Раздел I. Налог на имущество организаций
Введение
Налоговые поступления являются основой государственных финансов. Именно за счет налогов формируется в основном доходная часть федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Налог – это обязательный, индивидуально-принудительно исчисляемый и уплачиваемый субъектом налога в доход государства в форме изъятия принадлежащих ему на правах собственности денежных средств в соответствии с законом в целях социально-экономического развития общества и государства.
Основная функция налогов – фискальная– состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Средства, собранные с помощью налогов, расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
Регулирующая функция находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство влияет на поведение физических и юридических лиц. Конкретные условия могут способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность.
Распределительная функция налогов заключается в перераспределении финансовых ресурсов, т.е. перетекании денежных средств из одной сферы экономики в другую.
Многие российские экономисты выделяют также контрольную функцию налогов. С ее помощью государство владеет информацией о финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов физических и юридических лиц.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходный налог с физического лица, налог на имущество, леса, земли и т.д.
Косвенные (скрытые) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене ьовара, с оборота реализации товаров. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.
К универсальным налогам относится НДС, которым облагается большинство товаров (работ, услуг).
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.
Монопольные налоги – это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.
Таможенные пошлины – это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу.
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
- налоговое законодательство должно быть стабильно;
- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
- издержки по сбору налогов должны быть минимальны
- доступность и открытость информации по налогообложению;
- соблюдение налоговой тайны
- равенство налогоплательщиков перед законом;
- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.
В России установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Основными элементами налогообложения являются:
- объект и источник налога;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления и уплаты налога;
- сумма налога;
- субъект налога.
К налоговой системе предъявляются требования, характеризующие ее всесторонне и являющиеся одновременно ее критериями, основными из которых являются: простота исчисления и учета налогов, экономичность и эффективность.
Недостатки в системе налогообложения заложены в самой системе: многочисленность видов налогов, неоднократность исчисления налога с одного и того же вида налога, несправедливость распределения налогового бремени между налогоплательщиками, многоуровневость налоговой системы, сложность налогового законодательства, исчисления и отчетности, большое количество действующих законодательных актов, дублирующих друг друга или противоречащих друг другу, отсутствие логико-аналитического аппарата исчисления налогов, необоснованность видов налогов и их ставок и др.
В целях стабилизации налогообложения и отношений между органами власти в лице государства и отношений между органами власти в лице государства и субъектами налога необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию системы налогообложения на основе новых теоретических разработок и практики налогообложения.
Роль государства в реформировании налоговой системы, в сфере самих видов налогов и налоговых отношений между ветвями власти заключается в установлении конституционных и социально-справедливых прав и обязанностей органов власти и субъектов налогов по отношению друг к другу, что является основным условием снижения противоречия между ними.
Единый социальный налог
Единый социальный налог – это федеральный налог, взимаемый с 1 января 2001 г. На основании гл. 24 части второй НК РФ. ЕСН предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение ( страхование) и медицинскую помощь.
Налогоплательщиками ЕСН признаются:
- лица, производящие выплаты физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, крестьянские (фермерские) хозяйства.
Объектомналогообложения для работодателей-организаций и индивидуальных предпринимателей – признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц:
- по трудовым договорам;
- по гражданско-правовым договорам;
- по авторским договорам.
Объектом налогообложения для работодателей - физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц:
- по трудовым договорам;
- по гражданско-правовым договорам.
Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество, а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
Для налогоплательщиков – членов крестьянского (фермерского) хозяйства из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.
Налоговая база работодателей – организаций и индивидуальных предпринимателей – определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, признаваемых объектом налогообложения. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения, предназначенных для физического лица, в т.ч. оплата коммунальных услуг, питания отдыха, обучения, страховых взносов по договорам добровольного страхования.
Налоговая база для работодателей – физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц.
Все налогоплательщики-работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Налоговая база для индивидуальных предпринимателей и адвокатов определяется как сумма доходов, полученных налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
При определении налоговой базы выплаты в натуральной форме учитываются как стоимость этих товаров.
Налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год.
Отчетными периодами признаются квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Не подлежат налогообложению единым социальным налогом:
- государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, пособия по безработице, беременности и родам, уходу за больным ребенком.
- все виды выплат, связанных с возмещение вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья; бесплатным предоставлением жилых помещений, питания и продуктов; увольнением работников и т.д.
- суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком в связи со стихийным бедствием; членам семьи умершего работника.
- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
От уплаты ЕСН освобождаются:
- организации любых организационно-правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом 1,2 или 3 группы;
- налогоплательщики – индивидуальные предприниматели и адвокаты, - являющиеся инвалидами 1, 2 или 3 группы, чей доход от их предпринимательской деятельности не превышает 100 тыс. руб. в течение налогового периода;
Налоговые ставки ЕСН для налогоплательщиков – работодателей (организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц) составляют:
20% - в федеральный бюджет,
3,2% - в фонд социального страхования,
2,8% - в фонд обязательного медицинского страхования (в т.ч. 0,8 – в федеральный ФОМС и 2,0% - в территориальный ФОМС),
Итого – 26,0%
Авансовые платежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, выписываемых и направляемых налогоплательщикам в следующие сроки:
за январь - июнь налог уплачивается не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
за июль - сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере '/4 годовой суммы авансовых платежей;
за октябрь - декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере '/4 годовой суммы авансовых платежей.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 марта года, следующего за
истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
1. Рассчитать заработную плату работников организации, удержать НДФЛ, начислить ЕСН по следующим данным за февраль месяц:
Расчеты оформить в расчетно-платежной ведомости.
№ п/п | ФИО | Кол-во детей | Сумма стандартного вычета | Сумма дохода, руб. | Сумма по варианту, руб. | |
1. | Самойлов В.Н. | А | 1Б000 | |||
2. | Рябинин С.Т. | С | 1СБ00 | |||
3. | Павлова Р.А. | С | 1БС00 | |||
4. | Тарасова З.Г. | А | 2БС00 | |||
5. | Матвеева С.И. | А | СБ00 | |||
6. | Нечаева Н.К. | С | 2Б000 | |||
7. | Фадеева И.К. | А | С000 |
1. Самойлов В.Н.
В соответствии с НК РФ Самойлов В.Н имеет право на стандартные вычеты в размере 3000 руб.
НДФЛ = ((18000-3000)*13%)/100% = 1950 руб.
ЕСН:
18000*20%/100% = 3600 руб. - в федеральный бюджет
18000*3,2%/100% = 576 руб. - в ФСС
18000*0,8%/100% = 144 руб. - в федеральный ФОМС
18000*2%/100% = 360 руб. - в территориальный ФОМС
18000*26%/100% = 4680 руб.
2. Рябинин С.Т.
В соответствии с НК РФ Рябинин С.Т имеет право на стандартные вычеты в размере 500 руб. и в размере 600 руб. на каждого ребенка.
НДФЛ = ((13800-500-600*3)*13%)/100% = 1495 руб.
ЕСН:
13800*20%/100% = 2760 руб. - в федеральный бюджет
13800*3,2%/100% = 441,6 руб. - в ФСС
13800*0,8%/100% = 110,4 руб. - в федеральный ФОМС
13800*2%/100% = 276 руб. - в территориальный ФОМС
13800*26%/100% = 3588 руб.
3. Павлова Р.А.
В соответствии с НК РФ Павлова Р.А. имеет право на стандартные вычеты в размере 600 руб. на каждого ребенка.
НДФЛ = ((18300-600*3)*13%)/100% = 2067 руб.
ЕСН:
18300*20%/100% = 3660 руб. - в федеральный бюджет
18300*3,2%/100% = 585,6 руб. - в ФСС
18300*0,8%/100% = 146,4 руб. - в федеральный ФОМС
18300*2%/100% = 366 руб. - в территориальный ФОМС
18300*26%/100% = 4758 руб.
4. Тарасова З.Г.
В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные вычеты в размере 400 руб., но поскольку доход Тарасовой З.Г. превысил 20000 руб. стандартные вычеты в размере 400 руб. не применяются при расчете НДФЛ.
В феврале месяце Тарасова получила дивиденды в сумму 2300 руб.
НДФЛ (с дивидендов) = (2300*9%)/100% = 207 руб.
НДФЛ = (28300*13%)/100% = 3679 руб.
ЕСН:
28300*20%/100% = 5660 руб. - в федеральный бюджет
28300*3,2%/100% = 905,6 руб. - в ФСС
28300*0,8%/100% = 226,4 руб. - в федеральный ФОМС
28300*2%/100% = 566 руб. - в территориальный ФОМС
28300*26%/100% = 7358 руб.
5. Матвеева С.И.
В соответствии с НК РФ Матвеева С.И. имеет право на стандартные вычеты в размере 500 руб.
НДФЛ = ((3800-500)*13%)/100% = 429 руб.
ЕСН:
3800*20%/100% = 760 руб. - в федеральный бюджет
3800*3,2%/100% = 121,6 руб. - в ФСС
3800*0,8%/100% = 30,4 руб. - в федеральный. ФОМС
3800*2%/100% = 76 руб. - в территориальный ФОМС
3800*26%/100% = 988 руб.
6. Нечаева Н.К.
В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные вычеты в размере 400 руб., но поскольку доход Нечаевой Н.К. превысил 20000 руб. стандартные вычеты в размере 400 руб. не применяются при расчете НДФЛ.
НДФЛ = (28000*13%)/100% = 3640 руб.
ЕСН:
28000*20%/100% = 5600 руб. - в федеральный бюджет
28000*3,2%/100% = 896 руб. - в ФСС
28000*0,8%/100% = 224 руб. - в федеральный ФОМС
28000*2%/100% = 560 руб. - в территориальный ФОМС
28000*26%/100% = 7280 руб.
7. Фадеева И.К.
В соответствии с НК РФ Фадеева И.К.имеет право на стандартные вычеты в размере 400 руб. НДФЛ = ((3000-400)*13%)/100% = 338 руб.
ЕСН:
3000*20%/100% = 600 руб. - в федеральный бюджет
3000*3,2%/100% = 96 руб. - в ФСС
3000*0,8%/100% = 24 руб. - в федеральный ФОМС
3000*2%/100% = 60 руб. - в территориальный ФОМС
3000*26%/100% = 780 руб.
Заключение
Налоговые системы всех стран являются многоуровневыми, сложными, многочисленными в отношении видов налогов, изымающих значительную часть доходов у юридических и физических лиц, имеющими огромный штат налоговых органов.
В общем-то, обе противостоящие стороны – налогоплательщик и государство с его налоговыми органами – одинаково сходятся на том, что современные налоговые системы кардинально нуждаются в радикальном упрощении, а налоговые ставки – в уменьшении и упорядочении, в осмыслении и логико-математическом обосновании.
В настоящее время бытует мнение, что главным противником упрощения налоговой системы являются ученые и консультанты, получающие за свою работу деньги. Это абсолютно неверно. Роль тех и других сводится к обоснованию наиболее оптимальных вариантов налоговых систем, сглаживающих существующие противоречия между государством и налогоплательщиком.
В настоящее время обсуждаются интересные проекты упрощения систем налогообложения вплоть до перехода к системе единого налога на доход или на расход, при которой обложению будут подвергаться только суммарные доходы или расходы граждан или юридических лиц, а все виды накоплений и инвестиций получат полную свободу от налогов как общественно полезные и поддерживаемые государством.
Что касается снижения налоговых ставок – это хотя и не самый кардинальный путь совершенствования налоговых систем, но важный этап в снижении налогового бремени налогоплательщиков и повышения экономического и социального развития страны.
В условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Россия в этом плане отстает от ряда стран. Доказательством тому является значительный отток капиталов за рубеж и низкий их приток за счет собственных и иностранных инвесторов. Причиной этому является не только недостаточно сложившиеся рыночные отношения, но и в большей степени политика государства, в том числе и налоговая политика по отношению к собственному и иностранному налогоплательщику. В налоговой политике важно опираться не только на опыт собственной страны, но использовать ценный и полезный опыт других стран с учетом местных условий, в которых создается и развивается налоговая система.
Список литературы
1. Налоги и налогообложение, Д.Г. Черник, Л.П. Павлова, В.Г. Князев, издательство МЦФЭР, 2006 г.
2. Налоги и налогообложение, И.М. Александров, издательство «Дашков и Ко», 2005 г.
3. Налоги и налогообложение, А.В. Перов, А.В. Толкушкин, издательство «Юрайт-Издат», 2005 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации, издательство «Омега-Л», 2005 г.
Введение
Налоговые поступления являются основой государственных финансов. Именно за счет налогов формируется в основном доходная часть федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.
Налог – это обязательный, индивидуально-принудительно исчисляемый и уплачиваемый субъектом налога в доход государства в форме изъятия принадлежащих ему на правах собственности денежных средств в соответствии с законом в целях социально-экономического развития общества и государства.
Основная функция налогов – фискальная– состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Средства, собранные с помощью налогов, расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты по государственному долгу, на социальную сферу и т.д.
Регулирующая функция находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Взимая налоги, государство влияет на поведение физических и юридических лиц. Конкретные условия могут способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность.
Распределительная функция налогов заключается в перераспределении финансовых ресурсов, т.е. перетекании денежных средств из одной сферы экономики в другую.
Многие российские экономисты выделяют также контрольную функцию налогов. С ее помощью государство владеет информацией о финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов физических и юридических лиц.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги взимаются непосредственно с доходов или собственности (имущества) налогоплательщика, например, подоходный налог с физического лица, налог на имущество, леса, земли и т.д.
Косвенные (скрытые) налоги взимаются принудительно в виде надбавок к цене ьовара, с оборота реализации товаров. Косвенные налоги можно подразделить на универсальные, индивидуальные, монопольные (фискальные) и таможенные пошлины.
К универсальным налогам относится НДС, которым облагается большинство товаров (работ, услуг).
Индивидуальными налогами являются акцизы, которыми облагаются отдельные виды товаров, услуги или обороты на определенной стадии воспроизводства.
Монопольные налоги – это вид налогов, реализация которых является монополией государства, например, реализация табака, спиртных напитков, спичек, соли и т.д. Монополия государства на реализацию таких товаров может быть полной или частичной.
Таможенные пошлины – это косвенный вид налогов, взимаемых при перемещении товаров (работ, услуг) через таможенную границу.
В современных условиях правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
- налоговое законодательство должно быть стабильно;
- взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
- способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика;
- издержки по сбору налогов должны быть минимальны
- доступность и открытость информации по налогообложению;
- соблюдение налоговой тайны
- равенство налогоплательщиков перед законом;
- взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков.
В России установлена трехуровневая налоговая система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.
Основными элементами налогообложения являются:
- объект и источник налога;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- налоговый период;
- порядок исчисления и уплаты налога;
- сумма налога;
- субъект налога.
К налоговой системе предъявляются требования, характеризующие ее всесторонне и являющиеся одновременно ее критериями, основными из которых являются: простота исчисления и учета налогов, экономичность и эффективность.
Недостатки в системе налогообложения заложены в самой системе: многочисленность видов налогов, неоднократность исчисления налога с одного и того же вида налога, несправедливость распределения налогового бремени между налогоплательщиками, многоуровневость налоговой системы, сложность налогового законодательства, исчисления и отчетности, большое количество действующих законодательных актов, дублирующих друг друга или противоречащих друг другу, отсутствие логико-аналитического аппарата исчисления налогов, необоснованность видов налогов и их ставок и др.
В целях стабилизации налогообложения и отношений между органами власти в лице государства и отношений между органами власти в лице государства и субъектами налога необходимо реализовать комплекс мер по совершенствованию системы налогообложения на основе новых теоретических разработок и практики налогообложения.
Роль государства в реформировании налоговой системы, в сфере самих видов налогов и налоговых отношений между ветвями власти заключается в установлении конституционных и социально-справедливых прав и обязанностей органов власти и субъектов налогов по отношению друг к другу, что является основным условием снижения противоречия между ними.
Раздел I. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций – региональный налог, взимаемый на основании гл. 30 части второй НК РФ и законов субъектов РФ.
Налогоплательщиками налога на имущество признаются:
- российские организации;
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое или недвижимое имущество (переданное во временное владение, пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность через постоянные представительства признается движимое или недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянные представительства признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения:
- земельные участки и иные объекты природопользования;
- имущество, принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, охраны правопорядка;
- имущество религиозных организаций, организаций инвалидов.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества (частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца налогового периода и первое число следующего за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу). Имущество учитывается по его остаточной стоимости в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности через постоянные представительства, а также не относящихся к деятельности данных организаций через постоянные представительства в РФ, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
Налоговая база определяется отдельно в отношении:
- имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;
- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу представляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода.
На основании данных в бухгалтерском учете организации:
1. Рассчитать среднегодовую стоимость имущества организации и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет.
2. Заполнить налоговую декларацию.
А – 0; Б – 8; С – 3;
В бухгалтерском учете ООО «Кронос» числятся основные средства, остаточная стоимость которых составила:
По состоянию на: | Остаточная стоимость имущества, руб. | |
по коду | по варианту | |
1 января 1 февраля 1 марта 1 апреля | 5АБС000 4БА0С00 3АБ00С0 3БА0С00 |
1. Определим среднегодовую стоимость имущества:
(5083000+4800300+3080030+3800300)/4 = 419090 руб.
2. Определим сумму налога, подлежащего уплате в бюджет:
((419090*2,2%)/100%)*1/4 = 23050 руб.