Классные чины (воинские звания) прокурорских работников

В соответствии со ст. 51 Закона «О прокуратуре РБ» и Положением о прохождении службы в органах прокуратуры РБ, утвержденным Указом Президента РБ от 27 марта 2008 г. № 181, прокурорским работникам присваиваются классные чины, работникам военной прокуратуры – воинские звания.

Установлены следующие классные чины, соответствующие определенным воинским званиям:

- государственный советник юстиции 1-го класса – генерал-полковник;

- государственный советник юстиции 2-го класса – генерал-лейтенант;

- государственный советник юстиции 3-го класса – генерал-майор;

- старший советник юстиции – полковник;

- советник юстиции – подполковник;

- младший советник юстиции – майор;

- юрист 1-го класса – капитан;

- юрист 2-го класса – старший лейтенант;

- юрист 3-го класса – лейтенант.

Классные чины Государственного советника юстиции первого, второго и третьего класса и соответствующие им воинские звания присваиваются Президентом. Президентом присваивается и воинское звание полковник юстиции (применительно к работникам военной прокуратуры), иные классные чины – Генеральным прокурором. Воинские звания прокурорским работникам военных прокуратур (от подполковника юстиции и ниже) присваивает Министр обороны по согласованию с Генеральным прокурором.

Прокурорские работники, которым присвоены классные чины, состоят в них, как правило, пожизненно.

97. Меры поощрения и дисциплинарной ответственности прокурорских работников

К прокурорским работникам могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности (ст.ст. 54-55 Закона «О прокуратуре РБ», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры РБ).

За особые заслуги перед государством и с учетом личного вклада в обеспечение законности и правопорядка к прокурорскому работнику могут быть применены следующие меры поощрения:

- объявление благодарности;

- единовременное денежное вознаграждение;

- награждение ценным подарком;

- награждение Почетной грамотой Генерального прокурора;

- занесение на Доску почета Генеральной прокуратуры;

- досрочное присвоение классного чина;

- присвоение очередного классного чина на одну ступень выше положенного по занимаемой должности;

- присвоение классного чина на ступень выше очередного;

- награждение нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры РБ»;

- присвоение в установленном порядке почетных званий «Заслуженный работник органов прокуратуры РБ», «Заслуженный юрист РБ» и награждение другими государственными наградами РБ;

- досрочное снятие дисциплинарного взыскания;

- иные меры поощрения, предусмотренные законодательством о государственной службе и о труде.

Применять меры поощрения вправе в рамках своей компетенции все прокуроры (руководители соответствующих прокуратур).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине прокурорского работника возложенных на него служебных обязанностей, превышение должностных полномочий, нарушение служебной дисциплины, а равно за несоблюдение установленных Законом «О прокуратуре РБ» и другими законодательными актами ограничений, связанных с государственной службой, прокурорский работник несет дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.

На прокурорского работника могут быть наложены следующие дисциплинарные взыскания:

- замечание;

- выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в классном чине на срок до шести месяцев;

- понижение в должности на срок до шести месяцев;

- лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры РБ»;

- освобождение от занимаемой должности (увольнение);

- освобождение от занимаемой должности (увольнение) с лишением классного чина.

Налагать дисциплинарные взыскания имеют право руководители всех звеньев прокуратуры в пределах своей компетенции. Дисциплинарное взыскание прокурорскому работнику объявляется приказом. Дисциплинарное взыскание снимается с прокурорского работника по истечении года со дня его наложения. Возможно также досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Тема 10

ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

10.1. Понятие и задачи предварительного расследования преступлений

Одним из условий для направления большинства уголовных дел в суды первой инстанции является наличие проведенного по данному преступлению первоначального расследования. Подобное расследование именуется предварительным расследованием уголовных дел, так как на его основе суд проводит повторное самостоятельное судебное разбирательство.

Под предварительным расследованием понимают деятельность специальных органов и должностных лиц по возбуждению уголовных дел, раскрытию преступлений, изобличению виновных лиц в совершении преступлений, выяснению существенных обстоятельств уголовного дела, собиранию, проверке и закреплению доказательств по делу. При подтверждении в ходе предварительного расследования наличия оснований для уголовной ответственности и наказания лиц уголовное дело передается в суд. При отсутствии таких оснований производство предварительного расследования прекращается.

Задачами предварительного расследования являются: быстрое и полное расследование преступлений; изобличение виновных лиц; обеспечение при проведении предварительного расследования правильного применения закона.

Предварительное расследование осуществляется в двух процессуальных формах – в форме дознания либо же в форме предварительного следствия. Принципиальное различие между ними состоит, во-первых, в том, что дознание и предварительное следствие проводится различными органами. Дознание по делу проводится органами дознания, а предварительное следствие – органами предварительного следствия. Совокупность данных органов именуется органами предварительного расследования. Во-вторых, дознание и предварительное следствие отличаются друг от друга по объему и значимости совершаемых следственных и процессуальных действий (см. пункты 10.2 и 10.3 данной темы).

Органы дознания и предварительного следствия расследуют уголовные дела посредством совершения предусмотренных УПК процессуальных действий (допросов, осмотров, выемок, обысков и др.).

10.2. Органы предварительного следствия

По всем уголовным делам предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия. Оно осуществляется органами предварительного следствия. В соответствии с законодательством (ст. 180 УПК) органами предварительного следствия являются: следователи Следственного комитета РБ и следователи органов государственной безопасности. Каждый из указанных органов проводит предварительное следствие только по преступлениям, отнесенным УПК к их компетенции.

Следователи являются процессуально независимыми лицами: все решения о производстве следственных и других действий они, по общему правилу, принимают самостоятельно. Следственный комитет (СК) является государственным правоохранительным органом и органом предварительного следствия. Подчинен Президенту РБ. Система СК централизована и состоит из центрального аппарата СК, управлений СК по областям и г. Минску, районных (межрайонных), городских, районных в городах отделов СК.

СК возглавляет председатель СК, у которого имеется 4 заместителя. Председатель СК и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РБ.

Следственные органы Комитета государственной безопасности действуют в центральном аппарате КГБ, а также в управлениях Комитета государственной безопасности по областям, г. Минску и управлении КГБ на транспорте.

Органы дознания

Государственными органами и должностными лицами, уполномоченными уголовно-процессуальным законом (ст. 37 УПК) осуществлять дознание, являются:

1) Министерство внутренних дел, территориальные органы внутренних дел;

2) органы государственной безопасности – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов по уголовным делам о преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащих, о преступлениях, совершенных гражданским персоналом Вооруженных Сил РБ, других войск и воинских формирований в связи с исполнением ими служебных обязанностей в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, органа пограничной службы или его подразделения;

4) начальники учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, следственных изоляторов – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а равно по уголовным делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;

5) Государственный пограничный комитет, территориальные органы пограничной службы, орган пограничной службы специального назначения по уголовным делам о преступлениях, выявляемых при выполнении возложенных на органы пограничной службы задач;

6) таможенные органы – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

7) органы финансовых расследований – по уголовным делам, отнесенным законом к их ведению;

8) органы государственного пожарного надзора по уголовным делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;

9) капитаны морских или речных судов, командиры воздушных судов, находящихся вне пределов РБ – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на судах;

10) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РБ – по делам о преступлениях, совершенных в пределах территории дипломатических представительств и консульских учреждений.

На органы дознания в зависимости от характера преступления возлагаются:

- прием, регистрация и рассмотрение заявлений и сообщений о любом преступлении;

- проведение проверки по заявлению или сообщению о преступлении, принятие по ним процессуальных решений (о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении уголовного дела и т. д.);

- производство неотложных следственных и других процессуальных действий по уголовным делам (в случае возбуждения уголовного дела орган дознания вправе в течение десяти суток проводить неотложные следственные и другие процессуальные действия для установления и закрепления следов преступления, затем уголовное дело передается для производства следователю); – проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий и принятие иных мер в целях обнаружения преступлений и выявления лиц, их совершивших, а также предупреждение и пресечение преступлений.

Милиция является одной из структур органов внутренних дел. Вопросы, связанные с организацией и деятельностью милиции урегулированы Законом РБ от 17 июля 2007 г. «Об органах внутренних дел РБ», иными нормативными правовыми актами.

Под милицией понимают систему подразделений органов внутренних дел, призванную защищать жизнь, здоровье, честь, достоинство, права, свободы и законные интересы граждан, права и законные интересы организаций, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств. Милиция состоит из криминальной милиции, милиции общественной безопасности и иных подразделений, создаваемых для выполнения задач милиции по решению Министра внутренних дел, если иное не определено Президентом РБ.

Криминальная милиция решает задачи профилактики, выявления, пресечения преступлений, розыска лиц, их совершивших, лиц, скрывающихся от органов, ведущих уголовный процесс, лиц, уклоняющихся от отбывания наказания и иных мер уголовной ответственности, без вести пропавших и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, идентификации неопознанных трупов. В состав криминальной милиции входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по наркоконтролю и противодействию торговле людьми, по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, экспертно-криминалистические, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности криминальной милиции.

Милиция общественной безопасности решает задачи обеспечения личной и имущественной безопасности граждан, общественной безопасности, охраны общественного порядка, профилактики, выявления, пресечения преступлений, административных правонарушений, розыска лиц, их совершивших, и других лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ, другие задачи. В состав милиции общественной безопасности входят оперативно-дежурные службы, служба участковых инспекторов милиции, уголовно-исполнительные инспекции, инспекции по делам несовершеннолетних, строевые подразделения милиции, государственная автомобильная инспекция, дорожно-патрульная служба, подразделения, предназначенные для содержания лиц, совершивших преступления, административные правонарушения, а также другие подразделения, необходимые для осуществления деятельности милиции общественной безопасности.

Наши рекомендации