Налог на наследование и дарение
В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на наследование и дарение был отнесен к федеральным налогам, однако статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог включен в перечень местных налогов и сборов.
В Законе Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» устанавливаются плательщики налога, которыми являются физические лица, принимающие имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.
Объектами налогообложения признаются:
1) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;
2) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты и другие транспортные средства;
3) предметы антиквариата и искусства;
4) ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий;
5) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах;
6) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях;
7) средства на именных приватизационных счетах физических лиц;
8) стоимость имущественных и земельных долей (паев);
9) валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке наследования, исчисляется по следующим ставкам:
1) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
а) наследникам первой очереди — 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный за
коном размер минимальной месячной оплаты труда;
б) наследникам второй очереди — 10 процентов .от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный за
коном размер минимальной месячной оплаты труда;
в) другим наследникам — 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом
размер минимальной месячной оплаты труда;
2) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
а) наследникам первой очереди — 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру
да + 10 процентов от стоимости имущества, превышающей
1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) наследникам второй очереди — 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда +
20 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) другим наследникам — 170-кратного установленного за коном размера минимальной месячной оплаты труда + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
3) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной . оплаты труда:
а) наследникам первой очереди — 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру
да + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей
2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) наследникам второй очереди — 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру
да + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей
2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) другим наследникам — 425-кратного установленного за
коном размера минимальной месячной оплаты труда + 40 про
центов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Налог с имущества, переходящего физическим лицам в порядке дарения, исчисляется по ставкам:
1) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80-кратного до 850-кратного установленного законом раз
мера минимальной месячной оплаты труда:
а) детям, родителям — 3 процента от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом раз
мер минимальной месячной оплаты труда;
б) другим физическим лицам — 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
2) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
а) детям, родителям — 23,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 7 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) другим физическим лицам — 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
3) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
а) детям, родителям — 82,6-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда +11 про
центов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) другим физическим лицам — 247-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 про
центов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты
труда;
4) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
а) детям, родителям — 176,1-кратного установленного за
коном размера минимальной месячной оплаты труда +15 про
центов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) другим физическим лицам — 502-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 про-
центов от стоимости имущества, превышающей 2ээи-крашыи установленный законом размер минимальной месячной оплаты
труда.
От налогообложения освобождаются:
1) имущество, переходящее в порядке наследования супругу,
пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного
супруга другому;
2) жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (да
рения);
3) имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской
Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;
4) жилые дома и транспортные средства, переходящие в по
рядке наследования инвалидам I и II групп;
5) транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.
Налог взимается при выдаче нотариусом свидетельства о праве на наследство или удостоверении им договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.
Оценка жилых домов, квартир, дач и садовых домиков, переходящих в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства или страховыми организациями, а также специализированными организациями, которым предоставлено право осуществлять эти действия. Оценка других видов имущества осуществляется экспертами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня нотариального удостоверения. С момента выдачи свидетельства или удостоверения договоров в течение 15 дней нотариусы обязаны направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Исчисление налога производится налоговыми органами. Уплата налога осуществляется плательщиком на основании платежного извещения,
вручаемого ему налоговым органом. При этом необходимо помнить, что наследственное имущество и имущество, переходящее в порядке дарения, может быть продано, обменено, подарено собственником только после уплаты им налога, подтвержденной соответствующей справкой налогового органа.
Налог на рекламу
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и нормативным актом представительного органа местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования вводится налог на рекламу. В связи с особым статусом г. Москвы и г. Санкт-Петербурга данный налог устанавливается и на территории этих субъектов Российской Федерации на основании законодательного акта.
Налогоплательщиками налога на рекламу признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся рекламодателями. При этом рекламодателем признается юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы. Отнесение тех или иных лиц к налогоплательщикам по налогу на рекламу осуществляется по территориальному признаку, т.е. организация должна быть зарегистрирована, а индивидуальный предприниматель должен проживать в данном муниципальном образовании.
Под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация об организации или физическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать, поддерживать интерес к этим организациям и физическим лицам и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Объектом налогообложения признаются:
1)приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и
распространении с коммерческой целью информации о товарах
(работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг;
2)рекламные работы, выполняемые работодателями самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.
При этом распространением информации считается ее продвижение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рекламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рекламных носителей. К распространению информации также относится вывешивание объявлений, извещений или сообщений. Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным
носителем.
Не являются объектом налогообложения по налогу на рекламу:
1)плата за выдачу разрешений на распространение наружной
рекламы, полностью поступающая в бюджет;
2)объявления государственных органов, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;
3)размещение информационных вывесок при входе в помещение о наименовании организации, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации;
4) размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные
подобные сведения;
5) некрологи;
6) информационные сообщения о благотворительных работах;
7) предвыборная агитация;
8) бесплатные частные объявления физических лиц.
Налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из
стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой
товаров (работ, услуг).
Налоговая ставка на рекламу устанавливается в размере, не превышающем 5 процентов к стоимости услуги, оказанной организации или физическому лицу по рекламированию его продукции.
Налоговый период устанавливается как квартал. Сумма налога определяется налогоплательщиком на основании бухгалтерского учета и отчетности, исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без учета налога на добавленную стоимость. У рекламодателя при самостоятельном выполнении работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг), стоимость данных работ для целей налогообложения определяется исходя из фактически произведенных прямых (материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, непосредственно используемые при изготовлении средств распространения рекламы) и косвенных расходов. При этом доля косвенных расходов, подлежащих включению в стоимость рекламных работ, определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу и общей величины прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде. Начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.
Уплата налога по итогам каждого налогового периода производится в сроки, определяемые решением представительного органа власти местного самоуправления. Так, в Москве уплата налога на рекламу должна быть произведена не позднее 20-го числа месяца, следующего за истечением налогового периода1.
Суммы налога на рекламу зачисляются в бюджет муниципального образования. Рекламодатели продукции (работ, услуг) расходы, связанные с уплатой налога на рекламу, относят на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.
Без предъявления документа об уплате налога на рекламу ее размещение не допускается.
Контрольные вопросы и задания
1.Какими законодательными и нормативными актами регулируется
порядок установления местных налогов и сборов?
2.Что является объектом налогообложения по налогу на имущество
физических лиц?
3.Какие льготы установлены по налогу на имущество физических лиц?
4.Перечислите налогоплательщиков и объекты налогообложения по
земельному налогу.
5.Как установлена налоговая ставка по земельному налогу?
6.Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога?
7.Что относится к объектам налогообложения по налогу на наследование и дарение?
8.Назовите особенности исчисления и уплаты налога на наследование и дарение.
9.Какие льготы установлены по налогу на наследование и дарение?
10.Назовите категории налогоплательщиков и объект налогообложения по налогу на рекламу.
11.Каков порядок исчисления и уплаты налога на рекламу?
Глава 4 ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ
§ 1. Федеральные лицензионные сборы
Лицензионные сборы, поступающие в федеральный бюджет И являются наряду с налогами одним из основных источников И доходной части. К сожалению, в Налоговом кодексе не установлен перечень федеральных лицензионных сборов, их регулирование осуществляется в соответствии с положениями статьи 19 За-
1 См.: Закон г. Москвы «О налоге на рекламу» от 21 ноября 2001 г. № 59 // Тверская, 13. — 2001. — № 48.
кона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., а также Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.
В Законе Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к федеральным лицензионным сборам относятся только два вида сбора:
1) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
2) сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо
рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» дается полный перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию. К таким видам деятельности относятся:
1) разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе двойного назначения;
2) предоставление услуг в области шифрования информации;
3) разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения и военной техники;
4) торговля вооружением и военной техникой;
5) экспонирование и коллекционирование оружия;
6) переработка нефти, газа и продуктов их переработки;
7) проектирование, инженерные изыскания и строительство
зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;
8) деятельность по реставрации объектов культурного наследия;
9) геодезическая и картографическая деятельность;
10)деятельность в области гидрометеорологии и смежных с
ней областях;
11)фармацевтическая деятельность, а также производство лекарственных средств и медицинской техники;
12)деятельность, связанная с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ;
13)перевозки пассажиров и грузов морским, железнодорожным, воздушным транспортом;
14)оценочная деятельность;
15)тур агентская деятельность;
16)негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;
17)организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;
18)аудиторская деятельность;
19)деятельность негосударственных пенсионных фондов по
пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
20)производство табачных изделий;
21)деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;
22)космическая деятельность;
23)деятельность по продаже электрической энергии гражданам и некоторые другие.
Осуществляют лицензирование федеральные органы исполнительной власти, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. №135.
Плательщиками лицензионных сборов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, поскольку только им предоставляется право осуществлять вышеперечисленные виды деятельности.
За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за непосредственную выдачу лицензии плательщик уплачивает лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Указанные суммы сбора зачисляются в соответствующие бюджеты. Кроме этого, плательщик имеет право на получении дубликатов лицензии. Дубликаты указанных документов предоставляются за плату — 10 рублей. Такая оплата услуги не является лицензионным сбором, так же как и плата за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, — 100 рублей, хотя обе суммы зачисляются в соответствующий бюджет.
Порядок и срок уплаты лицензионного сбора устанавливаются лицензирующим органом, который обязан направить уведомление о предоставлении лицензии соискателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицензионного сбора. Неуплата лицензионного сбора в течение трех месяцев (от указанного в уведомлении срока) является основанием для аннулирования лицензии без обращения в суд.
В соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление лицензий, взимание лицензионного сбора, аннулирование лицензий и некоторые другие виды полномочий федеральные органы исполнительной власти могут передавать по соглашению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае передача полномочий по взиманию лицензионного сбора и зачислению его в собственность бюджета не является переводом сбора из федеральных в региональные.
Так, по соглашению, заключенному между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Москвы от 28 января 2003 г.1, лицензирование медицинской, фарма-
____________________
1 См.: Приказ Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 19 марта 2003 г. № 126.
цевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Список II, и деятельности, связанной с оборотом психотропных веществ, внесенных в Список III в соответствии с федеральным законом, на территории города Москвы осуществляется Департаментом здравоохранения Правительства Москвы. В соответствии с Приказом № 126 Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 19 марта 2003 г. устанавливается порядок уплаты лицензионных сборов (п. 4). При этом ставка лицензионных сборов не может быть увеличена по сравнению со ставкой, установленной федеральным законодательством. Таким же порядком были переданы полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взиманию сбора за выдачу лицензий на право производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.