Предпринимательская деятельность некоммерческих корпоративных организаций.
http://yuridicheskaya-konsultaciya.ru/gk-nekommercheskie-organizacii.html
Некоммерческие корпоративные организации - это юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган.
К некоммерческим корпоративным организациям относятся:
- Потребительские кооперативы
- Общественные организации
- Ассоциации (союзы)
- Товарищества собственников недвижимости
- Казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации
- Общины коренных малочисленных народов Российской Федерации
Некоммерческие организации подразделяются на две группы: Некоммерческие корпоративные организации и Некоммерческие унитарные организации.
Основное различие между ними в том, что некоммерческие корпоративные организации имеют членов, которые участвуют в управлении НКО, а некоммерческие унитарные организации не имеют членства.
Аналогичное деление на корпоративные и унитарные организации и у коммерческих организаций.
Различия между корпоративными и унитарными юридическими лицами определено пунктом 1 статьи 65.1. "Корпоративные и унитарные юридические лица" Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ):
"Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.
Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами. К ним относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, автономные некоммерческие организации, религиозные организации, публично-правовые компании."
Правовое положение некоммерческих корпоративных организаций регулируется параграфом 6 "Некоммерческие корпоративные организации" главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). Статья 123.1. "Основные положения о некоммерческих корпоративных организациях" ГК РФ определяет:
"1. Некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.
2. Некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
3. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы.
4. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества.
5. Уставом некоммерческой корпоративной организации может быть предусмотрено, что решения о создании корпорацией других юридических лиц, а также решения об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации принимаются коллегиальным органом корпорации."
8. Производные хозяйствующие субъекты (объединения): Холдинги. Концерны. Консорциумы. Синдикаты. Страховые пулы.
Поведение предприятий в рыночных условиях хозяйствования видоизменяется, причем это касается многих направлений.
Малые предприятия, характерные для коммерческого предпринимательства, весьма неустойчивы и существуют в среднем три-пять лет. Это не значит, что они разоряются, но чаще всего видоизменяют свою деятельность или пытаются выступить на рынке в виде объединений.
В современных условиях, когда происходят быстрые изменения в рыночной среде, перед предприятиями встает проблема выживания при изменении рыночной конъюнктуры. Для повышения стойкости организации при неблагоприятном развитии рыночной конъюнктуры создаются объединения деловой активности.
Основными преимуществами объединений являются:
§ снижение издержек;
§ более высокая квалификация и специализация управления предприятиями;
§ снижение расходов на информацию и рекламу;
§ более выгодные условия закупки ресурсов и др.
Объединения юридических лиц создаются в целях координации своей предпринимательской деятельности, а также для защиты общих имущественных интересов.