Исследования уровня правовых знаний населения.
Проблема уровня знаний действующих норм права населением, т. е. гражданами страны, действиями и решениями которых реализуется значительная часть норм права, составляет важнейший объект социально‑правовых исследований. Необходимость и значимость исследований такого рода обусловливается следующими обстоятельствами.
Прежде чем реализовывать нормы права, субъект должен понять их содержание и уяснить, какие конкретно нужно совершить действия, чтобы действовать правомерно и реализовать установленные государством правовые предписания. Поэтому знание права гражданами, населением составляет одно из необходимых условий эффективного действия норм права, а деятельность государства и общества по правовому информированию граждан и иных субъектов правоотношений, как известно, составляет начальный этап реализации норм права. Социально‑правовые исследования уровня правовых знаний населения, таким образом, позволяют получить необходимые сведения для оценки результативности деятельности государства по правовому информированию общества и определения действенных мер по совершенствованию этой деятельности.
В современных демократических государствах личность признается высшей социальной ценностью, а создание необходимых условий для ее формирования и активной творческой деятельности является важнейшей обязанностью государства. В то же время активное участие личности в делах общества и государства становится возможным и плодотворным тогда, когда эта личность усвоит действующие в обществе социальные нормы и в первую очередь нормы права, закрепляющие меру ее социальной свободы. Только зная и соблюдая действующие правовые и иные социальные нормы, личность может действовать активно, добиваться социально значимых результатов, не причиняя вреда другим личностям, обществу и государству. Поэтому одной из обязательных составных частей процесса социализации личности, получения общего и профессионального образования является правовое воспитание личности, освоение ею необходимых элементов правовой культуры общества. И, следовательно, изучение этого аспекта социализации личности, уровня освоения действующих норм права является актуальной и значимой проблемой правовой науки и юридической практики.
Особенности социально‑правовых исследований уровня правовых знаний населения заключаются в следующем: 1) предметом исследования выступают правовые знания населения в единстве с источниками и механизмом формирования таких знаний; 2) основным способом исследований выступает опрос в форме стандартного интервью либо анкеты; 3) научно обоснованные критерии оценки знаний права населением пока что не разработаны глубоко и являются во многом дискуссионными.
Правовые знания населения как предмет социально‑правовых исследований представляют собой, прежде всего, систему, совокупность знаний о действующем праве и порядке его реализации в конкретных отношениях. В конечном счете структура правовых знаний населения должна соответствовать системе права, совокупности его отраслей и правовых институтов. Во всех отраслях права граждане признаются субъектами правоотношений, наделяются субъективными права и юридическими обязанностями и согласно презумпции знания права должны быть осведомлены о соответствующих нормах права.
Социально‑правовые исследования правовых знаний населения, как правило, носят комплексный характер и ставят своей задачей изучение знаний во всех или большей части отраслей права: конституционном, уголовном, семейном, гражданском, процессуальном и др. Однако вполне возможны и исследования, предметом которых могут выступать знания населения в какой‑либо одной отрасли права. Такие исследования имеют и определенный приоритет перед комплексными исследованиями, поскольку позволяют более полно и, следовательно, более точно, измерить уровень правовых знаний населения, выявить пробелы и достижения в освоении им норм соответствующей отрасли права.
В связи с тем, что социальные слои, группы современного общества имеют различные культурный и образовательный уровни, род занятий и систему законных интересов, то важнейшей задачей социально‑правовых исследований уровня правовых знаний является выявление уровня таких знаний, присущих каждому отдельному социальному слою (социальной группе) населения. В проводившихся ранее исследованиях население чаще всего подразделялось на три группы: интеллигенцию, т. е. лиц, имеющих высшее образование, рабочих городов и жителей сельской местности. Однако вполне возможны и иные классификации населения, в том числе по возрасту, полу, образованию, роду занятий, имущественному положению, вероисповеданию, партийной принадлежности.
Другая важнейшая задача исследований уровня правовых знаний – выявление источников и механизма формирования этих знаний, ибо в научном и практическом плане важны не только сведения о том, насколько глубоко и полно население знает действующее право, но и из каких источников были получены этих знания, насколько эффективной является деятельность государства по правовому информированию населения. При этом надлежит брать максимально возможный круг источников правовой осведомленности населения: 1) официальные источники; 2) средства массовой информации; 3) научно‑популярные издания в виде брошюр, пособий; 4) межличностные коммуникации; 5) непосредственный правовой опыт граждан, накопленный в процессе участия в конкретных правоотношениях.
Например, в исследованиях, проведенных советскими учеными‑юристами в 80–90‑х годах источники правовых знаний распределялись следующим образом: более половины респондентов получали правовую информацию из средств массовой информации (телевидение, радио, газеты); 12,9 % респондентов источником правовой информации называли межличностное общение в сфере правовых коммуникаций. Примерно столько же респондентов черпали правовые знания из научно‑популярной литературы. На самом последнем месте оказался такой источник правовых знаний граждан, как обращение за консультацией к юристу или посещение лекций по правовой тематике.
С учетом предмета и задач исследования уровня правовых знаний определяется круг источников, из которых может быть получена необходимая для исследования информация. К числу основных письменных источников, объективирующих правовые знания населения, относятся письма, обращения, петиции граждан в органы государственной власти, жалобы и заявления, направляемые в милицию, прокуратуру, суд, государственные органы исполнительной власти, публикации граждан в прессе. Однако эти источники не позволяют получить полные сведения о предмете исследования и тем более об источниках, механизме получения гражданами правовых знаний. Поэтому первостепенным и основным источником получения достоверной и полной информации в данных исследованиях выступает анкета, содержащая тот или иной перечень вопросов относительно предмета исследования. Соответственно, основным методом получения необходимой информации в данном случае является опрос населения.
Признание опроса в качестве основного метода исследования повышает значимость анкеты в получении достоверной и полной информации и усиливает ответственность ее составителей за разработку социологического инструментария, способного обеспечить успех исследования.
В анкете вопросы могут формулироваться разными способами. Знание действующих норм права может быть выявлено с помощью прямых вопросов о том, какие нормативные предписания регулируют соответствующие правоотношения. Например, респондентам предлагают ответить на вопросы: «Какие права граждан закрепляет Конституция Российской Федерации?», «Какие деяния, посягающие на право собственности, вы признаете преступлениями?», «Какие права имеет лицо при заключении трудового договора с организацией?» и др.
Другой способ формулирования вопросов анкеты связан с изложением какого‑либо юридического казуса, в основе которого лежат конфликты между правовой и социальной нормами, сложившимися стереотипами в сознании людей; между нормами права и социальным долгом либо незаконным интересом личности; между личными и охраняемыми правом социальными интересами. Респонденту предлагается дать свое собственное решение казуса или выбрать из имеющихся в анкете. Например, респондент должен оценить действия жильцов коммунальной квартиры, обратившихся с иском в суд о выселении гражданина М., который, готовясь к поступлению в консерваторию, систематически нарушал их покой своей игрой на пианино[145].
В процессе исследования уровня правовых знаний населения могут использоваться включенное наблюдение и опрос экспертов. С помощью экспертов можно не только определять уровень правовых знаний населения в целом, его отдельных социальных групп, но и осуществлять оценку полученной в ходе опроса или анализа письменных источников информации.
Показатель уровня правовых знаний населения чаще всего выражается в виде числа, получаемого от деления числа правильных ответов на вопрос на число лиц, участвующих в опросе. Поскольку совокупность правильных ответов, как правило, меньше числа лиц, участвующих в опросе, то этот показатель имеет вид десятичной дроби. Однако более сложной и пока что нерешенной является проблема определения критериев оценки уровней правового сознания населения. По настоящее время не выявлено содержание понятия «знание права». Как справедливо отмечают В.Н. Кудрявцев и В. П. Казимирчук, «с самого начала было не ясно, что считать высоким уровнем знания и что – низким. Возник вопрос о том минимуме знаний, который можно считать элементарно необходимым для всех, без исключения, граждан»[146].
Вследствие этого социологический инструментарий, примененный для изучения уровня правовых знаний населения, не гарантировал того, что полученные с его помощью данные отражают действительное состояние данного явления. Так, в составленной учеными ЛГУ анкете из 35 вопросов по пяти различным отраслям права ряд вопросов относился к правовому регулированию отношений, редко встречающихся в жизни граждан, или же к компетенции государственных органов, не связанной непосредственно с реализацией субъективных прав и интересов граждан. Таковыми являются следующие вопросы: имеет ли право на вознаграждение гражданин, нашедший клад в виде золотых монет и сдавший этот клад соответствующим органам? Может ли суд основывать решения на сведениях, почерпнутых из местных газет? Может ли райисполком указать колхозу, какие культуры он должен сеять, сколько скота держать[147]?
Отрицательные ответы на такие вопросы еще не свидетельствуют о низком уровне правовых знаний населения. Граждане достаточно точно отвечают на вопросы, связанные с их непосредственными правоотношениями, и затрудняются отвечать на вопросы, далекие от их непосредственных интересов. Население не может знать всех действующих нормативно‑правовых актов. Ему достаточно знать нормы, регулирующие политическую, общественную, трудовую деятельность граждан, порядок осуществления их имущественных и личных неимущественных прав, определенные нормы уголовного права.
В последующих исследованиях уровня правовых знаний населения были получены результаты, существенно отличавшиеся как от данных, полученных ленинградскими учеными, так и друг от друга. Расхождения в результатах вряд ли можно объяснить только уровнем правового сознания граждан. На результаты исследования, несомненно, влияло то, что опрашиваемым задавались различные по трудности вопросы. Между тем правильно разработанный инструментарий должен обеспечивать получение надежной информации. Чтобы разработать такой инструментарий, необходимо, прежде всего, определить круг юридических вопросов, знание которых является обязательным для граждан, раскрыть содержание понятий «знание права», «незнание права», а также критерии, позволяющие отличать «плохое знание» от «среднего» и «хорошего», т. е. решить проблему теоретически.