Расцвета рабовладельческой демократии.
Общественный строй.3 категории населения: Полноправные афинские граждане в 18 лет. (У которых мать и отец- граждане афин. Обладали правами: на личную свободу, независимость от какого-либо другого чела, пр на земельный участок на территории полиса, экономическую помощь от гос-ва в случае материальных затруднений, пр на ношение оружия и службу в ополчении, пр на участие в делах государства (участие в Народном собрании, выборных органах), пр на почитание и защиту отеческих богов, на участие в общественных празднествах, пр на защиту и покровительство афинских законов. Обязанности: беречь свое им-во и трудиться на зем участке, приходить на помощь полису всеми своими средствами в чрезвычайных об-ах, защищать родной полис от врагов с оружием в руках, повиноваться законам и избранным властям, принимать активное участие в общественной жизни, почитать отеческих богов. На богатых граждан возлагалась литургия — повинность в пользу государства. Метеки (чужеземцы, проживающие в Афинах) не обладали правом гражданства. Не могли приобретать недвижимость, браки метеков с афинскими гражданами считались незаконными. Каждый метек должен был выбрать себе простата — посредника между метеками и правительственными учреждениями. С метеков взималась особая подать, они несли и другие повинности, привлекались к военной службе. Различались рабы частных лиц и рабы государственные. Рабский труд широко использовался в домашних работах, в сельском хозяйстве, строительстве и т. п. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. Но за гос рабами признавалось право приобретать собственность и располагать ею.Гос. Строй.По своей сущности Афинское гос-во являлось полит организацией свободных граждан, обеспечивавшей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собойдемократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать активное участие в полит жизни.Афинская демократия в V - IV вв. до н. э. представляла собой хорошо продуманную, тщательно разработанную политическую систему. Замещение государственных должностей строилось на принципах выборности, срочности, коллегиальности, подотчетности, возмездности, отсутствия иерархии;Основными органами Афинского государства являлись: Верховным органом власти былоНародное собрание .Право на участие полноправных афинских у мужчин от 20 лет отроду вне зависимости от имущ положения и рода занятий. Компетенция Народного собрания охватывала все стороны жизни Афин. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, решала дела по продовольственному снабжению города, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за воспитанием юношей. Чрезвычайно большое значение для демократии имел институт "жалобы на противозаконие", охранявший основные существующие законы. Эта охрана осуществлялась с помощью специальной коллегии для охраны законов и права подачи письменной либо устной жалобы на лиц, нарушающих существующие законы. . Рабочим органом Народного собрания былСовет пятисот (булэ). Членом булэ мог быть полноправный афинский гражданин, из любого слоя населения, от 30 лет. Из их числа избирался Совет путем жеребьевки, по 50 человек от каждой из 10 фил (фила - территориальная единица).Каждый год Совет обновлялся, так как повторное избрание гражданина было возможным лишь через несколько лет и только один раз. Члены Совета получали жалованье. Совет подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, составлял предварительное заключение для внесения в Народное собрание, без которого народ не мог вынести постановления по рассматриваемому вопросу. Совет контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского гос-ва действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот.Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета. Ее члены, пританы, избирали из своей среды путем жеребьевки председателя, который становился также и председателем Народного собрания. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов. Основными функциямиколлегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Она состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обязанности. Но на практике установился обычай, согласно которому один из стратегов занимал первое место не только в коллегии, но и во всем гос-ве. Стратеги избирались из числа наиболее богатых и влиятельных граждан открытым голосованием путем поднятия руки. К компетенцииколлегии архонтов относились религиозные и семейные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря, избираемых с помощью жребия по одному от каждой филы. Все архонты, кроме секретаря, проходили две проверки - в Совете пятисот (так называемую докимасию) и в гелиэе. Высшим судебным органом былагелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каждой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет. Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, гос дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных гос-в. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других коллегий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.