Следы ног человека, следы ТС
Следы ног человека приобретают значение в качестве доказательств по делу в тех случаях, когда они найдены на месте происшествия. По ним можно судить о количестве лиц, бывших на месте преступления, характере совершаемых ими действий, путях подхода и ухода с места преступления.
В целях доказывания возможно идентифицировать:
1) человека по следам босой ноги;
2) обувь, чулок, носок, которыми оставлен след;
3) человека, носившего данные обувь, чулки, носки. В целях поиска преступника возможно:
1) преследование по горячим следам (видимым и за-паховым);
2) определить вид и фасон обуви, признаки обуви или ступни.
По следу обуви можно установить: 1)фабрику-изготовитель или государство-поставщик;
2) вид, фасон, размер, цвет и другие признаки;
3) информацию о росте преступника. Оледы ног делятся на:
1) видимые, маловидимые, невидимые;
2) объемные и поверхностные;
3) динамические и статические.
4) одиночные (разрозненные или единичные) и множественные, или дорожка следов ног;
5) следы обуви, следы босых ног и следы ног, в чулках, носках.
Общими признаками следов ног являются:
1) форма подошвы в целом и ее частей (форма подошвы в целом может быть сплошной, с отдельным каблуком или состоять из подметки, каблука и промежуточной части);
2) размеры подошвы и ее частей (длина всей подошвы, подметки, каблука, ширина подметочной и промежуточной частей, каблука). Длина измеряется по крайним точкам, а ширина – в самых широких или узких местах.
Частными признаками следов ног являются:
1) возникающие при изготовлении обуви в фабричных условиях (особенности формы, размеров и размещения мелких деталей рельефа, отдельных стежков швов, шпилек, винтов, гвоздей, различных знаков на подошве);
2) возникающие в процессе пользования обувью (потертости подошвы, трещины и деформации на отдельных участках и т. д.).
Дорожка следов ног – совокупность следов ног одного человека, образованная последовательно правой и левой ногой в процессе ходьбы или бега в количестве не менее четырех.
Дорожка следов содержит следующие элементы, позволяющие судить о походке:
1) линию направления движения – линию, мысленно проведенную между последовательно оставленными следами левой и правой ног;
2) ширину шага, характеризующую ширину расстановки ног при движении;
3) длину шага – расстояние от следа одной ноги до следа другой. Длина правого и левого шагов нередко различны;
4) углы постановки ступней – углы между осевыми линиями следов и линиями направления движения. Углы постановки ступней правой и левой ног обычно различны.
Если следы оставлены на предметах, которые можно изъять целиком или частично, то производится непосредственное изъятие. В иных случаях производится фотографирование и применяются иные методы изъятия.
Объемные следы ног изымаются в виде гипсовых слепков, изготавливаемых следующими способами:
1) заливным, используемым для изъятия слепков от следов на увлажненных почвах;
2) засыпным, применяемым для изъятия следов на рыхлых переувлажненных почвах.
Следы транспортных средств встречаются в качестве вещественных доказательств по многим категориям уголовных дел (кражи, ДТП и т. п.).
Под следами транспортных средств понимаются следы контактного воздействия как ходовых частей, так и неходовых частей транспортных средств, следы на предметах, отделившихся от транспортного средства, а также материально фиксированные изменения на дороге, связанные с движением транспорта.
Классификация транспортных средств проводится по таким основаниям: 1)в зависимости от средств передвижения: самоходные и несамоходные; 2)по устройству ходовых частей самоходные транспортные средства бывают колесными, гусеничными, на полозьях; несамоходные – колесными и на полозьях.
Следы транспортных средств делятся:
1) по механизму образования:
а) следы-отображения(следы шин, полозьев, траков) – отражают внешнее строение ходовой части транспортного средства на других объектах (грунте, снегу);
б) следы-предметы – отделившиеся части транспортного средства (кронштейны, части кузова, осколки рассеивателей фар и подфарников);
в) следы-вещества – частицы лакокрасочного покрытия транспортного средства, остатки нефтепродуктов и горючесмазочных веществ;
2) по следообразующему объекту: следы автомобилей, мотоциклов, велосипедов, тракторов, саней, лыж, гужевого транспорта;
3) по свойствам воспринимающего объекта:
а) поверхностные (следы наслоения, следы отслоения);
б) объемные – возникают в результате деформации следовоспринимающего объекта.
По следам транспортных средств устанавливают групповую принадлежность транспортного средства (тип, модель, марку); идентифицируют конкретный транспорт, животное либо элемент транспортного средства (колесо, рассеиватель фары и т. д.); выясняют обстоятельства происшедшего события (направление движения, остановки и т. д.).
Шины различаются размерами, а также строением рисунка протектора, по которому можно определить, что след оставлен легковым автомобилем, автобусом, микроавтобусом, грузовым автомобилем или грузовиком повышенной проходимости. В практике иногда встречаются шины, снабженные съемным протектором.
Для них характерны дополнительные признаки: 1)индивидуальное взаиморасположение протекторных колец;
2) особая форма и размеры выступов, образующих рисунок протектора;
3) расстояние между отдельными выступами – длина оборота колеса (окружности шины). Ее можно определить только при условии, если какая-либо особенность протектора (заплата, трещина, дефект при изготовлении) отчетливо повторились в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса;
4) ширина колеи, характеризующая один из главных габаритов автомашины, определяется как расстояние между средними линиями в отображении беговых дорожек шин;
5) база автомашины – расстояние между передней и задней осями.
База транспортного средства по следам определяется в следующих случаях: стоянка на мягком грунте, осыпание грязи или протаивание снега; пробуксовка; поворот с применением хода.