Основания для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Не может быть отменено в порядке надзора правильное по существу решение, определение или постановление по одним лишь формальным соображениям. Не является основанием к отмене решения, определения или постановления, например, такое нарушение норм процессуального права, которое не привело и не могло привести к неправильному разрешению дела.

Судебные постановления, указанные в части 3 статьи 308.1 АПК РФ, подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;

Речь идет о нарушении фундаментальных прав и свобод граждан и организаций, нарушение которых несовместимо с конституционными принципами, с международно-правовыми стандартами защиты прав человека и основных свобод, в том числе права на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, в разумный срок (ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).

Права гражданина представляют собой естественные правомочия, получившие закрепление в нормативных правовых актах конкретного государства. Права гражданина обязательно закреплены в конституции и иных законодательных актах, а следовательно, государством обязательно провозглашается и обеспечивается их защита. В частности, права граждан Российской Федерации закреплены Конституцией и иными законодательными актами РФ.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы". Сюда относится: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т.д. По смыслу и содержанию данной статьи эти категории можно считать равными.

Анализ позволяет заметить, что законодатель выходит за рамки нормативных правовых актов РФ, устанавливающих права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Это объясняется действием ч. 4 ст. 15 Конституции, которая составной частью правовой системы РФ признает общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Единообразное толкование и применение судами норм права возложено Конституцией на ВС РФ (ст. 126 Конституции). Последний способствует единообразному толкованию и применению норм права посредством:

- официального опубликования обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства;

- постановлений Пленума ВС РФ по вопросам судебной практики;

- постановлений Президиума ВС РФ;

- определений Судебных коллегий ВС РФ.

Толкование правовых норм представляет собой уяснение смысла, буквы, духа применяемого закона.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Ст. 308.11 АПК

Что касается полномочий президиума, он примерно такой же, как и в кассации:

- оставить без изменения, жалобу без удовлетворения (если существенных нарушений нет);

- отменить судебный акт (полностью или в части) и направить дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, при этом может быть указано на рассмотрение дела в ином составе суда (реализуется тогда, когда допущены существенные процессуальные нарушения, которые невозможно устранить в президиуме);

- отменить судебный акт (полностью или в части) и прекратить производство по делу либо оставить иск без рассмотрения в соответствующей части (действуют общие нормы ст.148,150 АПК с учетом специфики данной инстанции – нельзя оставить иск без рассмотрения в виду того что иск не явился 2 раза в заседание);

- оставить в силе один из ранее принятых судебных актов;

- изменить или отменить судебный акт (полностью или в части) и принять новый судебный акт не передавая дело на новое рассмотрение (если допущена ошибка в применении или толковании норм материального права);

- оставить надзорную жалобу без рассмотрения (если она была ошибочно принята, т.е. подана с нарушением требований ст.308.1 и 308.2 АПК).
Если дело направляется в нижестоящий суд, то президиум может дать обязательные указания о применении или толковании конкретных норм права.

Если дело разрешается самим президиумом без передачи дела в другой суд, то президиум исходит только из тех фактов, которые были установлены в первой и апелляционной инстанции. Новые факты он не может устанавливать и не может считать опровергнутыми те факты, которые уже установлены.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации проверяет правильность применения и (или) толкования норм материального права и (или) норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении. В интересах законности Президиум Верховного Суда Российской Федерации вправе выйти за пределы доводов, изложенных в надзорных жалобе, представлении. При этом Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые не обжалуются.

При рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Верховного Суда Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, либо предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Содержание постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ. Обязательность указаний, содержащихся в постановлении.

Ст. 308.11 АПК

В постановленииПрезидиума Верховного Суда Российской Федерации должны быть указаны:

1) наименование и состав суда, принявшего постановление;

2) дата и место принятия постановления;

3) дело, по которому принято постановление;

4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление, его процессуальное положение, место нахождения или место жительства;

5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

6) содержание обжалуемых судебных актов;

7) выводы Президиума Верховного Суда Российской Федерации по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления;

8) мотивы, по которым Президиум Верховного Суда Российской Федерации пришел к своим выводам, со ссылкой на законы, которыми он руководствовался при принятии постановления.

Постановление подписывает председательствующий в заседании. Постановление вступает в силу немедленно после его объявления. В дальнейшем пересмотр данного постановления возможен исключительно в порядке главы 37 АПК, т.е. «пересмотр по вновь открывшимся или новым обстоятельствам». В этой связи необходимо обратить внимание, что помимо того что суд рассматривает конкретный спор – постановление президиума подлежит официальному опубликованию на официальном сайте в сети «Интернет» и доступно для ознакомления, в этой связи постановления президиума в значительной степени формирует судебную практику, т.е. в дальнейшем можно ссылаться на это постановление при разрешении других дел. И принимая постановление, Президиум должен решить еще один важный вопрос: изменяет ли данное постановление сложившуюся судебную практику – если постановление идет в разрез с той практикой, которая установилась в практике нижестоящих судах - то он может сделать:

- ничего не указывать, тогда данное постановление порождает последствия только на будущее время, ранее рассмотрение дела, которые противоречат позициям ВС РФ, пересмотру не подлежат;

- в постановлении президиума может быть указано, что данное постановление служит основанием для пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам по ст.311 АПК. Здесь тоже может быть несколько вариантов: если ограничится такой формулировкой, то за пересмотр других дел будут иметь все правовые позиции, изложенные в данном постановлении; и другой вариант – может указать, что отдельные правовые позиции служат основаниями для пересмотра. Т.е. получается, что оговорено, то можно пересматривать по ним, а по остальным – только на будущее время.

Наши рекомендации