Налог на наследование и дарение

В соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декаб­ря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федера­ции» налог на наследование и дарение был отнесен к федераль­ным налогам, однако статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации данный налог включен в перечень местных налогов и сборов.

В Законе Российской Федерации от 12 декабря 1991 г. «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или даре­ния» устанавливаются плательщики налога, которыми являются физические лица, принимающие имущество, переходящее в их собственность в порядке наследования или дарения.

Объектами налогообложения признаются:

1) жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;

2) автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты и другие транспортные средства;

3) предметы антиквариата и искусства;

4) ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий;

5) паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах;

6) суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях;

7) средства на именных приватизационных счетах физических лиц;

8) стоимость имущественных и земельных долей (паев);

9) валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в поряд­ке наследования, исчисляется по следующим ставкам:

1) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

а) наследникам первой очереди — 5 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный за­
коном размер минимальной месячной оплаты труда;

б) наследникам второй очереди — 10 процентов .от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный за­
коном размер минимальной месячной оплаты труда;

в) другим наследникам — 20 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом
размер минимальной месячной оплаты труда;

2) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

а) наследникам первой очереди — 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру­
да + 10 процентов от стоимости имущества, превышающей
1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) наследникам второй очереди — 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда +
20 процентов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

в) другим наследникам — 170-кратного установленного за­ коном размера минимальной месячной оплаты труда + 30 про­центов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

3) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-крат­ного установленного законом размера минимальной месячной . оплаты труда:

а) наследникам первой очереди — 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру­
да + 15 процентов от стоимости имущества, превышающей
2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) наследникам второй очереди — 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты тру­
да + 30 процентов от стоимости имущества, превышающей
2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

в) другим наследникам — 425-кратного установленного за­
коном размера минимальной месячной оплаты труда + 40 про­
центов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.

Налог с имущества, переходящего физическим лицам в поряд­ке дарения, исчисляется по ставкам:

1) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80-кратного до 850-кратного установленного законом раз­
мера минимальной месячной оплаты труда:

а) детям, родителям — 3 процента от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом раз­
мер минимальной месячной оплаты труда;

б) другим физическим лицам — 10 процентов от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

2) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

а) детям, родителям — 23,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 7 процентов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) другим физическим лицам — 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20 про­центов от стоимости имущества, превышающей 850-кратный ус­тановленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

3) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

а) детям, родителям — 82,6-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда +11 про­
центов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) другим физическим лицам — 247-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30 про­
центов от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты

труда;

4) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:

а) детям, родителям — 176,1-кратного установленного за­
коном размера минимальной месячной оплаты труда +15 про­
центов от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный
установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;

б) другим физическим лицам — 502-кратного установленного
законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40 про-

центов от стоимости имущества, превышающей 2ээи-крашыи установленный законом размер минимальной месячной оплаты

труда.

От налогообложения освобождаются:

1) имущество, переходящее в порядке наследования супругу,
пережившему другого супруга, или в порядке дарения от одного

супруга другому;

2) жилые дома (квартиры) и паенакопления в жилищно-строительных кооперативах, если наследники (одаряемые) проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем (дарителем) на день открытия наследства или оформления договора (да­
рения);

3) имущество лиц, погибших при защите СССР и Российской
Федерации в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей или в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка;

4) жилые дома и транспортные средства, переходящие в по­
рядке наследования инвалидам I и II групп;

5) транспортные средства, переходящие в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог взимается при выдаче нотариусом свидетельства о праве на наследство или удостоверении им договоров дарения в случаях, если общая стоимость переходящего в собственность физического лица имущества на день открытия наследства или удостоверения договора дарения превышает соответственно 850-кратный и 80-кратный размер минимальной месячной оплаты труда.

Оценка жилых домов, квартир, дач и садовых домиков, пере­ходящих в порядке наследования или дарения, производится орга­нами коммунального хозяйства или страховыми организациями, а также специализированными организациями, которым предо­ставлено право осуществлять эти действия. Оценка других видов имущества осуществляется экспертами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 85 Налогового кодекса Рос­сийской Федерации органы, уполномоченные совершать нотари­альные действия, и нотариусы обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в нало­говые органы по месту своего нахождения не позднее пяти дней со дня нотариального удостоверения. С момента выдачи свидетель­ства или удостоверения договоров в течение 15 дней нотариусы обязаны направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, пе­реходящего в порядке наследования или дарения. Исчисление на­лога производится налоговыми органами. Уплата налога осуще­ствляется плательщиком на основании платежного извещения,

вручаемого ему налоговым органом. При этом необходимо помнить, что наследственное имущество и имущество, переходящее в по­рядке дарения, может быть продано, обменено, подарено соб­ственником только после уплаты им налога, подтвержденной со­ответствующей справкой налогового органа.

Налог на рекламу

В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона Российской Фе­дерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и нормативным актом представительного органа местного само­управления на территории соответствующего муниципального об­разования вводится налог на рекламу. В связи с особым статусом г. Москвы и г. Санкт-Петербурга данный налог устанавливается и на территории этих субъектов Российской Федерации на основа­нии законодательного акта.

Налогоплательщиками налога на рекламу признаются органи­зации и индивидуальные предприниматели, являющиеся рекла­модателями. При этом рекламодателем признается юридическое или физическое лицо, являющееся источником рекламной ин­формации для производства, размещения и последующего рас­пространения рекламы. Отнесение тех или иных лиц к налогопла­тельщикам по налогу на рекламу осуществляется по территори­альному признаку, т.е. организация должна быть зарегистрирова­на, а индивидуальный предприниматель должен проживать в дан­ном муниципальном образовании.

Под рекламой понимается распространяемая в любой форме с помощью любых средств информация об организации или физи­ческом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначе­на для неопределенного круга лиц и призвана формировать, под­держивать интерес к этим организациям и физическим лицам и способствовать реализации товаров, идей и начинаний. Объектом налогообложения признаются:

1)приобретение организацией или индивидуальным предпринимателем рекламных услуг (работ), состоящих в изготовлении и
распространении с коммерческой целью информации о товарах
(работах, услугах) и о покупателях этих рекламных услуг;

2)рекламные работы, выполняемые работодателями самостоятельно, в том числе с привлечением рекламопроизводителя.

При этом распространением информации считается ее продви­жение при помощи средств массовой информации, каталогов, прейскурантов, справочников, листовок, афиш, плакатов, рек­ламных щитов, календарей, световых газет (бегущая строка или световая фиксированная строка) или при помощи других рек­ламных носителей. К распространению информации также относится вывешивание объявлений, извещений или сообщений. Место, на котором размещается реклама, именуется рекламным

носителем.

Не являются объектом налогообложения по налогу на рекламу:

1)плата за выдачу разрешений на распространение наружной
рекламы, полностью поступающая в бюджет;

2)объявления государственных органов, содержащие информацию, связанную с выполнением возложенных на них функций;

3)размещение информационных вывесок при входе в помещение о наименовании организации, часах работы, наименовании и реквизитах вышестоящей организации;

4) размещение предупреждающих табличек, содержащих сведения об ограничении передвижения, производстве работ или иные
подобные сведения;

5) некрологи;

6) информационные сообщения о благотворительных работах;

7) предвыборная агитация;

8) бесплатные частные объявления физических лиц.
Налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из

стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой

товаров (работ, услуг).

Налоговая ставка на рекламу устанавливается в размере, не превышающем 5 процентов к стоимости услуги, оказанной орга­низации или физическому лицу по рекламированию его продук­ции.

Налоговый период устанавливается как квартал. Сумма налога определяется налогоплательщиком на основании бухгалтерско­го учета и отчетности, исходя из установленной налоговой став­ки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой из фак­тически произведенных расходов в действующих ценах и тари­фах без учета налога на добавленную стоимость. У рекламодате­ля при самостоятельном выполнении работ, связанных с рек­ламой товаров (работ, услуг), стоимость данных работ для це­лей налогообложения определяется исходя из фактически про­изведенных прямых (материальные затраты, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления на основные средства, не­посредственно используемые при изготовлении средств распро­странения рекламы) и косвенных расходов. При этом доля кос­венных расходов, подлежащих включению в стоимость реклам­ных работ, определяется исходя из процентного соотношения суммы прямых расходов на рекламу и общей величины прямых затрат, произведенных рекламодателем в отчетном периоде. Начисление налога производится рекламодателем за тот нало­говый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу.

Уплата налога по итогам каждого налогового периода произ­водится в сроки, определяемые решением представительного орга­на власти местного самоуправления. Так, в Москве уплата налога на рекламу должна быть произведена не позднее 20-го числа ме­сяца, следующего за истечением налогового периода1.

Суммы налога на рекламу зачисляются в бюджет муниципаль­ного образования. Рекламодатели продукции (работ, услуг) рас­ходы, связанные с уплатой налога на рекламу, относят на прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Без предъявления документа об уплате налога на рекламу ее размещение не допускается.

Контрольные вопросы и задания

1.Какими законодательными и нормативными актами регулируется
порядок установления местных налогов и сборов?

2.Что является объектом налогообложения по налогу на имущество
физических лиц?

3.Какие льготы установлены по налогу на имущество физических лиц?

4.Перечислите налогоплательщиков и объекты налогообложения по
земельному налогу.

5.Как установлена налоговая ставка по земельному налогу?

6.Каков порядок исчисления и уплаты земельного налога?

7.Что относится к объектам налогообложения по налогу на наследование и дарение?

8.Назовите особенности исчисления и уплаты налога на наследование и дарение.

9.Какие льготы установлены по налогу на наследование и дарение?

10.Назовите категории налогоплательщиков и объект налогообложения по налогу на рекламу.

11.Каков порядок исчисления и уплаты налога на рекламу?

Глава 4 ЛИЦЕНЗИОННЫЕ СБОРЫ

§ 1. Федеральные лицензионные сборы

Лицензионные сборы, поступающие в федеральный бюджет И являются наряду с налогами одним из основных источников И доходной части. К сожалению, в Налоговом кодексе не установ­лен перечень федеральных лицензионных сборов, их регулирова­ние осуществляется в соответствии с положениями статьи 19 За-

1 См.: Закон г. Москвы «О налоге на рекламу» от 21 ноября 2001 г. № 59 // Тверская, 13. — 2001. — № 48.

кона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., а также Федераль­ного закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г.

В Законе Российской Федерации «Об основах налоговой систе­мы в Российской Федерации» к федеральным лицензионным сбо­рам относятся только два вида сбора:

1) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

2) сборы за выдачу лицензий и право на производство и обо­
рот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов дея­тельности» дается полный перечень видов деятельности, подле­жащих лицензированию. К таким видам деятельности относятся:

1) разработка, производство, ремонт и испытание авиационной техники, в том числе двойного назначения;

2) предоставление услуг в области шифрования информации;

3) разработка, производство, ремонт и утилизация вооружения и военной техники;

4) торговля вооружением и военной техникой;

5) экспонирование и коллекционирование оружия;

6) переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

7) проектирование, инженерные изыскания и строительство
зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

8) деятельность по реставрации объектов культурного наследия;

9) геодезическая и картографическая деятельность;

10)деятельность в области гидрометеорологии и смежных с
ней областях;

11)фармацевтическая деятельность, а также производство лекарственных средств и медицинской техники;

12)деятельность, связанная с оборотом наркотических средств
и психотропных веществ;

13)перевозки пассажиров и грузов морским, железнодорожным, воздушным транспортом;

14)оценочная деятельность;

15)тур агентская деятельность;

16)негосударственная (частная) охранная и сыскная деятельность;

17)организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

18)аудиторская деятельность;

19)деятельность негосударственных пенсионных фондов по
пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

20)производство табачных изделий;

21)деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

22)космическая деятельность;

23)деятельность по продаже электрической энергии гражданам и некоторые другие.

Осуществляют лицензирование федеральные органы исполни­тельной власти, включенные в перечень, утвержденный поста­новлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2002 г. №135.

Плательщиками лицензионных сборов являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, поскольку только им предоставляется право осуществлять вышеперечисленные виды деятельности.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления о предо­ставлении лицензии взимается лицензионный сбор в размере 300 рублей, а за непосредственную выдачу лицензии плательщик уплачивает лицензионный сбор в размере 1000 рублей. Указанные суммы сбора зачисляются в соответствующие бюджеты. Кроме это­го, плательщик имеет право на получении дубликатов лицензии. Дубликаты указанных документов предоставляются за плату — 10 рублей. Такая оплата услуги не является лицензионным сбо­ром, так же как и плата за переоформление документа, подтверж­дающего наличие лицензии, — 100 рублей, хотя обе суммы за­числяются в соответствующий бюджет.

Порядок и срок уплаты лицензионного сбора устанавливаются лицензирующим органом, который обязан направить уведомле­ние о предоставлении лицензии соискателю в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты лицен­зионного сбора. Неуплата лицензионного сбора в течение трех месяцев (от указанного в уведомлении срока) является основани­ем для аннулирования лицензии без обращения в суд.

В соответствии с законодательством Российской Федерации предоставление лицензий, взимание лицензионного сбора, анну­лирование лицензий и некоторые другие виды полномочий феде­ральные органы исполнительной власти могут передавать по со­глашению органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В данном случае передача полномочий по взиманию лицензионного сбора и зачислению его в собственность бюджета не является переводом сбора из федеральных в региональные.

Так, по соглашению, заключенному между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Правительством Мос­квы от 28 января 2003 г.1, лицензирование медицинской, фарма-

____________________

1 См.: Приказ Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 19 марта 2003 г. № 126.

цевтической деятельности и деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в Спи­сок II, и деятельности, связанной с оборотом психотропных ве­ществ, внесенных в Список III в соответствии с федеральным законом, на территории города Москвы осуществляется Департа­ментом здравоохранения Правительства Москвы. В соответствии с Приказом № 126 Департамента здравоохранения Правительства Москвы от 19 марта 2003 г. устанавливается порядок уплаты ли­цензионных сборов (п. 4). При этом ставка лицензионных сборов не может быть увеличена по сравнению со ставкой, установлен­ной федеральным законодательством. Таким же порядком были переданы полномочия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взиманию сбора за выдачу лицензий на право производства и оборота этилового спирта, спиртосодер­жащей и алкогольной продукции.

Наши рекомендации