Правомерно ли решение Администрации города? Каким образом должен осуществляться кадастровый учет земельных участков?
95. Общество с ограниченной ответственностью "Новая деревня" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области об обязании в двухнедельный срок принять решение о предоставлении обществу земельных участков для строительства и заключении сроком на 49 лет договора аренды четырех земельных участков, расположенных по адресу: Калининградская область, Светлогорский городской округ, поселок Лесное.
В рамках заявленных исковых требований ООО "Новая деревня" просило сформировать границы земельных участков и поставить данные участки на кадастровый учет.
Позиция ответчика - теруправления Росимущества была основана на том, что спорные земельные участки не поставлены на государственный кадастровый учет, поэтому не существуют как объекты земельных отношений; предварительное согласование места размещения объекта недвижимости на земельном участке, предоставляемом для строительства, не производилось, а в таком случае земельный участок может быть предоставлен исключительно на торгах (конкурсах, аукционах); установленный пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельного участка в аренду истцом не соблюден; решение уполномоченного органа, на основании которого земельные участки могли быть предоставлены в аренду, отсутствует.
Судом было установлено, что постановлением главы Светлогорского городского округа от 22.11.2002 N 811 предварительно согласованы границы территории общей площадью 26 га, предоставляемой ООО "Новая деревня" для проектирования рекреационно-туристического комплекса в пос.Лесное, сроком на 1 год.
На основании указанного постановления между Администрацией (арендодатель) и ООО "Новая деревня" (арендатор) был заключен договор от 06.12.2002 N 03/2002 аренды двух земельных участков общей площадью 26 га на территории МО "Светлогорский городской округ" для проектирования и строительства рекреационно-туристического комплекса на срок по 05.12.2003.
Согласно пункту 3.1 договора арендатор был обязан в срок до 01.03.2003 разработать эскизный проект с необходимыми технико-экономическими обоснованиями и согласовать его в установленном порядке; уточнить границы участков; получить технические условия на подключение к городским инженерным сетям; оформить акт выбора земельных участков; до 01.04.2003 оформить межевые дела по установлению границ землепользования и представить их для утверждения проектов границ земельных участков и проведения государственного кадастрового учета земельных участков; до 01.12.2003 разработать и утвердить проектную документацию на строительство рекреационно-туристического комплекса.
В соответствии с пунктом 3.2 договора по истечении срока его действия и при условии выполнения арендатором обязательств, предусмотренных пунктом 3.1 договора, арендодатель заключает договоры долгосрочной аренды земельных участков для строительства объектов в соответствии с разработанной и утвержденной в установленном порядке проектной документацией.
Администрация и ООО "Новая деревня" подписали дополнительное соглашение от 04.12.2003 к договору аренды от 06.12.2002 о продлении срока действия договора до 01.12.2004.
Постановлением главы Светлогорского городского округа от 20.05.2003 N 362 предварительно согласованы границы дополнительной территории общей площадью 7,4 га, предоставленной постановлением от 22.11.2002, для проведения проектных работ по корректировке генплана пос.Лесное сроком на 1 год.
В соответствии с постановлением от 20.05.2003 Администрация (арендодатель) и ООО "Новая деревня" (арендатор) заключили договор от 29.05.2003 N 09/2003 аренды земельного участка общей площадью 7,4 га в пос.Лесное для проектирования и строительства рекреационно-туристического комплекса сроком по 28.05.2004.
На арендатора также были возложены обязанности включить предоставленную территорию в объем проектных разработок, т.е. на основании согласованного эскизного проекта получить технические условия на подключение к городским инженерным сетям; оформить акт выбора земельных участков; до 01.10.2003 оформить межевые дела по установлению границ землепользования и представить их для утверждения проектов границ земельных участков и проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Также договором была предусмотрена обязанность арендодателя заключить долгосрочный договор аренды земельного участка для строительства.
По результатам разграничения государственной собственности на землю спорные участки включены в перечень участков, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
29.08.2005 ООО "Новая Деревня" обратилось в Теруправление Росимущества с заявлением о заключении долгосрочных договоров аренды земельных участков для целей строительства и дальнейшей эксплуатации рекреационно-туристического комплекса в пос. Лесное, приложив к заявлению договоры аренды земельных участков с документами о внесении арендной платы, договоры с соответствующими организациями на разработку документации с подтверждением оплаты услуг.
Поскольку ответа от Теруправления Росимущества не последовало, ООО "Новая деревня", ссылаясь на выполнение своих обязательств по краткосрочным договорам аренды и неисполнение Администрацией обязанностей по утверждению проектов границ земельных участков и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, обратилось в арбитражный суд.
Каков порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности? Какое решение должен вынести суд? Решите дело.
96. ООО "Кафе "Солянка", ссылаясь на наличие по адресу: Калининград, проспект Мира - Театральный проезд, сформированного земельного участка для размещения кафе с летней площадкой, обратилось 16.05.2005 в Мэрию города с заявлением о предоставлении ему в аренду названного земельного участка для строительства кафе либо проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже права аренды данного участка.
В письме от 25.07.2005 N 4899 Управление архитектуры и градостроительства мэрии города сообщило о невозможности удовлетворить поступившее заявление в связи с тем, что данный участок, расположенный рядом с памятником архитектуры - зданием Института океанологии им. Ширшова, относится к зоне городских бульваров и охранной зоне памятника архитектуры, не подлежащих застройке, а также в связи с отсутствием правил землепользования и застройки спорной территории.
Оценив данное письмо как отказ Мэрии заключить договор аренды испрашиваемого земельного участка, либо выставить право его аренды на торги, ООО "Кафе "Солянка" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Калининграда, выразившегося в непринятии решения по обращению ООО "Кафе "Солянка"; о выставлении на торги земельного участка, расположенного по адресу: Калининград, проспект Мира - Театральный проезд, под строительство детского кафе или заключении с заявителем договора аренды названного земельного участка под строительство, а также с требованием обязать Мэрию совершить указанные действия.
В своем исковом заявлении ООО "Кафе "Солянка" указывает, что земельный участок сформирован и стоит на государственном кадастровом учете, поэтому предварительного согласования места размещения объекта не требуется, а в соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации при предоставлении земельного участка должны применяться подпункты 3 и 4 пункта 4 той же статьи.
До мая 2005 года ООО "Кафе "Солянка", заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, не обращалось в орган местного самоуправления, осуществляющий в силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Кроме того, как было установлено в ходе судебного разбирательства из письма Управления архитектуры от 25.07.2005 N 4899 следует, что в нарушение Федерального закона "О государственном земельном кадастре" кадастровый номер был присвоен не земельному участку, а месту размещения объекта, в связи с чем по результатам инвентаризации данных дежурного плана города было принято решение о ликвидации неправомерно учтенного участка.