЭД.
Весомую роль в процессах информационно-аналитического обеспечения СЭД выполняют экспертно-криминалистические учеты и справочно-вспомогательные банки данных. Эффективность действующих экспертно-криминалистических учетов оставляет желать лучшего, при их ведении на практике прослеживается ряд проблем организационного характера:
-несвоевременное введение в картотеки и коллекции объектов учета;
-наличие большого количества "шумов" в учетах;
-нерегулярная чистка сотрудниками ЭКП массивов учетов с целью удаления объектов по раскрытым преступлениям;
-низкая заинтересованность сотрудников следственной и оперативной служб в формировании информационного массива учетов.
В целях повышения эффективности применения экспертно-криминалистических учетов представляется необходимым сконцентрировать усилия в двух направлениях: первое - повышение автоматизации обработки информационных массивов учетов; второе - интеграция учетов.
Для повышения информационной роли банков данных справочно-вспомогательной информации целесообразно провести последовательную работу в этом направлении, которую предлагается организовать в три этапа. На первом этапе необходимо централизовать информацию справочно-вспомогательного характера в головных СЭУ разной ведомственной принадлежности, обеспечив при этом доступ к данной информации посредством телекоммуникационных каналов связи. Второй этап будет реализован в перспективе при слиянии всех государственных СЭУ различной ведомственной принадлежности в единую государственную экспертную службу, что позволит сформировать единый централизованный базисный массив справочно-вспомогательной информации. На третьем этапе в единый централизованный базисный массив справочно-вспомогательной информации необходимо включить базы данных, каталоги и коллекции, имеющиеся в СЭУ правоохранительных органов зарубежных стран.
Некоторые рекомендации относительно достижения полноты и повышения качественного уровня отражения в законодательных и нормативных правовых актах вопросов, касающихся правового регулирования информационно-аналитического обеспечения СЭД:
- включить в ФЗ ГСЭД РФ дефиниции: "информационное обеспечение СЭД", "информационно-аналитическое обеспечение СЭД", "проба";
- в статью 10 ФЗ ГСЭД РФ включить в качестве объектов исследований "электронные данные", "пробы";
- дополнить текст ст. 25 ФЗ ГСЭД РФ словом "методика", изложив его в следующей редакции: "В заключении эксперта или комиссии экспертов должны быть отражены: ...содержание и результаты исследований с указанием применённых методов и методик ...";
- статью 39 ФЗ ГСЭД РФ дополнить пунктом, изложенным в следующей редакции: "Информационное обеспечение всех форм деятельности государственных судебно-экспертных учреждений организуется на основе федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Ответственность за их реализацию несет начальник государственного судебно-экспертного учреждения".[14]
Сложившуюся ситуацию противоречий и пробелов в сфере СЭД и, в частности, в области ее информационно-аналитического обеспечения возможно разрешить, разработав на базе ФЗ ГСЭД РФ детально проработанный кодифицирующий законодательный акт - экспертный кодекс, регулирующий правовые отношения, возникающие в сфере СЭД. По мнению судебных экспертов и сотрудников следственных органов, принятие такого законодательного акта необходимо. Данные практики показывают, что 89,8 % опрошенных экспертов и 71,2 % следователей и дознавателей считают целесообразным принятие детально проработанного экспертного кодекса, регламентирующего все формы осуществления СЭД.
Максимально оптимизировать СЭД позволит создание единой федеральной судебно-экспертной службы - 88,1% экспертов и 85,6% опрошенных следователей и дознавателей считают целесообразным ее создание.
Анализ использования возможностей современных информационных технологий и универсальных аппаратно-программных средств при осуществлении СЭД показывает, что процессы, происходящие в СЭД: расширение круга объектов исследования, возрастающий объем информации об этих объектах; увеличение и усложнение экспертных методик и методов; постоянное увеличение количества проводимых экспертиз; увеличение массива нормативных документов, регламентирующих СЭД, - вызывают необходимость повышения эффективности обработки данной информации в целях решения все более сложных экспертных задач. Это предопределило потребность более широкого использования экспертами СЭУ возможностей универсальных информационно-компьютерных технологий.
ЕИТКС ОВД направлена на введение в действие единой инструментально-технологической инфраструктуры информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, которая на функциональном уровне дает возможность:
- формализовать и оптимизировать информационные процессы по организации эффективного функционирования органов внутренних дел;
- регламентировать и унифицировать процедуры учета, хранения и выдачи информации, используемой для организации и в процессе непосредственного осуществления следственной деятельности;
- осуществлять аудит имеющихся информационных ресурсов и систем органов внутренних дел;
- обеспечивать перевод в электронную форму различных процедур взаимодействия с гражданами и организациями, и др.
Использование системы позволяет повысить уровень производства следственных действий и, как результат, раскрываемость преступлений. По данным МВД России использование возможностей ЕИТКС позволило более чем в 2,5 раза увеличить количество отработанных запросов по оперативно-справочным, криминалистическим и розыскным учетам. В регионах, подключенных к ЕИТКС, раскрываемость преступлений по «горячим следам» возросла в среднем на 20%, улучшились показатели следственной работы, сократились сроки предварительного расследования.
Следует отметить еще одно не менее важное обстоятельство: при проведении общероссийских видеоконференций в режиме реального времени у ученых, специалистов и практических работников появляется возможность сократить время обсуждения разработанной научной продукции, скорейшего ее внедрения в практическую деятельность, проинформировать и продемонстрировать работу современных научно-технических средств, информационных технологий. [15]
Специалистами отмечается, что около 90% следователей не представляют себе структуру и особенности функционирования системы, в связи с этим около 60% следователей предпочитают не использовать ее в своей деятельности, а пользуются традиционными средствами передачи и получения информации (телефонная связь, телетайпограммы, направление запросов и т.п.). А ведь в рамках ЕИТКС формируется единая система электронного документооборота и делопроизводства на базе единой системы электронной почты.
Для решения указанной проблемы предлагается на базе изучения информатики в учебных заведениях предусмотреть изучение основных положений действия единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел Российской Федерации. Это позволит приобрести теоретические и практические навыки использования программы обучающимися и возможности дальнейшего использования их на практике.
Кроме того, представляют интерес средства сотовых систем подвижной связи (СССПС) как источник и средство информационного обеспечения проведения следственных и иных процессуальных действий.
Вообще, информационное обеспечение правоохранительных органов следует рассматривать как многогранную деятельность – это связь между криминалистической информацией и ее пользователем (следователем, дознавателем, оперативным работником и т.д.). В узком смысле, под информационным обеспечением раскрытия и расследования преступлений следует понимать действия по выявлению и представлению (передаче) криминалистически значимой информации ее непосредственному потребителю, в том числе лицу, осуществляющему оперативно-розыскную, следственно-дознавательскую, надзорно-прокурорскую и иные виды деятельности, сопряженные с раскрытием, расследованием и предупреждением преступлений.
Основой изучения следовой информации для построения версий с помощью компьютерно-технологического обеспечения (КТО) является метод криминалистического анализа преступления по наличной информации на базе типовой криминалистической модели преступной деятельности, содержащей обобщенные результаты изучения подобных преступлений. В результате анализа дедуктивная криминалистическая модель преступной деятельности трансформируется на материале конкретного случая. Сущность данного метода исследования состоит в разбивке информации на составные части и ее систематизации.
Компьютерно-технологическое обеспечение «не решит» за следователя, как развивалась ПД в деталях, но поможет выявить наиболее перспективные массивы следов, способы работы с ними и их альтернативные толкования. Следователю для построения обоснованных версий необходима совокупность фактических данных, которые нужно рассматривать не изолированно, не в отрыве друг от друга, а во взаимной связи - человеку сложно держать в голове много информации, поэтому использование возможностей ЭВМ повысит эффективность такой работы. Программа должна помочь субъекту расследования осуществить оценку исходной информации на основе криминалистического анализа. [16]