Право на личную безопасность.
Уголовные наказания отбывают лица, совершившие преступления, причем часть из них осуждены за преступления против личности, а также при опасном и даже особо опасном рецидиве, другая часть - злостные нарушители режима, не желающие соблюдать правопорядок. Все это - одна из причин агрессивного поведения осужденных, нередко по отношению друг к другу. Именно поэтому законодатель в ст. 13 УИК закрепил право осужденных на личную безопасность.
Право осужденных на личную безопасность гарантируется рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.
Прежде всего, это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.
На обеспечение личной безопасности осужденных влияют меры уголовно-исполнительного характера, которые существенно дополняют уголовно-правовые меры.
С учетом правовой природы их можно подразделить на две группы.
К первой группе следует отнести средства обеспечения личной безопасности осужденных, носящие характер мер убеждения. Как правило, они реализуются в рамках проводимой с осужденными воспитательной работы. По своему содержанию меры убеждения заключаются в разъяснении осужденным необходимости соблюдения установленного порядка (режима) отбывания наказания, правил взаимоотношений с осужденными и персоналом, обязанностей осужденных, установленных ст. 11 УИК и другими нормами данного законодательного акта, ответственности за преступные посягательства на жизнь, здоровье и достоинство личности. Все эти мероприятия охватываются основными формами воспитательной работы с осужденными применительно к различным видам уголовного наказания, включающими в себя: разъяснение действующего законодательства, агитационную и пропагандистскую работу, индивидуальную работу с каждым осужденным.
Во вторую группу входят средства обеспечения личной безопасности осужденных, имеющие принудительный характер. К их числу следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания. Представляя собой систему наблюдения и контроля за поведением осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений, в том числе совершаемых в отношении осужденных.
Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных - профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.
Профилактика преступлений в отношении персонала включает в себя как негласные оперативно-розыскные мероприятия, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности", так и гласные, проводимые подразделениями учреждений и органов, исполняющих наказания, на основе существующих законодательных и нормативных правовых актов. В их числе меры общей профилактики правонарушений (введение режима особых условий отбывания наказания - ст. 85 УИК), применение технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК), разъяснение осужденным последствий преступного поведения и т.д., а также индивидуальной профилактики - выявление, постановка на профилактический учет и оказание предупредительного воздействия на лиц, склонных к агрессивному поведению, имеющих отклонения в психике и т.д.
В ч. 2 ст. 13 УИК предусмотрены дополнительные меры по обеспечению личной безопасности осужденного, отбывающего наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, включая пожизненное.
При этом юридическим основанием для обращения осужденного к любому должностному лицу исправительного центра, арестного дома и исправительного учреждения служит возникновение угрозы совершения преступлений, направленных на причинение ущерба жизни и здоровью осужденных. Под угрозой в уголовном праве понимается высказанное или выраженное иным способом намерение совершить преступление против другого человека. При этом угроза может быть ему неизвестна либо доведена до сведения осужденного любым способом (лично или через третьих лиц, устно, письменно, с помощью жестов, демонстрации оружия и т.п.). Основанием для обеспечения личной безопасности также может быть угроза совершения преступления против осужденного, выявленная администрацией указанных учреждений самостоятельно.
Формальными основаниями (поводом) для принятия мер по обеспечению личной безопасности служат заявление осужденного (устное или письменное), сообщения правоохранительных органов, материалы надзорных или оперативно-розыскных мероприятий, иные письменные (например, письмо с угрозой совершения преступления) или устные сообщения.
Должностные лица по заявлению осужденного обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Применительно к исправительным учреждениям это могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место (например, из общежития в дежурную часть) либо по задержанию лица, от которого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это так называемые первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения, который принимает решение об этом.
Согласно указанной выше норме начальник учреждения может принять решение:
а) о переводе осужденного в безопасное место - в отдельную комнату, камеру - до устранения угрозы его личной безопасности. Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений в этих целях помимо других помещений могут быть использованы камеры штрафных, дисциплинарных изоляторов, помещений камерного типа и единых помещений камерного типа.
б) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного (разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от которого исходит опасность, к ответственности). При этом начальник учреждения вправе применить указанные меры как по заявлению осужденного, так и по собственной инициативе в случаях, когда сообщение о возникшей угрозе личной безопасности осужденного поступило из других источников;
в) о переводе осужденного в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза носит долговременный характер и не может быть устранена полностью.
Начальник учреждения или органа, исполняющего наказание, может принять решение о переводе в другое учреждение осужденного (осужденных), от которого (которых) исходит опасность.