Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-VI вв. до н.э.).

Общественный строй.

В V веке до н. э. рабовладельческий строй переживает эпоху расцвета. Классическое рабовладельческое общество. Сложились основные антагонистические классы: рабовладельцы – рабы, а между ними большой класс свободных мелких производителей: крестьян и ремесленников. Вместе с тем в процессе исторического развития сложился Полис как коллектив граждан, противостоящий рабам и чужестранцам. Таким образом, по правовому положению мы можем выделить три категории: афинские граждане, метеки, рабы.

1.Права афинских граждан. Гражданин-собственник-воин (триада). Афинским гражданам-мужчинам принадлежала вся полнота политической власти, т.е. они имели формально равные политические права: право участвовать в народных собраниях, принимать законы, избирать и быть избранными на какие-либо должности. Тот, кто не участвовал в политической деятельности, считался бесполезным. Во-вторых, только афинские граждане имели право собственности на землю. Метеки к этому не допускались. В-третьих, только гражданин мог вступить в брак с дочерью гражданина. Только такой брак считался законным. Права граждан сочетались с обязанностями: военная служба (с 18 до 20 лет военную службу юноши проходили). С 20 лет допускался к прочим должностям, но быть избранным в совет мог только с 30 лет. Формально равенство граждан не исключало их фактического неравенства, определяемое их неравенством имущественным. Одни были относительно богатыми (10% богатых, 10% бедных, все остальные – средние)

2.Метеки – чужестранцы, постоянно проживавшие на территории Афинского государства. Это люди свободные, но неполноправные. Они не имели политических прав, не имели права на недвижимость, они не могли вступить в брак с гражданами. Метеки к браку с гражданином (к браку с дочерью гражданина) практически не допускались. Дети, рождённые от союза гражданина с чужестранкой, считались незаконнорождёнными и неполноправными. Метеки несли военную службу, служили в войске. Платили налоги (афинские граждане в мирное время налогов не платили). Занятия метеков были различными. Были и мелкие ремесленники, и владельцы крупных мастерских, были крупные торговцы, были художники, были ораторы и т.д. За ними признавалось человеческое достоинство, они были свободны.

3.Рабы были совершенно бесправны, т.е. они были вещами. С ними можно было делать что угодно. Рабы никакого имущества не имели. Всё, что они приобретали, было собственностью господина. Семьи он иметь не мог, дети, рождённые от, допустим, рабыни – тоже собственность хозяина. Наказывали рабов обычно плетьми и заковыванием в кандалы. Единственное, что запрещалось по отношению к рабам – это их убийство. Однако если господин своего раба убивал, то ему за это, как правило, ничего не было.

Источники рабства:

· Военный плен

· Морской разбой, пиратство

· Естественный прирост, рождение от рабыни

· Рабство за долги было отменено Солоном, это источником рабства не является

Рабы в Афинах составляли основу производства. Они широко использовались в земледелии (сельском хозяйстве), в ремесле, особенно в горном деле (Лаврионские серебряные рудники), в мастерских ремесленников (до 120 человека в одной мастерской). Значительное число рабов использовалось в качестве домашней прислуги. Носили за господами вещи, если господа куда-нибудь шли. 50 домашних рабов – уже считалось много. В Vвеке до н. э. рабство пронизывало все стороны афинской жизни, рабство классического типа, что во многом связано с развитием товарно-денежных отношений.

Государственный строй.

Форма правления в Vвеке до н. э. – республика.

Форма государственного устройства полисная.

Политический режим – рабовладельческая демократия.

Важнейшие органы власти и управления в Афинах:

· Народное собрание (экклесия)

· Совет пятисот (булэ)

· Гелиэя

· Выборные должностные лица

1.Экклесия– высший орган государства. Его компетенция очень широка, оно обладает полнотой власти. При этом говорят о том, что в Афинах существовало прямое народовластие и народоправство, не было представительного правления. Каждый гражданин-мужчина, достигший 20 лет, мог участвовать в народном собрании. Рабы (скифы) следили за тем, чтобы никто чужой на народное собрание не проник. Собрание проходило на площади (агора). Обычно в народном собрании участвовало две-три тысячи человек. Кворума в Афинах не существовало. Единственное дело, для которого кворум требовался – вопрос об остракизме. Для него требовалось не менее 6 000 граждан. ВIVвеке до н. э. за участие в народном собрании была введена плата, и многие бедняки устремлялись на собрание ради этой платы. Народное собрание обсуждало следующие вопросы: вопросы войны и мира, заключение договоров и союзов с другими государствами, вопросы бюджета, т.е. распределения денежных средств, продовольственные вопросы, принятие в число граждан, некоторые функции суда, например, вопрос о государственной измене. Отчёты должностных лиц проводились в народных собраниях. Но, пожалуй, самое главное дело народного собрания – законодательство. Принятие законов – дело народного собрания. При этом каждый гражданин мог выступить с законопроектом. Обсуждали законопроекты тоже граждане в народном собрании. Любой гражданин мог выступить с критикой. Принятие законов требовало особой процедуры: ???? *найти в учебнике* Обязательно любой законопроект, выдвинутый гражданином, должен был поступить в совет пятисот

2.Совет пятисот (булэ). Состоял из 500 членов, избираемых по жребию по 50 человек от каждой филы на 1 год из числа граждан, достигших 30 лет. Лица, избиравшиеся в совет пятисот, подвергались проверке, которая называлась докимасия. Проверяли, являлись ли гражданами его родители, проверяли его образ жизни, нравственное ли у него поведение и т.д. За свою службу булэвты получали плату (5 оболов, небольшая достаточно плата. + ещё 1 обол на обед). Важнейшая функция булэ – подготовка дел для рассмотрения в экклесии. Подготовка, предварительное рассмотрение всех дел, которые потом поступали в народное собрание. Следил за исполнением законов, принятых в народном собрании, наблюдал за деятельностью должностных лиц, текущее руководство в целом: чеканка монет и т.д. Совет пятисот делился на 10 частей, комиссий (притании). Год делился на десять частей, и каждая комиссия выполняла свои функции в назначенную ей 1/10 года.

3.Гелиэя – суд присяжных. Название происходит от слова гелиос – солнце, т.е. заседания должны были начинаться с восходом солнца и заканчиваться не позднее, чем оно зайдёт. Избиралась гелиэя ежегодно по жребию из числа граждан, достигших 30 лет. Гелиэя тоже делилась на 10 частей (дикасте́рий) по 500 членов и 100 запасных. При этом состав коллегии (дикастерии), которая должна рассматривать какое-то определённое дело, определялся утром того дня, когда должно было состояться заседание (чтобы не было подкупа). В гелиэе рассматривались дела о государственных преступлениях, какие-то важные уголовные дела. Гелиэя была апелляционной инстанцией, т.е. рассматривала жалобы на решения других судов. Приговор, вынесенный в гелиэе, обжалованию не подлежал. Но гелиэя была не только судебным органом, ей принадлежала ещё важная политическая функция: право утверждать или отвергать решения народного собрания (право вето). Проверка на соответствие закона основным принципам государственного строя, демократии. Кроме того, гелиэя осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц (докимасию осуществляла гелиэя, утверждение отчётов должностных лиц). Некоторые учёные говорят, что разделение властей мы видим уже в Афинах.

4.Выборные должностные лица. Выборных должностей было очень много. Должности осуществлялись коллегиями. Самой важной коллегией (должностью) была коллегия десяти стратегов. Стратеги избирались, в отличие от многих, открытым голосованием в народном собрании путём поднятия рук на 1 год. Эта должность не оплачивалась и была доступна только лицам состоятельным, т.е. тем, кто получил хорошее образование. В компетенцию коллегии стратегов входило командование армией и флотом, руководство внешней политикой, финансовыми делами (распоряжались казной). Все коллегии считались равными друг другу, но фактически народное собрание выбирало первого стратега. Вот таким первым стратегом 15 лет избирали Перикла. Это члены, которые могли переизбираться несколько раз. Другая коллегия – коллегия девяти архонтов. Эта коллегия существовала с древнейших времён, в классическое время своё значение уже утратила. Их избирали по жребию на 1 год из числа кандидатов, выдвинутых по филам. Компетенция архонтов: ????? *выписать*. Ещё были коллегии: агорономы, астеномы… Каждый гражданин мог избираться в ту или иную коллегию.

В совете пятисот можно было избираться не более двух раз, но каждый там хоть один раз да бывал.

Принципы, на которых строилась деятельность должностных лиц:

1. Выборность (все должности были выборочные)

2. Срочность (краткосрочность) полномочий. Как правило, один год, при этом не допускалось совмещение двух должностей и вторичное избрание на одну и ту же должность (за исключением военных должностей)

3. Коллегиальность

4. Подотчётность

5. Смещаемость

6. Возмездность, т.е. оплачиваемость (кроме стратегов). Оплачиваемость служит признаком демократии.

Судебная система.

????? *выписать*

Войско.

Все граждане от 20 до 60 лет считались военнообязанными, в случае войны в определённом порядке должны были являться. Юноши с 18 до 20 лет проходили обучение. В войске главной частью были гоплиты – тяжеловооружённые войска. Были легковооружённые войска, самые богатые граждане поставляли корабли – эта их обязанность называлось триерархия. Существовал флот, существовала полиция, полиция при этом была пешая и конная. Полиция следила за соблюдением порядка на улицах и площадях, комплектовалась из числа рабов. Свободные граждане считали такую службу, в полиции, презренной.

Итак, Афинское государство по форме правления – республика, по форме государственного устройства – полисное государство, политический режим – рабовладельческая демократия. Нужно сказать, что основными чертами афинской демократии было широкое участие граждан в управлении, в политической жизни, привлечение к управлению государством всех граждан, непосредственное их участие в осуществлении политической власти, отчётность самая широкая перед народным собранием, абсолютное верховенство экклесии. Всё это проявление демократии. Основой являлся средний слой. Это было возможно благодаря существованию рабства, т.е. рабы выполняли те работы, которые занимали бы время у свободных. Опора на рабство. Демократия была рабовладельческой, т.е. основана на рабстве. Кроме того, среди свободных сограждан не все участвовали в управлении. Женщины к политической власти не были допущены. Союзников к власти не допускали, не допускали метеков.

В конце Vвека до н. э. началась так называемая Пелопонесская война – война между Афинами и Спартой. На стороне Афин – афинско-морской союз, а с другой стороны – Спарта и пелопонесский союз. Война шла с переменным успехом, но в конечном счёте победу одержала Спарта, которую поддержала Персия. В конце концов был распущен афинский морской союз, т.е. Афины лишились источника дохода, крестьянские хозяйства разоряются, скудеют – одним словом, вIVвеке до н. э. в Афинах наблюдается кризис. ВIVвеке до н. э. Афины терпят поражение от Македонии, а воIIвеке до н. э. попадают под власть Рима. Вот таким образом заканчивается история Афин.

Наши рекомендации