Классные чины работников органов прокуратуры.
Прокуратура является вторым важнейшим после суда правоохранительным органом государства. К важности деятельности прокуратуры свидетельствует тот факт, что конституционные нормы закрепляющие организацию прокуратуры (ст.129 Конституции РФ), следуют непосредственно с нормами, посвященными судебной власти. Прокуратура занимает особое место среди правоохранительных органов, поскольку не относится ни к законодательной, ни к исполнительной, ни к судебной власти. Она является независимым правоохранительным органом, обеспечивающим соблюдение законности в государстве. Организация и деятельность прокуратуры, помимо Конституции РФ, закрепляется Законом РФ «о прокуратуре РФ», а также Федеральным законом «О внесении изменений дополнений в Закон РФ »О прокуратуре РФ». Цели деятельности прокуратуры заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства. Основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо него прокуратура осуществляет уголовное преследование лиц, совершивших уголовно- наказуемые деяния, координацию деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью участвует в правотворческой деятельности. Прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами.
Важным условием обеспечения независимости прокуроров и следователей прокуратуры при осуществлении их деятельности явл. неприкосновенность личности этих работников.
Работникам прокуратуры в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы присваиваются классные чины. Порядок присвоения классных чинов установлен Положением о классных чинах работников прокуратуры РФ от 30 06.1997. Для работников органов Прокуратуры установлено 11 классных чинов - от действительного государственного советника юстиции, чин присваемый Генеральному прокурору РФ) до младшего юриста. Право присвоения классных чинов принадлежит Президенту РФ ( первые четыре классных чина) и Генеральному Прокурору ( с пятого по 11 ый). Прокурорские работники являясь представителями гос. власти находятся под защитой гос-ва.
40. Принцип законности осуществления правосудия.
Правосудие -это осуществляемая судом правоохранительная деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел при неуклонном соблюдении требований закона и установленного им порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, справедливость и общеобязательность судебных решений. Законностью принято считать соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законов и др. правовых актов. В ч. 2 ст. 15 Конституции РФ указано, что органы гос. власти обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законы обязательны к исполнению на всей территории РФ. Особенностью современного понимания принципа законности является то, что он допускает при определенных условиях возможность неприменения судами федеральных законов. ( напр. противоречие международным законам). Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что там, где нет соблюдения закона, нет правосудия.
1. Правосудие основанное на принципе законности - это вид государственной деятельности может осуществляться только конкретными способами, а не произвольно, по усмотрению каких-то должностных лиц или органов.
2. Этот вид гос. деятельности может осуществляться с соблюдением особого порядка (процедуры), который детально регламентируется законом.
3. Правосудие может осуществляться только особым органом - судом (судьей). Никакой другой орган или должностное лицо не вправе осуществлять эту деятельность.
Правосудие осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ). Только суд, действующий на основании предписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему наказание (ст.49 Конституции РФ). Круг органов, уполномоченных вершить правосудие четко ограничен названными выше законами. Это - Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ, верховные суды и высшие арбитражные суды республик, краевые, городские, областные суды и арбитражные суды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов, районные народные суды, военные суды. Государство доверяет оправление правосудия только компетентным органам. Акты правосудия (приговоры и др.) требуют немедленного и обязательного исполнения. Отменять или изменять их могут только вышестоящие судебные органы. Впервые этот принцип (осуществление правосудия только судом) был применен в ходе судебной реформы 50-х 60-х годов, когда были оглашены факты репрессий (уголовных наказаний) ни в чем не повинных граждан.
57. Сущность предварительного следствия и порядок его производства.
Органы предварительного следствия РФ руководствуются в своей деятельности -Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960г. Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст.126 УПК. Там же устанавливается подследственность, т.е определение того, какие категории дел должны рассматриваться следователями различной ведомственной принадлежности: 1. следователи прокуратуры уполномочены рассматривать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека, на порядок исполнения обязанностей по службе на некоторых должностных лиц гос. органов, в т.ч. и правоохранительных органов. 2. следователи федеральной службы безопасности -рассм.наиболее опасные преступления против гос. строя и общественной опасности (бандитизм, измена, шпионаж коррупция). 3. Следователи федеральных органов налоговой полиции-преступления против гос. системы налогообложения. 4. следователи органов внутренних дел -преступления против собственности, общественного порядка и др.
Полномочия- Закон наделяет следователя определенными полномочиями. Он самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных и иных процессуальных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий (напр. прекращение угол. дела по некоторым основаниям). Следователь обязан выполнять указания прокурора. Но закон предусматривает для следователя при несогласии с указаниями прокурора обращение в вышестоящую прокуратуру с письменным изложением своих возражений. Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер, а именно следователь вправе давать органам дознания письм. указания о производстве оперативно - розыскных действий по конкретному делу, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания. Постановлении сл-ля обязательны для исполнения предприятиями, должностными лицами и гражданами. Следователямимогут назначаться граждане РФ, имеющие высш. юр или спец. образование, обладающие профессиональными, моральными качествами и здоровьем для выполнения своих обязанностей. В зависимости от квалификации могут наз. следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам. Но для всех следователей обязательно подчинение единым требованиям законов, Конст. РФ, УПК.
К органам предварительного следствия РФ относятся Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная служба налоговой полиции РФ, органы прокуратуры. Среди задач органов предварительного следствия:- быстрое и полное раскрытие преступлений; - своевременное привлечение к уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений;- выявление причин и условий, способствовавших преступлениям, и принятие мер к их устранению. Основные правила предварительного следствия- правила производства следствия, описанные в Уголовно-процессуальном кодексе, одинаковы для всех ведомств, его производящих.
- предварительное расследование производится в форме либо предварительного следствия, либо дознания.
- поводом к возбуждению уголовного дела могут быть чье-либо заявление, сообщение в печати, явка с повинной и т.д. - основанием для возбуждения уголовного дела являются фактические данные, указывающие на наличие объекта и объективной стороны преступления. - перед возбуждением уголовного дела, в течение 3-10 дней, проводятся проверочные действия в виде осмотра места происшествия, медицинского освидетельствования, получения объяснений очевидцев, ревизии. - только после возбуждения уголовного дела можно проводить следственные действия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом. - минимальный срок следствия - 2 месяца, он может быть продлен через вышестоящих прокуроров, максимальный срок следствия не ограничен, за исключением случаев истечения срока давности (кроме случаев сокрытия от следствия или по судам или по делам о преступлениях, за которые предусмотрена смертная казнь, или по делам о преступлениях против человечества). - само предварительное следствие состоит их неотложных и обычных следственных действий (допросов, очных ставок, опознаний и пр.), процессуальных действий, мер процессуального принуждения, оперативно-розыскных действий, все это оформляется в уголовное дело. - при установлении виновного, он привлекается в качестве обвиняемого, обеспечивается защитником и знакомится с материалами уголовного дела, также с ними знакомится потерпевший, гражданский истец и гражданский ответчик. - само предварительное расследование заканчивается либо составлением обвинительного заключения (с обязательным утверждением, соответствующим прокурором), либо постановлением о прекращении уголовного дела (с последующей его проверкой в прокуратуре), либо постановлением о приостановлении следствия (если обвиняемый скрылся), либо постановлением о направлении дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Дознаниеявляется формой предварительного расследования. Его производство основывается на том же законодательстве, что и предварительное следствие. Акты органов дознания, принятые в пределах их компетенции имеют такое же юр. значение. Помимо выполнения общих с органами предварит. следствия обязанностей на органы дознания возлагается производство необходимой оперативно-розыскной деятельности в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.Это деятельность не является дознанием, а от-ся к самостоятельной функции. Ее выполнение возлагается только на те органы дознания, которые располагают оперативными службами. Органы дознания - милиция, командиры воинских частей, органы гос-безопасности, начальники тюрем, колоний, СИЗО, ЛТП, органы гос-пожарного надзора, органы пограничной охраны, федеральные органы налоговой полиции, капитаны судов, начальники зимовок, таможенные органы. Существует 2 формы дознания - дознание по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, начатое органом дознания, состоит из производства неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов преступления. К таким действиям относятся - осмотр, обыск, выемка, задержание и допрос подозреваемых, освидетельствование, допрос потерпевших и свидетелей. О начале такого дознания прокурор уведомляется немедленно. Это происходит не более 10 дней. Затем дело направляется следователю. По делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания проводит расследование в полном объеме, заканчивая его составлением обвинительного заключения. Это идет до 1 месяца. Дознание по подавляющему большинству дел проводит милиция, которая является сост. часть. системы органов МВД РФ.