Виды налогов французской налоговой системы
Французская налоговая система включает четыре категории налогов (налоги первых трех категорий направляются, за некоторыми исключениями, в центральный бюджет).
1. Налоги, взимаемые с доходов.
1) Налог на доходы физических лиц был введен во Франции в 1914 г. Он взимается со всех видов доходов домохозяйств независимо от их происхождения, включая доходы, полученные в промышленности, сельском хозяйстве и торговле, земельные доходы, заработную плату, пенсии, пожизненную ренту, доходы с капитала, с движимого имущества и пр.
При расчете налоговой базы для налоговых резидентов учитывается доход, полученный как во Франции, так и за ее пределами, для нерезидентов – только доход, полученный в национальных границах. Налоговыми резидентами Франции считаются лица, имеющие основное место жительства или пребывания в стране, или осуществляющие профессиональную деятельность и работающие по найму (кроме случаев выполнения второстепенных функций), или имеющие здесь центр экономических интересов. Французские государственные служащие, работающих за пределами национальных границ, уплачивают налог только в том случае, если с них не взимается совокупный подоходный налог в иностранном государстве.
Расчет подоходного налога очень сложен. Физическое лицо подает декларацию о доходах в территориальный налоговый центр, который рассчитывает сумму налога, подлежащего уплате в бюджет. При этом подоходным налогом облагается семья в целом.
Сначала по соответствующим правилам взимаются налоги и социальные отчисления с каждого вида дохода в отдельности (с применением соответствующих вычетов и льгот), и лишь затем все чистые доходы налогоплательщика суммируются и подвергаются налогообложению по прогрессивной ставке в диапазоне от 0 до 45% (до 2014 г. максимальная ставка налога составляла 41%). Если средний доход на одного члена семьи превышает 250 тыс евро, применяется дополнительная ставка (3% на доходы от 250 до 500 тыс евро и 4% - свыше 500 тыс евро).
При расчете налога на доходы физических лиц учитывается состав семьи. Сначала с помощью специальных семейных коэффициентов[i] (система семейных коэффициентов применяется во Франции с 1945 г.) определяется средний доход на каждого члена семьи (совокупный доход домохозяйства делится на коэффициент). Так, например, если в семье двое взрослых и один ребенок, семейный коэффициент составит 2,5 (двое детей – 3; в случае рождения третьего и последующих детей коэффициент в каждом случае увеличивается на 1). Рассчитанный таким образом доход делится на пять частей, для каждой части применяется своя налоговая ставка и определяется сумма налога, подлежащего уплате каждым членом семьи.
Таблица 2. Ставки подоходного налога во Франции в зависимости от дохода на каждого члена семьи, доходы, полученные в 2016
Средний доход на каждого члена семьи (Д), евро | Налоговая ставка, % |
Д ≤ 9 690 | |
9 690 ‹ Д ≤ 26 764 | |
26 764 ‹ Д ≤ 71 754 | |
71 754 ‹ Д ≤ 151 956 | |
Д › 151 956 |
Составлено по: LOI n∙ 2016-1654 du 29 décembre 2016 de finances pour 2017 (www.legifrance.gouv.fr)
Умножив ее на семейный коэффициент, получают валовый подоходный налог, подлежащий уплате домохозяйством. Однако и он может быть снижен в том случае, если домохозяйство осуществляет расходы на личные нужды, которые стимулируются государством по экономическим или социальным мотивам (например, в связи с расходами на школьное образование детей, участием в капитале малого и среднего предприятия). После применения дополнительных налоговых вычетов получают чистый подоходный налог.
Немногим более половины налогоплательщиков (53,5% в 2012 г.) уплачивают налог на доходы физических лиц, что в основном и определяет незначительную долю налога в доходах государственного бюджета.
Итак, налог на доходы физических лиц является инструментом стимулирования семьи, поощрения расходов домохозяйств на экономически и социально значимые цели, оказания помощи малоимущим
Помимо подоходного налога с доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Франции, взимаются единый социальный налог, налог на погашение долга системы социальной защиты и социальный налог (входят в следующую категорию).
2) Социальные налоги, взимаемые с физических лиц.
С момента создания системы социальной защиты в 1945 г., ее финансирование осуществлялось преимущественно за счет социальных взносов работодателей, предпринимателей и независимых работников. Однако в условиях кризиса французской социальной системы были введены единый социальный налог, налог на погашение долга системы социальной защиты и социальный налог.
Единый социальный налог применяется с 1991 г. для дополнительного финансирования системы социальной защиты. Взимается со всех доходов домохозяйств по пропорциональной ставке 8,2%.
Налог на погашение долга системы социальной защиты был введен Ордонансом от 24 января 1996 г., взимается с физических лиц по пропорциональной ставке 0,5% и перечисляется в Фонд погашения долга системы социальной защиты.
Социальный налог действует с 1998 г., уплачивается с 2016 г. по ставке 4,5% (ранее - 2,2%) физическими лицами с доходов от эксплуатации имущества и размещения финансовых средств, перечисляется в Фонд солидарности старости, Национальную кассу страхования по старости и Резервный пенсионный фонд. Он подлежит вычету из налогооблагаемой базы при расчете подоходного налога.
3) Налог на прибыль организаций. Плательщиками этого налога являются фирмы, действующие на территории Франции (как французские, так и иностранные): акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, акционерно-коммандитные товарищества и, в некоторых случаях, организации других форм. При этом прибыль французских фирм, расположенных за пределами национальных границ, данным налогом не облагается.
Номинальная ставка налога на прибыль организаций составляет 33, 1/3%, однако налоговое законодательство предусматривает возможности ее снижения. Так, например, с фирм, товарооборот которых в отчетном году оказался менее 7 630 тыс евро, налог с 38 120 евро взимается по ставке 15% при условии, что физическим лицам принадлежит не менее 75% капитала организации[ii]. С прибыли общества с ограниченной ответственностью, участниками которого являются члены одной семьи, взимается подоходный налог. Также подоходный налог могут уплачивать общества с ограниченной ответственностью с числом занятых менее 50 человек и годовым товарооборотом менее 10 млн евро в том случае, если они созданы не более 5 лет назад.
Предусмотрен режим фискальной интеграции для групп, который позволяет материнской компании объединять налоговые обязательства всех принадлежащих ей фирм.
4) Налоги на фонд заработной платы уплачиваются работодателями и включают налог на заработную плату, налог на профессиональную подготовку и отчисления работодателей на развитие системы непрерывного профессионального обучения.
Налог на заработную плату взимается по прогрессивной шкале в диапазоне от 4,25 до 20%. Заработная плата каждого работника делится на несколько частей, для каждой части применяется своя налоговая ставка (до 7 705 евро – 4,25%, от 7 705 до 15 385 евро – 8,5%, от 15385 до 151 965 евро – 13,6%, свыше 151 965 евро – 20%). Работодатель освобождается от уплаты налога, если его годовая сумма не превышает 1 200 евро.[iii]
2. Налоги, связанные с расходами.
1) Налог на добавленную стоимость (НДС) впервые был введен во Франции (в 1954 г.) и сейчас применяется примерно в 30 странах, в основном европейских.
В рамках формирования единого внутреннего рынка ЕС с 1967 г. произошла частичная гармонизация правил уплаты НДС. Были изданы директивы, обязательные для интеграции в национальные законодательства стран-участниц, регулирующие область применения, определение налоговой базы, требования к декларации и уплате налога. Однако в компетенции государств остаются определение налоговой ставки и условий ее снижения, а также правила освобождения от уплаты НДС. При этом законодательство ЕС устанавливает минимальный уровень основной и сниженных ставок налога (15% и в среднем 5% соответственно).
НДС применяется на всей территории Франции, включая ее заморские владения, кроме Майотты и Гвианы. При этом в Гваделупе, Мартинике, Реюньоне и на Корсике действуют собственные ставки налога.
НДС взимается с физических и юридических лиц по пропорциональной ставке, которая находится на среднем уровне по ЕС. Стандартная ставка составляет 20% (до 1 января 2016 г. - 19,6%). Сниженная ставка (5,5%) применяется в отношении товаров и услуг первой необходимости (определенных продуктов питания, оборудования для инвалидов и пожилых лиц, питания в школьных столовых, услуг электро- и газоснабжения, книг). Также с 2014 г. применяется промежуточная ставка 7% (10% с 1 января 2016 г.) на транспортные услуги, услуги отелей или кемпингов, аренду меблированных помещений, содержание и ремонт жилища, услуги ресторанов, медикаменты (кроме медикаментов, стоимость которых не возмещается органами социальной защиты), билеты в кинотеатры, музеи, на выставки, ярмарки и пр. По специальной ставке 2,1% облагаются пресса и медикаменты, стоимость которых возмещается органами социальной защиты.
От уплаты НДС освобождаются образовательная и медицинская деятельность, расходы на госпитализацию, общественная и благотворительная деятельность, услуги по страхованию.
2) Акцизы на алкоголь, табак, потребление энергетических продуктов, налог на посещение спортивных мероприятий, цирковых представлений и игорных домов; налог на загрязнение окружающей среды.
3. Налоги на имущество.
Имущество может подвергаться налогообложению в связи с его продажей (при этом в случае получения прибыли от продажи взимается налог на доходы физических лиц) или безвозмездной передачей (в дар или в порядке наследования), а также как объект владения. В первых двух случаях уплачиваются регистрационные пошлины и гербовые сборы, в последнем – солидарный налог на состояние и поземельный налог (относится к категории местных налогов).
Солидарный налог на состояние был учрежден правительством социалистов в 1982 г. в виде налога на крупные состояния, отменен правоцентристским правительством Жака Ширака в 1986 г., а в 1989 г. вновь введен для частичного финансирования субсидий малоимущим слоям.
Солидарный налог на состояние взимается с имущества физических лиц, если его стоимость на начало налогового периода превышает установленный уровень (1,3 млн евро на начало 2017 г.).
Таблица 3 - Ставки солидарного налога на состояние во Франции в 2016 г.
Стоимость имущества (С), тыс евро | Налоговая ставка, % |
С ≤ 800 | |
800 ‹ С ≤ 1 300 | 0,50 |
1 300 ‹ С ≤ 2 570 | 0,70 |
2 570 ‹ С ≤ 5 000 | 1,00 |
5 000 ‹ С ≤ 10 000 | 1,25 |
С › 10 000 | 1,50 |
Источник: L’impôt de solidatité sur la fortune / Direction générale des finances publique (www.impots.gouv.fr)
4. Местные прямые налоги.
Во Франции четыре основных местных налога: налог на застроенный участок земельной собственности, налог на землю без построек, налог на жилище, экономический территориальный налог (с 2012 г. применяется вместо налога на профессию; включает налог на землю предприятий, налог на добавленную стоимость предприятий с товарооборотом свыше 500 тыс евро). Коммуны, их объединения и департаменты самостоятельно определяют ставки перечисленных налогов при соблюдении требований, установленных законом. Также к местным относятся налоги на благоустройство территории, на вывоз бытового мусора, налог на дизельное топливо и бензин марки «Супер» и некоторые другие.
В 2014 г. налоги обеспечили 54% доходов местных бюджетов (или 114 млрд евро).
В таблице 3 представлена структура налоговых доходов бюджета расширенного правительства Франции, основой которых являются социальные взносы и налоги на товары и услуги.
Таблица 4 - Структура налогообложения во Франции, %
Налоги на доходы физических лиц | 11,6 | 11,8 | 18,0 | 17,0 |
Налог на доходы Физических лиц | 10,2 | 9,0 | 7,7 | 5,6 |
Социальные налоги* | - | - | 10,3 | 11,3 |
Налог на прибыль Организаций | 5,1 | 5,3 | 7,0 | 5,0 |
Налоги на фонд заработной платы | 2,2 | 1,9 | 2,3 | 3,2 |
Налоги на товары и услуги | 30,4 | 28,4 | 25,7 | 25,0 |
НДС | 20,7 | 18,2 | 15,9 | 16,2 |
Внутренний налог на Нефтепродукты | 4,0 | 4,0 | 3,8 | 2,8 |
Налоги на имущество | 4,8 | 5,1 | 7,0 | 8,5 |
Налог на жилище | 1,3 | 1,2 | 1,3 | 1,8 |
Налог на землю | 1,4 | 1,9 | 2,4 | 3,1 |
Налог на вывоз бытового мусора | 0,3 | 0,3 | 0,5 | 0,7 |
Солидарный налог на Состояние | - | 0,6 | 0,4 | 0,6 |
Социальные взносы | 42,7 | 44,1 | 36,0 | 38,7 |
Взносы работодателей из заработной платы | 11,1 | 13,2 | 8,9 | 9,4 |
Взносы независимых Работников | 3,2 | 3,6 | 2,3 | 3,0 |
взносы Предпринимателей | 28,4 | 27,2 | 24,8 | 26,3 |
Прочие | 3,1 | 3,2 | 3,8 | 2,4 |
Налог на профессию | 2,9 | 3,1 | 3,1 | - |
Налог на землю Предприятий | - | - | - | 0,6 |
Налог на добавленную стоимость предприятий | - | - | - | 0,6 |
* Единый социальный налог, налог на погашение долга системы социальной защиты, отчисления в Фонд солидарности старости (с 2013 г. - социальный налог).
Источник: L’état de la France, 2015 – 2016. P.: La Découverte, 2015
Уровень налогообложения во Франции один из самых высоких среди стран ОЭСР. Он ниже, чем, например, в Дании, и сопоставим с уровнем налогообложения в Бельгии. Распределение налогового бремени по разным видам налогов во Франции, Дании, Бельгии и странах ОЭСР в целом представлено в таблице 5.
Таблица 5 - Налоговая нагрузка во Франции и странах ОЭСР, в % к ВВП
Франция | Дания | Бельгия | ОЭСР | ||||
Налоги на доходы физических лиц (включая единый социальный налог) | 3,7 | 7,8 | 7,1 | 8,4 | 26,4 | 12,7 | 8,6 |
Налоги на прибыль организаций | 1,8 | 3,0 | 2,17 | 2,6 | 3,3 | 3,1 | 2,9 |
Социальные взносы | 14,2 | 15,5 | 16,1 | 16,8 | 0,8 | 14,2 | 9,0 |
Налог на фонд заработной платы | 0,7 | 1,0 | 1,3 | 1,6 | 0,3 | 0,0 | 0,4 |
Налоги на имущество | 1,8 | 3,0 | 3,5 | 3,8 | 1,8 | 3,5 | 1,8 |
Налоги на товары и услуги | 11,6 | 11,2 | 10,5 | 10,8 | 14,8 | 10,8 | 10,9 |
Всего | 34,9 | 43,0 | 41,6 | 45,0 | 48,6 | 44,6 | 34,1 |
Из таблицы видно, что по сравнению с серединой 1970-х гг. налоговая нагрузка во Франции значительно возросла. Если сравнивать со средним показателем стран ОЭСР, структура налогообложения Франции характеризуется высокой долей социальных взносов и налогов на имущество.
С конца 1980-х гг. во Франции проводится политика снижения налогового бремени обеспеченных домашних хозяйств. По подсчетам Института экономической политики Франции, в 2002 – 2014 гг. налоговая нагрузка физических лиц уменьшилась на 6%, в то время как этот показатель для 1% наиболее обеспеченных домохозяйств сократился на 3,6%.