Глава 5информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами

5.1 ХАРАКТЕРИСТИКА И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Информация это знания, сведения, данные, получаемые и накапливаемые в процессе развития науки и практической деятельности людей, которые могут быть использованы в общественном производстве и при управлении его эффективностью.

Понятие «информация» может быть истолковано как некоторая совокупность сведений (сообщений), определяющих меру наших знаний о тех или иных событиях, явлениях, факторах и их взаимосвязи.

В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995г. под информацией понимают сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под термином информационные ресурсы подразумевают отдельные документы и массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

Информацию в разных видах документов считают первичной до момента ее копирования и тиражирования.

Первоочередная задача государства - сохранение первичных документов.

Государственные органы, учреждения и предприятия обладают собственными информационными ресурсами, которые часто становятся объектом интересов других ведомств и организаций, вследствие чего эта информация становится товаром.

Информация должна быть зафиксирована на материальном носителе и храниться в течение определенного периода времени или «цикла жизни», в котором можно выделить следующие стадии:

Хранение. Информация, прежде чем она может быть обработана или использована, она хранится в какой-либо памяти на материальном носителе;

Преобразование. Хранящаяся информация может быть преобразована в некоторую более удобную форму для хранения, передачи, обработки, восприятия;

Передача. Информация непрерывно передается от источника к запоминающему устройству, на обработку, пользователю для принятия решения и т. д.

Характеристика информации на верхних уровнях менее подробна, чем на нижних, а решаемые задачи содержат больше неопределенности. Для уменьшения неопределенности увеличивают полноту информации, но при этом увеличивается объем и время ее обработки. Для принятия управленческого решения можно иметь и минимальное количество информации.

На верхнем уровне управления доминируют неструктурированные проблемы и значительная неопределенность условий принятия решений. На среднем уровне управления преобладают слабоструктурированные проблемы и ситуации, приводящие к принятию решений в условиях риска. Для нижнего уровня управления характерны хорошо структурированные проблемы и высокая определенность условий принятия решений.

Целесообразно различать информацию, необходимую для планирования и оперативного управления.

Задачи планирования, как правило, характеризуются большим объемом вычислительной работы и большой размерностью. Время решения этих задач обычно велико и не является лимити­рующим, частота изменения исходных данных невелика, достовер­ность данных мала, а точность решения определяется в основном достоверностью исходных данных.

Объем вычислений для задач оперативного управления невелик, частота же их поступлений в обслуживающие узлы достаточно объемная. Время решения, как правило, небольшое и является лимитирующим. Частота изменения исходных данных, их достоверность также велики. Точность решения задачи обычно определяется качеством алгоритмов.

На уровне управляющих структур выделяется, четыре группы видов деятельности, в которых земельно-кадастровая информация играет важную роль. К таким группам можно отнести решение задач: проектно-изыскательских, административно-управленческих, социально-экологических, планирования стратегии развития региона (рис. 5.1.1).

Административно-управленческие задачи
(-) Важность информации (+)
(+) Корректность и достоверность (-) информации
Задачи планирования стратегии развития региона

Рисунок 5.1.1 -Группы задач управления земельными ресурсами

Первые три группы решают оперативно-тактические исполнительские задачи, последняя обеспечивает стратегическую поддержку процесса принятия решения. Эти группы взаимно переплетены, хотя каждая из них предъявляет различные требования к объему и уровню генерализации земельно-кадастровой информации.

Для решения административно-управленческих задач необходимы большие базы земельно-кадастровых данных по правовому регулированию земельных отношений (регистрации субъектов земельных отношений, недвижимости, формирования их многообразия и т. д.).

Для подготовки решений по планированию развития регионов необходима земельно-кадастровая информация более высокого уровня, т. е. на этом уровне необходима генерализованная достоверная информация, позволяющая принимать стратегические решения по инновационной и налоговой политике, планированию размещения отраслей народного хозяйства, экологии и защите окружающей среды, формированию процессов аграрной и земельной реформы.

К основным методам сбора информации для целей управления земельными ресурсами следует отнести: съемки и обследования; запрос и получение данных из разных источников; расчет и моделирование; анкетный опрос; испытания системы - «пилот-проекты» и др.

В структуре управления показанной на рисунке 5.1.2. выделяют направления движения информации:

нормативно-правовой информации сверху вниз с последующим аккумулированием ее на нижних уровнях;

передача первичной информации о состоянии земельных ресурсов и рассредоточение ее по соответствующим уровням управления;

снизу вверх - передача вторичной информации о состоянии земельных ресурсов и отчетность нижележащих территориальных органов Росреестра перед вышестоящими уровнями.

  Программы; инвестиции; распоряжения; законы; статьи; реклама
  Методические повторяющиеся; разовые акции; плановые; оперативные
  Организационные; правовые; информационные
Уровень проблем; среда распространения; тип информации; взаимосвязи потоков
Политические; хозяйственные (экономические); социальные
Системный анализ информационных потоков
Формирование целевых установок
Управление информацией
Определение переменных управления
Описание способов действий
Управляющие решения

Рисунок 5.1.2 - Структура управления информацией

Наши рекомендации