Обжалование и проверка судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора

В результате изучения темы студент должен

Знать

Правовую природу участия прокурора в гражданском судопроизводстве

Цели и основания участия прокурора в гражданском процессе

Формы участи прокурора в гражданском процессе я

Уметь

Уметь использовать международный опыт, российскую судебную и прокурорскую практику в гражданском судопроизводстве

Владеть

Навыками применения современных правовых инструментов для решения практических задач

Произведенная реформа процедур пересмотра судебных актов сильно сблизила кассационный порядок обжалования и обжалование судебных актов в порядке надзора. В порядке надзора могут быть обжалованы судебные постановления по делам, которые уже были рассмотрены Верховным Судом РФ по первой инстанции или в порядке апелляционного или кассационного обжалования.

Надзорные жалобы и представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ лицами, участвующими в деле, или иными лицами, законные интересы которых были нарушены принятым судебным постановлением. Такие акты могут быть оспорены в течение трех месяцев с момента их вступления в законную силу.

Так же, как и в кассационном порядке, судья Верховного Суда РФ вправе исследовать обстоятельства дела по материалам, приложенным к жалобе или представлению, или же вправе истребовать обжалуемое дело. В последнем случае он вправе приостановить исполнение вступившего в законную силу судебного постановления.

Судебные акты, рассматриваемые в порядке надзора, подлежат отмене или изменению, если Президиумом Верховного Суда РФ были установлены нарушения:

1) прав и свобод человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов;

3) единообразия в толковании и применении судами норм права.

В отличие от норм АПК РФ о надзоре (гл. 36 АПК РФ), в ГПК РФ в новой редакции сохранится положение об особых правах Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя на внесение в Президиум представления о пересмотре дел в порядке надзора. Однако действующие положения ст. 389 ГПК РФ были дополнительно ограничены запретом на участие Председателя Верховного Суда РФ или его заместителя в рассмотрении своего представления, запретом на внесение представления по истечении шести месяцев после вступления судебного акта в законную силу, а также указанием на то, что Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель могут внести указанное представление только по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора.

Представление может быть подано в Президиум Верховного Суда РФ только в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального или процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных актов и лишили участников спорных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, либо существенно ограничили эти права.

К таким нарушениям отнесены, в частности, ограничения права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон.

Полномочия суда надзорной инстанции практически ничем не отличаются от полномочий суда кассационной инстанции (оставить жалобу без удовлетворения; отменить полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; отменить постановление полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; оставить в силе одно из ранее принятых по делу судебных постановлений; отменить либо изменить постановление суда и принять новое, не передавая дело на новое рассмотрение, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права).

В законе уточняется, что при направлении дела на новое рассмотрение Президиум Верховного Суда РФ может указать на необходимость рассмотрения дела в ином составе судей.

В постановлении Президиума должны быть указаны: 1) наименование и состав суда, принявшего постановление; 2) дата и место принятия постановления; 3) дело, по которому принято постановление; 4) наименование лица, подавшего надзорные жалобу, представление; 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ; 6) содержание обжалуемых судебных постановлений; 7) выводы Президиума ВС РФ по результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления; 8) мотивы, по которым Президиум ВС РФ пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми он руководствовался. Судебные акты суда надзорной инстанции вступают в силу со дня их принятия и не подлежат обжалованию.



Наши рекомендации