Независимость судей и подчинение их только закону

В ст. 120 Конституции Российской Федерации записано, что "судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону".

В силу данного принципа судьи рассматривают и разрешают уголовные дела, руководствуясь уголовно-процессуальным и уголовным законом. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Никто не вправе оказывать давление на судей и присяжных заседателей и указывать, как должно быть разрешено конкретное уголовное дело. Любое воздействие на судей, народных или присяжных заседателей с целью воспрепятствовать объективному рассмотрению дела либо добиться вынесения незаконного решения преследуется в уголовном порядке (ст. 176 УК).

В Законе о статусе судей в Российской Федерации определены гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения (ст. 9) 1.Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя определены в ст. 87 УПК.

Здесь важно подчеркнуть, что гарантия независимости судьи и присяжного заседателя обеспечивается, в числе иных, "предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия". Это означает, что сама процедура осуществления правосудия должна обеспечивать судьям свободное от чьих-либо мнений требований рассмотрение и разрешение дела, в том числе и выражение своего убеждения по делу при совещании судей ("тайна совещательной комнаты").

Недопустимо незаконное воздействие на присяжного заседателя (ст. 445 УПК). Гарантией этого должен быть запрет участникам процесса, а также свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам на протяжении всего разбирательства дела судом присяжных общаться, помимо установленного порядка, с присяжным заседателем, участвующим в рассмотрении этого дела.

"Любой присяжный заседатель может быть отстранен председательствующим от дальнейшего участия в деле в случае, когда у него возникнут основания полагать, что этот присяжный заседатель утратил объективность, необходимую для разрешения дела в соответствии с законом, в результате оказанного на него незаконного действия".

Правосудие - самостоятельная область государственной Деятельности, свободная от чьего бы то ни было руководства и надзора. Государственная власть, декретировавшая независимость судей, сама обязана соблюдать провозглашенный ею же принцип.

Подзаконность и независимость судей - две стороны одной и той же медали. Независимость судей возможна при условии подчинения их только закону, а подзаконность возможна при условии ограждения судей от влияний внешних и внутренних факторов. Независимость без подчинения закону может породить произвол.

Во всех судебных стадиях процесса судья решает все вопросы на основании закона, по своей совести, по своему внутреннему убеждению, в результате исследования всех обстоятельств дела в их совокупности и собственной оценки доказательств (ст. 71 УПК). В судебном разбирательстве суд, по общему правилу, не связан выводами, изложенными в обвинительном заключении, как не связан мнением сторон при решении всех вопросов, возникающих в ходе рассмотрения дела, и кругом представленных ими доказательств. Поэтому суд может по ходатайству одной из сторон или по собственной инициативе вызвать в суд свидетеля, эксперта, т. е. восполнить недостающие в деле доказательства. Суд (судья) может не признать доказанным все обвинение лица или его часть и в соответствии со своим убеждением изменить обвинение или оправдать подсудимого (ст. 254, 309 УПК).

В суде присяжных в случаях, когда обвиняемый полностью признает себя виновным, при наличии определенных в законе условий, судья может ограничить судебное следствие или объявить судебное следствие оконченным. Однако такое решение судьи не зависит только от мнения и поведения сторон, а возможно только тогда, когда сделанное признание "не вызывает у судьи сомнений" (ст. 446 УПК).

Принцип независимости судей и подчинения их только закону определяет также взаимоотношения судов различных звеньев. Кассационная и надзорная инстанции, отменяя приговор и направляя дело на новое судебное рассмотрение, не вправе предрешать выводы судей и связывать своим решением их независимость и самостоятельность (ч. 2 ст. 352, ч. 7 ст. 380 УПК). При повторном рассмотрении дела суд первой инстанции независим ввыводах от вышестоящего суда и самостоятелен не только в части оценки доказательств и установления фактов, но и в отношении применения уголовного закона и назначения наказания. Интерпретация закона является исключительной прерогативой суда, разрешающего дело, и эта область деятельности закрыта для постороннего влияния. Иное придало бы решению вышестоящего суда, отражающему толкование уголовного закона, силу нормативного акта.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции).

Независимость судей и подчинение их только закону проявляет себя не только вовне, но и внутри самой судебной коллегии, усиливая в ней коллегиальное начало. Каждый судья свободно выражает свое мнение по всем обсуждаемым вопросам и при несогласии с вынесенным решением может изложить свое особое мнение, которое приобщается к делу.

Кроме того, данный принцип оберегает судей от собственных впечатлений, ранее выраженных убеждений по рассматриваемому делу. Так, судья, принимавший участие в рассмотрении дела в одной судебной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении того же дела в другой судебной инстанции, а равно участвовать в новом рассмотрении дела в суде первой инстанции после отмены приговора или определения о прекращении дела, постановленного с его участием (ч. 1 ст. 60 УПК).

Осуществление правосудия судьями с предубежденным отношением к тому или иному участнику процесса парализует права последнего на защиту и ведет к постановлению неправосудного приговора.

Принцип независимости судей и подчинения их только закону - проводник законности и справедливости в правосудии. Его содержание глубоко демократично, нравственно, гуманно. Осознание судьями необходимости свято блюсти закон при отправлении правосудия в силу своего долга, принимать по делу справедливые решения по своей совести и внутреннему убеждению независимо от политических взглядов и симпатий (в личностном качестве), решительно пресекать любые попытки вмешательства в разрешение конкретных дел и в предусмотренном законом порядке ставить вопрос о привлечении виновных в этом к ответственности - это и юридический, и нравственно-этический аспект судебной деятельности.

Исполнение предписаний этого принципа требует от судей высоких профессиональных и морально-психологических качеств, мужества и твердости характера, обостренного чувства справедливости, чтобы противостоять любому посягательству на их независимость и выполнить свой долг так, как повелевает закон и голос совести.

Независимость судей обеспечивается также порядком замещения должности судьи (п. "е" ст. 83 Конституции), неограниченностью срока их полномочий (ст. 11 Закона о статусе судей), несменяемостью судей (ст. 121 Конституции, ст. 14 Закона о статусе судей), неприкосновенностью (ст. 122 Конституции, ст. 163 Закона о статусе судей).

Образование судов на началах назначаемости

Образование судов как субъектов суд.власти и формирование их составов происходит на строго обозначенных законом основаниях и в установленном порядке. Соблюдение требования компетентности суда гарантирует порядок учреждения судов законом и формирования их состава фед-ным законом. Наделению судей их полномочиями предшествует длительная и детально определенная деят-сть соответствующих гос-ных органов и должностных лиц по отбору кандидатов на суд.должности. К гос-ным служащим ни одного гос-ного органа или учреждения не предъявляются столь высокие требования, касающиеся компетентности в вопросах юриспруденции, образования, практического опыта, нравственных качеств. Конституция РФ устанавливает такие гарантии стабильного служебного положения судей, как несменяемость и неприкосновенность ФЗ исчерпывающе определяет основания приостановления и прекращения полномочий судей. Законодатель признает наличие особых интересов у судей как носителей суд.власти Для выражения этих интересов, их защиты и отстаивания перед лицом иных ветвей гос-ной власти создаются органы судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей в РФ) Органы судейского сообщества являются гарантами неприкосновенности личности судей судов общей юрисдикции и арбитраж.судов и одновременно выступают хранителями соблюдения судьями этических норм Кодекса судейской чести. Порядок образования иных фед-ных судов, в частности, судов общей юрисдикции (в том числе воен.судов), арбитраж.судов м/б установлен исключительно фед-ными законами. Процедура подбора кадров для фед-ных судов, порядок их наделения судейскими полномочиями также регулируются фед-ным законод-вом. К кандидатам на должности судей фед-ный закон предъявляет повышенные требования по их профессиональным, нравственным качествам, состоянию здоровья. Вместе с тем согласно Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры суд.органов, действующих в пределах соответствующих субъектов Федерации (п. «л» ст. 72) Часть 2 ст. 17 ФКЗ «О суд.системе РФ» раскрывает одно из полномочий этой совместной компетенции, касающееся создания должностей мир.судей, а именно правовой основы их установления и упразднения. Согласно этому закону указанные вопросы должны решаться представительными органами субъектов РФ. Требования к кандидатам на эти должности, их количество в каждом конкретном субъекте Федерации, дислокация участков мир.судей, материально-техническое обеспечение их деят-сти определяются законами субъектов Федерации. Как известно, конст-ные (уставные) суды в РФ не составляют единой системы. Образование этих судов субъектов Федерации представляет их право, а не обязанность. Согласно ч. 2 ст. 17 Закона о суд.системе образование этих судов и их упразднение входит в компетенцию законод-ных органов субъектов Федерации. Соответствующими законами субъектов Федерации должны определяться порядок их организации, структура. Таким образом, ФКЗ «О суд.системе РФ» утверждает стабильность системы судов в РФ. Изменение этой системы, упразднение ее отдельных звеньев возможно только путем внесения поправок в Конституцию РФ или принятия соответствующего фед-ного конст-ного или фед-ного закона. В случае упразднения конкретного суда недопустимо образование вакуума юрисдикции. Под юрисдикцией суда принято понимать установленную законом совокупность правомочий суда на разрешение правовых споров и рассмотрение дел о правонарушениях.

Состязательность сторон

провозглашен Конституцией (ст. 123). Согласно ст. 15 УПК уголовное судопроизводство осуществляется на основе состязательности сторон. Функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или одно и то же должностное лицо. Суд не является органом уголовного преследования, не выступает на стороне обвинения или защиты. Суд создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществле-

ния предоставленных им прав. Стороны обвинения и защиты равноправны перед судом. Идея состязательности присуща также гражданскому процессу (ст. 12 ГПК) и арбитражному процессу (ст. 6 Закона об арбитражных судах).

Гласность судопроизводства

Принцип гласности судопроизводства означает, что не только стороны процесса (будь то уголовный или гражданский процесс), но и общественность (т.е. каждый желающий) может присутствовать на судебных слушаниях. Общественность имеет право знать, как отправляется правосудие и какие решения выносит судебная система.

Открытое разбирательство требует, чтобы устные слушания по существу дела проходили публично и их могли посещать отдельные граждане, в том числе и представители прессы. Также принцип гласности подразумевает под собой доступность зданий судов и залов судебных заседаний (Это положение обозначает, что у всех желающих посетить открытый процесс либо получить какую-либо информацию должен быть свободный доступ в здание суда, либо зал судебного заседания.)

В обязанность судов входит предоставление информации о времени и месте устных слушаний, доступных для публики.

Если в суде на доске объявлений нет информации, которая Вас интересует (например, о рассматриваемых делах), Вы можете обратиться за ее получением в канцелярию суда, где вам обязаны ее предоставить.

В случаях предусмотренных законодательством, судебные процессы могут быть закрытыми. На закрытые судебные заседания не допускаются публика и средства массовой информации.

Закон позволяет проведение закрытых судебных заседаний только для защиты следующих ценностей:

• Обеспечения тайны усыновления;

• Сохранения коммерческой тайны;

• Обеспечения безопасности граждан;

• По делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

• По делам о половых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц;

• В интересах обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или других участвующих в деле лиц, а также членов их семей или близких родственников.

Язык судопроизводства

Судопроизводство ведется на русском языке, а также на языках республик, входящих в Российскую Федерацию. В Верховном Суде РФ, военных судах производство по делам ведется на русском языке. Участникам судопроизводства, не владеющим или недостаточно владеющим языком, на котором ведется производство по делу, должно быть разъяснено и обеспечено право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, приносить жалобы, знакомиться с материалами дела, выступать в суде на родном языке или другом языке, которым они владеют, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика в порядке, установленном законом. Если судебные документы подлежат обязательному вру-

чению участникам судопроизводства, то указанные документы должны быть переведены на родной язык соответствующего участника судопроизводства или на язык, которым он владеет.

Наши рекомендации