Понятие налоговой системы, налога, сбора.

Понятие налоговой системы, налога, сбора.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов.

Устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследование или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

К ним относ-ся : земельный налог, налог на имущ-во физ. лиц.

При установлении регион. и мест. налогов органы гос. власти субъектов Федерации и муниципальных образ-ий определяют след. эл-ты налогооблож-ия:

1. нал. ставки

2. порядок и сроки уплаты налогов.

3. Порядок ведения н. и с. РФ.Налог считается установленным и возникает обязанность по его уплате если налог указан в НК и определены => элементы н/жения:

-- объект н/жения

-- НБ

-- НП

-- Налоговая ставка

-- Порядок исч-ия налога

-- Порядок и сроки уплаты.

Порядок вступления в силу актов з-нодательства о налогах: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования; не ранее 1 числа очередного НП. О сборах: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. Не публикуемые з-ны по н. и с. не применяются. ФЗ, вносящие изм-ия в НК, в часть установления новых н. и с., акты з-нодательства субъектов федерации и местного самоуправления вводящие новые н. и с. вступают в силу не ранее 1 января года => за годом предпринятия, но не ранее 1 месяца со дня официального опубликования. Не имеют обратной силы акты з-нодательства:

1. Устанавливающие новые н. и с.

2. повышающие налоговые ставки или размеры сборов.

3. устанавливающие или оттягчающие ответ-сть за нарушение зак-ва о н. и с.

4. установление новых обязанностей н/пл-ов или др. образом ухудшающим положением н/пл-ка.

Имеют обратную силу

1. устраняющие или смягчающие ответ-ть за нарушение зак-ва о н. и с.

2. установление доп-ных гарантий защит и прав н/пл-ка.

3. отменяющие н. и с., снижающие размер ставок, отменяющие обязанности н/пл-ка, если закон-ные акты прямо это предуссматривают.

Плательщики НДС

1.Организации

2.Индивидуальные предприниматели

3.Лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров ч\з таможенную границу.

Налогоплательщики НДС подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе, при этом выдается свидетельство «О постановке на учет в налоговом органе в кач-ве налогоплательщика НДС»

Не явл-ся плат-ми НДС:

= орг-ции перешедшие на упрощенную сис-му налогооб-я

= орг-ции и инд.предпр-ли перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход

= орг-ции и инд.предпр-ли перешедшие на уплату единого с\х налога.

Освобождение от уплаты НДС

Орг-ции и инд.предпр-ли имеют право на освобождение от уплаты НДС, если за 3 предшествующих последующих календарных месяца сумма выручки от реализации Т(Р,У) без НДС не превысила 2 млн.руб. Освобождение дается на 12 послед-х календ-х месяца. Если в период освобождения выручка за какие-то 3-и послед-х календ-х мес. превысит 2 млн.руб. налогоплат-к начиная с 1 числа мес., в кот имело место превышение и до окончания периода освобождения, утрачивает право на освобождение от уплаты НДС, а сумма налога за мес., в кот имело место превышение, подлежит к уплате в бюджет.

Для освобождения от уплаты НДС необходимо предоставить не позднее 20 числа календ.мес., начиная с кот. налогоплат-к претендует на освобождение от НДС, след. док-ты:

= письмо уведомление о предоставлении права на освобождение

= выписка из бух.баланса орг-ции

= выписка из книги продаж

= копию журнала полученных и выставленных счетов фактур

= выписка из книги дох. и расх. инд.предпр-ля.

По истечению 12 календ.мес., но не позднее 20 числа последующего мес. орг-ии и инд.предпр-ли, кот. уже использовали право на освобождение представляют в налоговые органы подтверждающие размер выручки за последующие 12 календ.месяца.

Объект налогообложения НДС

= реализация Т (Р,У) на тер-рии РФ

= передача на тер-рии РФ Т(Р,У) для собственных нужд, расходы на кот. не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль орг-ции. К этим оборота относятся:

- содержание объектов здравоохранения, дошкольных детских учреждений, объектов культуры, спорта, объект жилищного фонда

- работы по благоустройству городов и поселков

- работы по строит-ву, оборуд-ю и содержанию культурно-бытовых и др. объектов, находящ-ся на балансе предпр-ии

= выполнение строит.-монтажных работ для собственного потребления

= ввоз товаров на таможенную тер-рию РФ.

Налоговая база по НДС

1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), на тер-ии РФ в общем случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен, определяемых в соответствии со ст.40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Цена реал.=себест.+прибыль+акцизы

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

2. При передаче налогоплательщиком товаров,Р,У для собственных нужд, расходы на кот. не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных товаров, (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии - исходя из рыночных цен с учетом акцизов без НДС.

3. При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение.

4.При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база= сумма таможенной стоимости Т,Р,У+тамож.пошлина+акцизы.

При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

Особые случаи определения налоговой базы:

1.При осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров налоговую базу определяют как сумму дохода, полученную налогоплательщиком в виде вознаграждений при исполнении любого из указанных договоров (независимо от того, облагаются или нет НДС реализуемые товары, Р,У.

2. При осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок), пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки без НДС в пределах тер-ии РФ.

3.При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям и реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе, а также при передаче товаров при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС.

4.При реализации имущества, учитываемого на балансе налогоплательщика с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества с учетом НДС, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).

5.При реализации с/х продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ налоговая база определяется как разница между ценой реализуемой продукции, (определяемой в соответствии со ст. 40 НК), с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции.

6.Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без НДС.

Единый налог на вмененный доход(ЕНВД): плательщики, порядок налогообложения.

Налог-ками признаются юр. лица орг-ции и ИП, перешедшие на УСН в след. сферах: 1) оказания бытовых услуг. 2) оказания ветеринарных услуг.

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств. 4) оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых орг-ями и ИП, имеющими на праве собст-ности не более 20 тран-ных ср-в, предназначенных для оказания таких услуг. 5) розничной торговли, осущ-мой ч\з магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров

Орг-ция имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в кот. Орг-ция подает заявление о переходе на УСН, Д-ы, не превысили 15 млн. рублей. Орг-ции и ИП, изъявившие желание перейти на УСН, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшес-щего году, начиная с кот. Налог-щики переходят на УСН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом орг-ции в заявлении о переходе на УСН сообщают о размере Д-ов за 9 месяцев текущего года.

Выбор объекта налог-жения осущ-ется налог-щиком до начала нал-го периода, в кот. впервые применена УСН. В случае изменения избранного объекта налог-жения после подачи заявления о переходе на УСН налог-щик обязан уведомить об этом нал-вый орган до 20 декабря года, предшес-щего году, в кот. впервые применена УСН. Вновь созданная орг-ция и вновь зарегистрированный ИП вправе подать заявление о переходе на УСН в 5дневный срок с даты постановки на учет в нал-вом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в нал-ом органе. В этом случае орг-ция и ИП вправе применять УСП с даты постановки их на учет в нал-ом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в нал-ом органе.

Объектом нало-жения для применения единого налога признается вмененный доход налог-щика.

Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпр-ской дея-сти, исчисленной за нал-ый период, и величины физического показателя, хар-его данный вид дея-ти. базовая дох-сть - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид пред-кой дея-ти в различных сопоставимых условиях, кот. используется для расчета величины вмененного дохода. корректирующие коэффициенты базовой дох-ти - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного условия на результат пред-кой дея-ти, облагаемой единым налогом

К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары в РФ в предшествующем периоде. Коэффициент-дефлятор определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством РФ;

К2 - корректирующий коэффициент базовой дох-сти, учитывающий совокупность особенностей ведения пред-кой дея-ти, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, фактический период времени осуществления деятельности, величину доходов.

Единый налог на вмененный доход(ЕНВД): порядок и сроки уплаты налога.

Уплата единого налога производится налог-щиком по итогам нал-ого периода не позднее 25-го числа 1го месяца след. нал-го периода. Сумма единого налога, исчисленная за нал-ый период, уменьшается налог-щиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате нал-щиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах дея-ти налог-щика, по кот. уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных ИП за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%. Нал-вые декларации по итогам нал-ого периода представляются налог-щиками в нал-ые органы не позднее 20-го числа 1го месяца след. нал-ого периода.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

НБ по НДФЛ .

НБ = дох, подлежащие налогообл-ю:*дох в ден. форме *в натур. форме *в виде материальной выгоды «минус» дох, не подлеж-ие налогообл-ю «минус» налоговые вычеты:*стандартные * соц * имущественные * проф-е.

НБ опред-ся по каждому виду дох в отношении кот-х установлены различные нал. ставки. Дох, выраженные в ин. валюте пересчит-ся в руб. по курсу ЦБ на дату получ-я дох. При получ-и налогоплат-ом дох. в натур форме НБ опред-ся как ст-ть т,р,у, иного имущества исчисленная исходя из цен, определяемых в соотв-и со ст. 40 НК.

Соц. нал. вычеты.(ст.219)

1. сумма доходов, перечисленных налогоплат-ом на благот-е цели в виде ден. помощи орган-ям образования, здравоохран-я и тд., финансируемых из бюджета в размере факт-ки произведенных расх , но не более 25% с суммы дох, полученного в нал. периоде.

2. сумма, уплаченная налогоплат-ом в нал. период за свое обучение в образов-х учреждениях, имеющих соотв-ую лицензию на образовательную деятельность в размере факт-ки произведенных расходов на обучение, но не более 38 000р. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей, уплаченных за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения (при наличии док-ов)

3. сумма, уплаченная налогоплат-ом в нал. периоде за услуги по лечению в Рос. учреждениях РФ, а также за услуги по лечению супругов, своих родителей, детей до 18 лет, но не более 38 000р., а также в размере ст-ти медикаментов, назначенных лечащим врачем, приобретаемых налогоплат-ом за счет собственных ср-в

Соц. нал. вычеты предоставл-ся на основании письменного заявления налогоплат-ка при подачи нал. декларации в нал. орган по окончании нал. периода.

Субъекты федерации м. устанавливать др. размеры соц. вычетов в пределах размеров, установленных НК.

Налоговые ставки по НДФЛ.

35%

Ставка устан-ся для след-х видов дох:

1. выигрыши и призы, выплачиваемые организаторами конкурсов и лотерей.

2. страховые выплаты по договорам добровольного страхования сверх установленного размера

3. дох по вкладам в банках, исчисленных исходя из ¾ ставки рефинансирования (9% по валютным вкладам)

4. суммы экономии на % при получении заемных средств, если сумма % меньше ¾ ставки ЦБ на дату получения ср-в.

НДФЛ с суммы матер-ой выгоды, возникшим по целевым кредитам на покупку и строительство жилья облагается с 2005 года по ставке 13%.

30%

Устанавливатся на дох, получаемые физ. лицами, не явл-ся налоговыми резидентами РФ.

9%

Устанавливается на дох от долевого участия в деят-ти орган-и, полученные в виде дивидендов.

Понятие налоговой системы, налога, сбора.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Классификация налогов.

Устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследование или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

К ним относ-ся : земельный налог, налог на имущ-во физ. лиц.

При установлении регион. и мест. налогов органы гос. власти субъектов Федерации и муниципальных образ-ий определяют след. эл-ты налогооблож-ия:

1. нал. ставки

2. порядок и сроки уплаты налогов.

3. Порядок ведения н. и с. РФ.Налог считается установленным и возникает обязанность по его уплате если налог указан в НК и определены => элементы н/жения:

-- объект н/жения

-- НБ

-- НП

-- Налоговая ставка

-- Порядок исч-ия налога

-- Порядок и сроки уплаты.

Порядок вступления в силу актов з-нодательства о налогах: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования; не ранее 1 числа очередного НП. О сборах: не ранее, чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. Не публикуемые з-ны по н. и с. не применяются. ФЗ, вносящие изм-ия в НК, в часть установления новых н. и с., акты з-нодательства субъектов федерации и местного самоуправления вводящие новые н. и с. вступают в силу не ранее 1 января года => за годом предпринятия, но не ранее 1 месяца со дня официального опубликования. Не имеют обратной силы акты з-нодательства:

1. Устанавливающие новые н. и с.

2. повышающие налоговые ставки или размеры сборов.

3. устанавливающие или оттягчающие ответ-сть за нарушение зак-ва о н. и с.

4. установление новых обязанностей н/пл-ов или др. образом ухудшающим положением н/пл-ка.

Имеют обратную силу

1. устраняющие или смягчающие ответ-ть за нарушение зак-ва о н. и с.

2. установление доп-ных гарантий защит и прав н/пл-ка.

3. отменяющие н. и с., снижающие размер ставок, отменяющие обязанности н/пл-ка, если закон-ные акты прямо это предуссматривают.

Наши рекомендации