Понятие налога и сбора. Элементы налога.

Понятие налога и сбора. Элементы налога.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средствв целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отличие:

· Налог безвозмездный, а сбор возмездный

· Налог регулярный характер , а сбор нет

· Разные цели взымания

Элементы налога:

-объект налогообложения(имущество, т е недвижимость, земля, транспорт; прибыль( доход) , операции по реализации)

-налоговая база( стоимостная , физическая или иная характеристика объекта)

-налоговый период–

-налоговая ставка-величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

-порядок исчисления- последовательность действий по определению суммы налога подлежащего уплате

-порядок и сроки уплаты

Помимо обязательных элементов, налоги могут содержать льготы:

-снижение ставки

-изъятие из объекта налогообложения отдельных операций или имущества.

В отношении налогов на имущество изъятия выражаются в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества

-освобождение от уплаты налога отдельных категорий налогоплательщиков физ и юр лиц.

Налогообложение и налоговая деятельность государства.

Налогообложение-это совокупность денежных отношений, одним из участников которых является гос-во или муниц образование, органы которого формируют общегосударственные фонды денежных средств для выполнения конституционных функций гос-ва по решению экономических, социальных, политических и иных задач.

Цели:

-фискальная(формирование бюджета по средствам взымания налогов и сборов)

-экономическая( регулирование экономики посредствам налога)

-социальная(снижать неравенство)

-экологическая(рациональное использование природными ресурсами)

-контрольная(проведение проверок)

-международная(п. договор об избежании двойного налога)

Налоговая деятельность государства является одним из направлений его финансовой деятельности и связана с таким направлением, как добывание государством денежных средств, необходимых для своего существования и обеспечения своего функционирования. Разумеется, государство добывает себе денежные средства не только посредством налогов - имеется еще много и других способов. Тем не менее налоги являются либо основным, либо одним из основных источников финансирования государства.

Цели:

1) формирование налоговой системы государства путем установления и введения налогов и их взаимного согласования (гармонизации);

2) определение компетенции органов государственной власти в области налогообложения и распределение их полномочий в данной сфере;

3) формирование системы специализированных налоговых органов государства (формирование налоговой администрации) и обеспечение их надлежащего функционирования;

4) организация и осуществление налогового контроля за соблюдением налогового законодательства, исполнением налоговых обязательств, а также исполнением других обязанностей, предусмотренных этим законодательством;

5) осуществление сбора налогов как путем их принудительного взимания, так и путем их самостоятельной уплаты налогоплательщиками; принудительное взыскание недоимок и пени, начисленных за просрочку уплаты налогов;

6) поддержание режима соблюдения законности в сфере налогообложения, включая установление юридической ответственности за нарушение налогового законодательства и привлечения к ответственности лиц, допустивших эти нарушения.

Методы налогообложения.

Под методом налогообложения понимается механизм изменения ставки налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы.

Выделяют четыре основных метода налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

1. При равном налогообложении устанавливается одинаковая сумма налога для каждого налогоплательщика без учета налогооблагаемой базы, имущественного положения налогоплательщика и т. п.

2. Пропорциональное налогообложение характеризуется одинаковой налоговой ставкой для каждого налогоплательщика, и размер ее не зависит от роста или уменьшения налоговой базы, чего нельзя сказать о сумме налога, которая соответственно изменению налоговой базы возрастает или уменьшается. Сегодня метод пропорционального налогообложения применяется в отношении доходов физических лиц: вне зависимости от размера дохода, подоходный налог взимается по ставке 13%.

3. Прогрессивное налогообложение. Суть заключается в увеличении ставки налога с ростом налоговой базы.

Существуют несколько видов прогрессивного налогообложения:

· простая поразрядная прогрессия. В данном случае налогооблагаемая база(например, 100 тыс. руб.) подразделяется на разряды и для каждого разряда устанавливается твердая сумма налога(оклад в абсолютной сумме).

· Для получения суммы налога необходимо правильно определить разряд. Неудобство данного метода заключается в неравномерности обложения лиц, получающих доходы, близкие к границам разряда. Например, суммы в 49 тыс. и 51 тыс. руб. будут облагаться соответственно 10 тыс. и 20 тыс. руб. налога;

· простая относительная прогрессия. Налогооблагаемая базав данном случаетакже делится на разряды, но эта дифференциация используется лишь для определения ставки налога, которая затем применяется ко всей сумме;

· сложная прогрессия. Налогооблагаемая база делится на разряды, для каждого из них устанавливается отдельная ставка. Однако в отличие от других видов прогрессивного налогообложения здесь каждый разряд существует самостоятельно, облагается по своей ставке. Суммы налога, определенные для каждого разряда, затем складываются, и таким образом определяется итоговая сумма налога.

Сложная прогрессия на сегодняшний день в мире применяется наиболее широко, что обусловлено повышенной плавностью налогообложения;

a. скрытые системы прогрессии. Эффект прогрессии в данном случае достигается не путем манипуляции со ставками, а иными методами, например путем предоставления неодинаковых налоговых льгот.

При регрессивном налогообложении налоговая ставка не растет по мере роста налоговой базы, а, напротив, снижается.

Принципы налогообложения.

Принцип налогообложения – основополагающее, базовое положение, лежащее в основе налоговой системы государства.

По Смиту

§ принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

§ принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

§ принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

§ принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов

По НК РФ:

· Принцип всеобщности и равенства налогообложения.

· Недискриминация налогоплательщика

· Экономический приоритет. Законодательная декларация этого прин­ципа ограничивает произвольное установление налогов и сбо­ров;

· Презумпции правоты собственника при толковании налогового законодательства. Все неустранимые сомнения и неясности законодательных актов в сфере налогообложе­ния трактуются в пользу налогоплательщика;

· Ясности и доступности.Каждый налогоплательщик должен точно знать, ка­кие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уп­лачивать в казну.

· Единство налоговой системы.Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны " для всех юридических и физических лиц.

· Равенство правовых статусов субъектов

· Подвижность (эластичность).Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

· Стабильность.Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в развитых странах нормальным интервалом считается 3-5 лет).

· Множественность налогов.Практическое применение принципа множественности налогов должно строиться на разумном сочетании прямых и косвенных налогов.

5. Предмет и метод налогового права. Система налогового права.

Налоговое право — подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

Предметом регулирования налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения:

1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций и физических лиц, перечисляемых в бюджетную систему;

2) по взиманиюналогов и сборов (включая отношения по их самостоятельной уплате налогоплательщиками и принудительному взысканию)

3) по осуществлению налогового контроля;

4) по привлечению к налоговой ответственностиза налоговые правонарушения;

5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

6)в процессе обжалования актов налоговых органов , действий (бездействий) должностных лиц.

Основными участниками налоговых правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные органы, банки, перечисляющие суммы налогов и сборов в бюджетную систему.

Метод- преимущественно императивный. При этом используется и диспозитивный (льготы)

Система: Общ часть: базовые принципы, система налогов, основания изменения, прекращения, обязанности по уплате налгов и сборов, права и обязанности участников налоговых отношений, формы и методы налогового контроля, виды и размеры ответственности, порядок админ защиты интересов налогоплательщиков.

Особенная часть: нормы права, регулирующие исчисление и уплату налогов и сборов.

ЕСХН

УСН

ЕНВД

Действие актов во времени

Вступление актов в силу

1) акты о сборах-вступают в силу не ранее чем через месяц после официального опубликования

2) акты о налогах не ранее 1 числа очередного налог-ого периода по соотв-му налогу

3) акты, устанавл-е новые налоги –не ранее 1 янв след года.

4) Акты улучш пложение налогопл может вступать в силу со дня их официального опубликования, если это прямо предусмотрено законом.

Обратная сила

· Акты о сборах, имеющие обратную силу

· устраняющие или смягкчающие отв-ть

· уст доп гарантии

· отменяющ налоги и сборы( если это пред-но законом)

· Снижающ размеры ставок( если это пред-но законом)

· устраняющ обязанности( если это пред-но законом)

Действие актов в пространстве на всей территории страны фед акты, акты субъекта на террит субъекта, акты оМСУ –на территории МО

Действие актов по кругу лиц-действует принцип территории согласно кот все лица , имеющие объект налогообл на территории РФ попадают под сферу действия закон-ва РФ. Также действует принцип резидентства ( для НДФЛ)

Субъекты налоговых правоотношений. Содержание налоговых правоотношений.

Налоговые правоотношения – это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций. В них участвуют органы государственной власти РФ, ее субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с ними возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти. Кроме того, также субъектами являются и кредитные организации – банки, которые принимают и зачисляют налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Кроме налогоплательщиков, в НК РФ названы налоговые агенты и сборщики налогов. Налоговые агенты – это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (в частности, предприятия и учреждения в отношении налогов из заработной платы работников). Налоги реализуются через налоговые правоотношения, которые возникают по поводу взимания этих налогов с физических лиц и организаций. Основным содержанием налогового правоотношения в этом случае является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных органов – обеспечить уплату налогов.

Требование об уплате налога и сбора: понятие и правовое значение.

Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

20. Понятие и способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
1) залогом имущества;
2) поручительством;
3) пеней;
4) приостановлением операций по счетам в банке;
5) наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Залог имущества. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом.

Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.
Поручительство.В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ, ГК РФ, договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем своих обязанностей в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Пеня. Пеня - это денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика.
Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации, налогового агента - организации, плательщика сбора - организации или налогоплательщика - индивидуального предпринимателя. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора.
Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Фактическим основанием приостановления операций по расчетным счетам в банке является:
1) неисполнение налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога;
2) непредставление налогоплательщиками налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока;
3) отказ от представления налоговых деклараций. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этими налогоплательщиками налоговой декларации.
Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке направляется налоговым органом в банк с одновременным уведомлением налогоплательщика-организации и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арест имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления. Арест имущества налогоплательщика-организации производится с участием понятых. Орган, производящий арест имущества, не вправе отказать налогоплательщику-организации (его законному и (или) уполномоченному представителю) присутствовать при аресте имущества. Проведение ареста имущества в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства.

Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Акт налоговой проверки должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки направляется ответственному участнику этой группы, который признается проверяемым. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя и вправе знакомиться со всеми материалами. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов. В ходе рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа:

· устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

· о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

· об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю). Решение о привлечении к ответственности консолидированной группы налогоплательщиков, вступают в силу по истечении 20 дней со дня вручения ответственному участнику этой группы. В случае подачи апелляционной жалобы указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

По выявленным налоговым органом нарушениям, за которые физические лица или должностные лица организаций подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченное должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в пределах своей компетенции. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных наказаний в отношении физических лиц и должностных лиц организаций, виновных в их совершении, производятся в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. В содержании акта налоговой проверки в том числе должны быть указаны:

• даты начала и окончания налоговой проверки;

• период, за который проведена проверка;

• наименование налога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;

• адрес места нахождения организации или места жительства физического лица;

• сведения о мероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговой проверки;

• перечень документов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;

• документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;

• выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.

После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может представить в налоговый орган свои возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.

В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, не отменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа вступает в силу с даты его утверждения вышестоящим налоговым органом. В случае, если вышестоящий налоговый орган, рассматривающий апелляционную жалобу, изменит решение нижестоящего налогового органа, решение нижестоящего налогового органа, с учетом внесенных изменений, вступает в силу с даты принятия соответствующего решения вышестоящим налоговым органом. По ходатайству лица, обжалующего решение налогового органа, вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Кассовый метод

Организации (за исключением банков) имеют право на определение даты получения дохода (осуществления расхода) по кассовому методу, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета налога на добавленную стоимость не превысила 1 млн руб. за каждый квартал. Применение кассового метода является правом, а не обязанностью организации. Поэтому при выполнении условий, предусмотренных 25 гл. НК РФ, для применения кассового метода необходимо сделать соответствующую запись в учетной политике для целей налогообложения на очередной налоговый период. Если в течение налогового периода указанный выше предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) будет превышен, то налогоплательщик обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала этого налогового периода и соответственно, произвести корректировку расчета налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме превышения предельного размера выручки, организация утрачивает право применения кассового метода при заключении договора доверительного управления имуществом или договора простого товарищества. При кассовом методе доходы признаются в день поступления денежных средств. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Уплата налога на прибыль организациями, применяющими кассовый метод, осуществляется в соответствии со ст. 286 НК РФ, - до 28 числа следующего месяца по квартальным авансовым платежам и до 30 марта следующего календарного года по налогу на прибыль по окончании налогового периода. Однако пользоваться кассовым методом не так уж выгодно, как может показаться. По кассовому методу должны быть оплачены как доходы, так и расходы. Например, торговая организация продала в розницу товары, получила денежные средства на расчетный счет, но со своим поставщиком за эти товары еще не рассчиталась. Налогооблагаемая база в этом случае будет выше, так как доход уже имеется, а расходов в части стоимости этих товаров еще нет.

Метод начисления

Расходы признаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты денежных средств и (или) иной формы их оплата. Датой получения дохода от реализации для целей налогообложения признается день отгрузки или передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав. Для внереализационных доходов дата их получения устанавливается индивидуально, в зависимости от вида дохода. Например, для доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, это будет дата расчетов или предъявления налогоплательщиком документов в соответствии с условиями заключенных договоров. Доходы (расходы) признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления (выплаты) денежных средств, иного имущества и имущественных прав.

Налоговый учет по налогу на прибыль организаций. Общие положения.

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством. Способом отображения хозяйственных событий в налоговом учете является запись налоговых проводок. Налоговые проводки аналогичны бухгалтерским проводкам и доступны к просмотру через журнал проводок налогового учета, который устроен аналогично журналу проводок бухгалтерского учета. Принципиальное отличие налоговой проводки от бухгалтерской заключается в том, что в записи налоговой проводки не требуется соблюдать правило двойной записи.

53. Специальные налоговые режимы (понятие, виды, общая характеристика).

ЕНВД

Госпошлина

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, сов

Наши рекомендации