Основные элементы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Исполнение обязанности по уплате налога и сбора возникает только при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 части первой Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Стоимостная характеристика объекта налогообложения означает, что такой объект определен денежной суммой, а количественная характеристика — количеством вещей, объединенных определенным родовым признаком.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Объекты как федеральных, так и региональных и местных налогов определяются исключительно федеральным законодательством. Это одна из гарантий недопущения многократного налогообложения, когда один и тот же объект облагается несколькими налогами одновременно.
К имуществу как объекту налогообложения относятся все виды объектов гражданских прав — вещи, включая деньги и ценные бумаги, и иное имущество (за исключением имущественных прав), являющееся имуществом в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации для целей налогообложения товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое Таможенным кодексом Российской Федерации.
Для целей налогообложения работа — это деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Под услугой понимается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. В свою очередь реализация товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем — это, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе в виде обмена товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, а также возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, и передача права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. При этом место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с налоговым законодательством.
Принципы определения для целей налогообложения цены таких реализуемых товаров, работ или услуг закреплены в статье 40 Налогового кодекса Российской Федерации. Если иное не предусмотрено специальным налоговым законодательством, для этих целей принимаются те цены товаров, работ или услуг, которые указаны сторонами сделки в соответствующих документах (договоре, платежных документах). Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
Рыночная цена товара (работы или услуги) — это цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.
Под идентичными товарами понимаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. Например, при определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель; незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.
Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитывают их качество, наличие товарного знака, репутацию на рынке, страну происхождения. .
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации для фискальных целей не считается реализацией товаров, работ или услуг:
1)осуществление операций, связанных с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики);
2)передача основных средств, нематериальных активов и (или)
иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации;
3)передача основных средств, нематериальных активов и (или)
иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
4)передача имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный)
капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
5)передача имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его право
преемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками;
6)передача имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества;
7)передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации;
8)изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации;
9) иные операции в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
К объектам налогообложения относятся доход и прибыль. Так, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами 23 («Налог на доходы физических лиц»), 25 («Налог на прибыль организаций»). Под прибылью в свою очередь, как правило, понимается полученный доход за минусом произведенных на его получение расходов.
Признаются объектами налогообложения проценты и дивиденды. При этом процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). Процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
Дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, считающиеся дивидендами по законодательству этих зарубежных государств.
Не признаются дивидендами:
1)выплаты при ликвидации организации акционеру (участнику) этой организации в денежной или натуральной форме, не превышающие взноса этого акционера (участника) в уставный
(складочный) капитал организации;
2)выплаты акционерам (участникам) организации в виде передачи акций этой же организации в собственность;
3)выплаты некоммерческой организации на осуществление
ее основной уставной деятельности (не связанной с предпринимательской деятельностью), произведенные хозяйственными обществами, уставный капитал которых состоит полностью из вкладов этой некоммерческой организации.
В соответствии со статьей 53 Налогового кодекса Российской Федерации под налоговой базой понимается стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговые базы и порядок их определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются на федеральном уровне.
Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу на основе данных бухгалтерского учета и иных документально подтвержденных данных об объектах налогообложения по итогам каждого налогового периода. Индивидуальные предприниматели исчисляют ее также по итогам каждого налогового периода, но на основе данных учета доходов и расходов. Остальные налогоплательщики—физические лица — исчисляют налоговую базу на основе полученных от организаций данных об облагаемых доходах. Для учета налоговой базы используют два основных метода: кассовый и накопительный.
Кассовый метод учитывает только те суммы, которые получены налогоплательщиком в определенной форме, например, получение денежных средств из кассы, передача наличных денег в собственность посредством оформления определенных документов, получение процентов по вкладам в банке и т.п. Кассовый метод применяется при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.
При накопительном методе (его еще называют методом чистого дохода) налоговая база учитывается с момента возникновения имущественных прав и обязательств. Так, доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло у налогоплательщика в конкретном налоговом периоде вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Такой метод используется при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования, поскольку имущество оценивается по стоимости на момент открытия наследства, а не на момент его принятия.
Исчисление налоговой базы производится по итогам каждого налогового периода. Налоговый период — это срок, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый кодекс Российской Федерации в статье 55 определяет налоговый период как «календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате». Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. По окончании отчетного периода могут подводиться промежуточные итоги составления отчетности и представление ее в налоговый орган. Однако в некоторых случаях по отдельным налогам налоговый и отчетный периоды могут и совпадать.
Налоговая ставка — это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. То есть фактически налоговая ставка представляет собой сумму, которая подлежит уплате в виде налога (сбора). Различают твердые, процентные (адвалорные) и комбинированные ставки.
Твердые ставки — это фиксированный размер налога за каждую единицу налогообложения. Такие ставки в основном применяются в отношении большинства подакцизных товаров, по налогу на имущество, земельному налогу и др. Процентные (адвалорные) ставки начисляются в процентах к облагаемой сумме. Они характерны для многих видов налогов (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и др.). В пределах, определяемых Налоговым кодексом, ставки федеральных налогов могут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Так, организации и индивидуальные предприниматели самостоятельно исчисляют практически все виды налогов в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Однако в случаях, предусмотренных налоговым законодательством, обязанность по исчислению подлежащей уплате суммы налога может быть возложена на налоговые органы или налогового агента. Традиционно возложение данной обязанности на налогового агента применяется по налогу на доходы физических лиц, в отношении исчисления сумм налога с выплат работодателей в пользу наемных работников. Результаты исчисления суммы налога, полученные налоговым агентом, служат основанием для ее удержания у налогоплательщика и перечисления в соответствующий бюджет. Бремя ответственности за неправильное и несвоевременное исчисление, неперечисление суммы налога впоследствии ложится не на .налогоплательщика, а на налогового агента.
В случае, когда исчисление налога осуществляется налоговыми органами, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (уведомление об уплате налога). В этом документе указываются размер налога, расчетная налоговая база, а также срок уплаты налога. В случае, если налоговый орган не исполнит надлежащим образом обязанность по направлению налогоплательщику налогового уведомления, налогоплательщик в силу нормы пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса не может быть подвергнут не только налоговым санкциям, но и начислению пени. Однако обязанность заплатить налог сохраняется в течение срока исковой давности.
Устанавливая порядок и сроки уплаты налога, законодательство как бы объединило два очень важных элемента исполнения налоговых обязательств.
Налоги (сборы) уплачиваются в наличной или безналичной форме.
Уплата налога в безналичной форме производится путем подачи платежного поручения перечислить сумму налога с банковского счета налогоплательщика в кредитную организацию, в которой открыт данный банковский счет.
Уплата налога в наличной форме может производиться посредством почтового перевода, через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления или через сборщика налогов и сборов. Исполнение обязанности по уплате налога в неденежной форме (например, передачей государству товаров или выполнением для государственных нужд каких-либо работ) не допускается.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке — по частям. Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу.
Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, региональных налогов — законами субъектов Российской Федерации, местных налогов — нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Сроки уплаты налогов устанавливаются, изменяются нормативными правовыми актами о налогах и сборах применительно к каждому налогу и сбору.
Как правило, срок уплаты налога соответствует моменту завершения налогового периода либо отчетного периода.
Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Срок уплаты налога может быть «привязан» к какому-либо событию иди действию. К примеру, налог на имущество, переходящее в порядке наследования, должен быть уплачен до истечения трех месяцев с момента оформления принятия наследства, а государственная пошлина должна быть уплачена до подачи искового заявления в суд.
Налогоплательщик должен уплатить налог в установленный срок или досрочно.
Исполнение налоговой обязанности считается своевременным в случае, если налогоплательщик уплатил налог до того, как истек срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налог считается уплаченным с момента предъявления налогоплательщиком в обслуживающий его банк платежного поручения на уплату соответствующего налога при условии достаточного остатка денежных средств на счете налогоплательщика, а в случае уплаты налогов наличными денежными средствами — на момент внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо почтовое отделение связи. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена законодательством о налогах и сборах на налогового агента, то она считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог не признается уплаченным в случаях:
1) отзыва налогоплательщиком платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд);
2) возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный
фонд);
3) а также когда на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога имеются иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации
исполняются в первоочередном порядке, а налогоплательщик не
имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения
всех требований.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в соответствующий бюджет означает направление платежей по налогам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты местного самоуправления, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов, в зависимости от принадлежности налога тому или иному уровню системы налогов и сборов Российской Федерации.
Законодательством о налогах и сборах могут устанавливаться налоговые льготы, которые представляют собой особые преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Выделяются следующие виды налоговых льгот:
1) налоговые вычеты;
2) изменение срока уплаты налога;
3) снижение ставки налога.
Рассмотрим эти виды более подробно.
Налоговые вычеты и освобождение от налогообложения — это налоговая льгота, предусмотренная законодательством о налогах и сборах, направленная на сокращение объема налоговой базы. Так, налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму понесенных им расходов особого вида, перечень которых прямо устанавливается законодателем.
Освобождение от налогообложения предусматривается законодательством о налогах и сборах и направлено на применение налогообложения лишь для отдельных категорий плательщиков налога или видов объектов налогообложения.
Изменение срока уплаты налога представляет собой перенос установленного срока уплаты налога (сбора) на более поздний срок.
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части как с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, так и без начисления. Установлены следующие формы изменения срока уплаты налога (сбора):
а) отсрочка;
б) рассрочка;
в) налоговый кредит;
г) инвестиционный налоговый кредит.
Отсрочка — это форма переноса срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 Налогового кодекса Российской Федерации, на срок от одного до шести месяцев. Отсрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам.
Рассрочка также представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии установленных оснований, но с поэтапной уплатой налогоплательщиками задолженности в течение тех же шести месяцев. Решение о предоставлении отсрочки (рассрочки) или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. При этом за предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты.
Налоговый кредит является одной из форм изменения срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. Перечень таких оснований и порядок предоставления налогового кредита закреплены Налоговым кодексом Российской Федерации. Посредством налогового кредита может быть изменен срок уплаты налога от трех месяцев до одного года, при этом за пользование им взимаются проценты. Однако если налоговый кредит предоставляется вследствие причинения лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы либо в связи с задержкой бюджетного финансирования, оплаты государственного заказа, то проценты не начисляются. Для предоставления налогового кредита заключается договор между налогоплательщиком и уполномоченным органом.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, осуществляющим внедренческую или инновационную деятельность, проводящим научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение производства, создающим новые технологии, а также выполняющим особо важные заказы по социально-экономическому развитию регионов. Они имеют право в определенных пределах уменьшать свои
ЯП
налоговые платежи по налогу с последующей уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Такой кредит может быть предоставлен лишь по налогу на прибыль организаций, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет и оформляется договором. В нем определяется вид налога, сумма кредита, срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры по обеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство), ответственность сторон.